Наталья Глухина
Тренинг сплоченности для педагогов «Вместе мы — сила»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов "Вместе мы – сила»
Сегодня мы поговорим о важности сплоченного коллектива. Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных, тем, что она как сама влияет на функционирование группы, так и зависит от него.
Сплоченность команды складывается из многих компонентов, важнейшие из которых, таковы:
1. Наличие общей цели.
Публикация «Тренинг сплоченности для педагогов „Вместе мы — сила“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
2. Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо не действовал, не может достигнуть командной цели в одиночку.
3. Взаимное доверие, готовность оказаться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающих элемент совместного риска.
4. Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении с друг другом, увлеченность общим делом.
5. Соревновательность, но не между членами коллектива, а направленного на общего конкурента.
Если еще раз пробежаться по всем компонентам сплоченности, мы увидим, что все в нашем коллективе есть для сплочения. Есть общая цель - а это один из важных компонентов, соревновательность между детскими садами. Хотелось бы, что бы каждый из вас осознавали и остальные компоненты.
Цель тренинга: достичь хороших межличностных взаимоотношений между коллегами, сплочение коллектива.
Задачи:
1. формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
4. развитие умения работать в команде;
5. сплочение группы.
1. «Нетрадиционное приветствие»
Цель: настроить на положительный лад, снять напряжение.
– Мы привыкли к стереотипам. Они обедняют нашу жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, можно здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног… Ваши варианты?
2. Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
3. Упражнение: «Мы с тобой похожи тем, что …»
Цель: снятие агрессии.
Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т. д.)
Обсуждение:
• Какие эмоции испытывали во время упражнения?
• Что нового узнали о других?
• Что интересное узнали?
4. Упражнение «Передача движений»
Цель: развитие эмпатии, восприимчивости к другим.
Участники встают в круг в затылок друг другу, чтобы расстояние между ними было 30-40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, шеи стоящего впереди участника (массирует плечи, и т. д). Тот делает такое же движение, касаясь следующего пока движение не пройдет целый круг. После этого водящим становится следующий участник. Когда в роли водящих побывали половина участников, ведущий подает сигнал повернуться кругом и оставшиеся участники передают движение в обратном направлении.
Обсуждение: какие движения больше всего понравились, насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись через круг, кому было неприятно?
5. Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива, координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
6. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль?
Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
7. Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Я заметила, что ни в одном из ваших домов нет мусорного ведра. Это замечательно, что никто из коллектива себя с ним не ассоциирует. Но ведь в доме у всех оно есть. А для чего необходимо мусорное ведро?
Ход упражнения: Посреди комнаты психолог ставит мусорное ведро.
Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможным дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами- у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например – обида, страх. Я предлагаю вам выкинуть все обиды, гнев, которые вы испытывали по отношению к коллегам или другим людям. Для этого напишите на листе бумаги ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на …», и тому подобное.
8. Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ
Цель: релаксация.
- Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»
Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.
Обсуждение:
9. Упражнение "Сердце коллектива"
Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
10. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:
• Что для вас сегодня было важным?
• Какие чувства вы испытывали?
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!