Лучший педагог года

Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога

Розалия Васильева
Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога

г. Якутск

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. С. Сухомлинский).

Публикация «Тренинг эмоциональной устойчивости педагога, Эмоциональная культура педагога» размещена в разделах

В последние 20 лет исследователями выяснилось, что педагоги, воспитатели, руководители подвержены симптомам эмоционального утомления и опустошения – синдром «эмоционального выгорания». На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние внутренние факторы. К внешним факторам относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями; завышенные нормы контингента (к-р, дети в группе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции (за благополучие детей); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель – подчиненный», «коллега – коллега», «воспитатель – дошкольник»); психологически-трудный контингент (нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов : «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» происходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполнение обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» - безразличие, равнодушие, душевная черствость.

Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряжения агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.

Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания» : чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к детям; агрессивных чувств (раздражительность, напряженности, гнева); упаднического настроения; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонница, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).

Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. А показателем эмоциональной культуры является высший уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.

Упражнения на развитие эмпатии

1. «Пойми другого»

Каждый участник должен в течении 2-3 минут описать настроение кого-либо в группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух и подтверждается их достоверность.

2. «Любящий взгляд»

Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человека. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

Упражнение на развитие мимической экспрессивности (отзывчивости)

3. «Как поживаете?»

Группе полагается мимически отреагировать в ответ на вопрос «Как поживаете?» следующим образом: «Спасибо, хорошо», «неважно», «не могу даже и ответить», «очень хорошо живу», «мерзко», «больше хорошо, чем плохо» и прочее. Пользоваться вербальным средствами при этом запрещается, жесты допускаются в минимальной мере.

4. «Передача чувств»

Все встают затылком друг к другу. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.) Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

- Что понравилось и почему? Для чего это нужно? Спасибо всем. До свидания.

Использованная литература:

Е. М. Семенова. Тренинг эмоциональной устойчивости. М. 2002.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога
Опубликовано: 11 марта 2015 в 16:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД