Тренинговое занятие «Развитие коммуникативных навыков»

Светлана Викторовна Петрова
Тренинговое занятие «Развитие коммуникативных навыков»

Тренинговое занятие «Развитие коммуникативных навыков», включенное в педагогический совет «Роль педагога и повышение качества речевого развития дошкольников», педагога-психолога Петровой Светланы Викторовны

Цель: развитие коммуникативной стороны педагогического общения.

Способность к общению –одна из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т. е. требованиям, предписания и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими. Сегодня целью нашего занятия и станет развитие коммуникативной и перцептивной (понимать и принимать то, что делает или сообщает вам другой человек) стороны развития вашего умения общаться друг с другом, со знакомыми и мало знакомыми людьми. Коммуникабельность (от латинского - соединимый, сообщающийся) - способность к установке связей. В психологии общения, коммуникабельность - это умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность – более широкое понятие, включающее не только умение говорить на любую тему (общительность) но искусство вести беседу в форме конструктивного диалога с любым человеком. Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшим из них являются организаторские и коммуникативные качества. Развитые организаторские и коммуникативные качества позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Они нужны педагогу и воспитателю, врачу и психологу, администратору и начальнику, всем тем, кто работает с людьми.

До начала педагогического совета столы расставлены по кругу: 7 групп по шесть человек.На каждый стол приклеено 7 разных эмблем: 1,2,3,4,5,6,7.

Раздаю на каждый стол набор эмблем:1,2,3,4,5,6,7. Каждому из группы надо выбрать эмблему. Теперь найдите стол с соответствующей эмблемой и пересядьте за стол, соответствующей вашей эмблеме

Игровые упражнения.

Первое задание

Чтобы группа смогла лучше почувствовать друг друга необходимо нарисовать общий «Групповой рисунок». Каждый из вас берет лист и начинает что-то на нем рисовать. По сигналу передаем свой рисунок по кругу. Задание считается выполненным, когда рисунок вернулся к своему хозяину.

Проанализируем. Смогла ли группа нарисовать то, что вы хотели? Или они не смогли угадать? Или получилось даже лучше?

Второе задание

Команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.

Произнесите слова с правильным ударением:

I группа – звоним, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, статуя

Произнесите правильно:

II группа - конечно, ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, пара (чулки, пара (сапоги, пара (гетры, пара (носки)

Произнесите слова с правильным ударением:

III группа - верба, ворота, нет волка, нет гуся, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, инструмент

Произнесите слова с правильным ударением:

IV группа – квартал, щавель, красивее, коклюш, петля, столяр, месяцами, алфавит, километр

Произнесите правильно:

V группа – теннис, фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник, заполнены (договор, несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз)

Произнесите правильно:

VI группа – декан, артезианский, порядочный, супермен, рекорд, сердечный, конгресс, крем, сонет, стакан (чай, килограмм (сахар, много (шум)

VII группа –Прочтите правильно:

Это ваша (роспись или подпись) на справке?

Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.

Я (надеваю, одеваю) шапку

Воспитатель (надевает, одевает) Машу

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру

Я (надела, одела) пальто на Свету

Третье задание «Сказочный персонаж»

Вся группа выходит за дверь. Мы загадываем сказочного персонажа.

Группе необходимо задавать вопросы о нем. Но на вопросы мы сможем отвечать только «ДА или НЕТ». Задав 14 вопросов. Группа должна решить и назвать этого персонажа.

На самом деле всех нас объединяет гораздо больше факторов, чем мы думам. И я вам сейчас это продемонстрирую.

Встаньте те (примерные показатели):

- Кто работает в детском саду больше 5 лет,

- встаньте те, кто живет в Норильске.

- у кого день рождение зимой

- на ком одета блузка с длинным рукавом

-встаньте те, кто ехал на работу на машине

- у кого высшее образование

-у кого есть младшая сестра

- кого зовут Света

- у кого отчество Ивановна

Видите, как много факторов может объединять людей

Тест «Ваша коммуникабельность»:

На каждый из 16 приведенных ниже вопросов дайте один из трех ответов: - да, - нет, - иногда.

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?

2. Вы откладываете визит к врачу до того момента, когда становится невмоготу?

3. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие необходимость выступить с докладом, сообщением, информацией на совещании, собрании или конференции?

4. Вам предлагают выехать в командировку туда, где Вы никогда не были. Приложите ли Вы все усилия, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями?

6. Раздражаетесь ли Вы, когда незнакомый человек обращается к Вам с просьбой показать ему что-либо, ответить на какой-либо вопрос?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «взаимопонимания людей разных поколений»?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он должен Вам деньги, которые занял несколько дней назад?

9. В кафе или столовой Вам подали явно пропавшее блюдо. Промолчите ли Вы, лишь отодвинув тарелку в сторону?

10. Оказываясь один на один с незнакомцем, Вы, как правило, первым вступаете с ним в беседу?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь,где бы она ни была: в банке, в магазине, в кассе кинотеатра? Чтобы этого избежать Вы готовы отказаться от своего намерения, нежели томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. Есть ли у Вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, культуры и никаких чужих мнений Вы не принимаете?

14. Услышав где-нибудь явно ошибочное высказывание по хорошо известному Вам вопросу, Вы предпочтете вступить в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-нибудь просьба разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устном?

За каждый ответ «да» — 2 балла, за каждый ответ

«иногда» — 1 балл, за каждый ответ

«нет» — 0 баллов.

• 30 – 32 очка. У вас есть проблемы с общением, и коммуникабельность – явно не ваша сильная сторона. Скорее всего от такого положения дел вы страдаете сильнее остальных. Если речь идет о групповой работе, вам бывает крайне сложно. Попробуйте обратиться к психологу и определить причины этой мешающей вам черты.

• 25 – 29 очков. Вы довольно отстраненный, замкнутый человек. Во многих ситуациях одиночество не является для вас обузой. У таких людей, как правило, мало друзей, а новая работа или необходимость контактировать с людьми ввергает вас в угнетенное состояние. Если это часто вызывает у вас недовольство собой, вам стоит попробовать примкнуть к группе людей с вашими интересами - ведь когда вы действительно увлечены, вы довольно коммуникабельны.

• 19 – 24 очка. Вы довольно общительны и коммуникабельны, особенно в знакомой вам обстановке. И все же вы обычно проявляете большую степень осторожности в общении с незнакомыми людьми. Споры вас отталкивают, и вы предпочитаете уклоняться от любых конфликтных ситуаций. Иногда вы излишне саркастичны, чем можете задеть человека. Однако это можно устранить путем самоконтроля.

• 14 – 18 очков. Ваша коммуникабельность в рамках нормы. Вы любите слушать истории других людей, любознательны, терпимы к тем, кто отличается от вас, умеете спокойно обсуждать проблемы и находить решения. Встреча с новыми людьми для вас проходит легко, без смущения и переживаний. Шумные компании вы не любите, они могут вас раздражать.

• 9 – 13 очков. Вы очень общительны, любопытны, стремитесь в любой ситуации выразить свое мнение, чем иногда раздражаете людей. Время от времени вы можете вспылить, но, как правило, быстро отходите. Вам не хватает некоторой усидчивости. Возможно нужно научиться терпению и умению довести начатое до конца. Впрочем, вы достаточно сильны для того, чтобы взять волю в кулак и побороть такие мелкие недостатки характера.

• 4 – 8 очков. Общительность – ваша самая яркая черта. Вы знаете все и обо всех. Не любите «умные беседы» на серьезные темы, но во всех бытовых обсуждениях обязательно участвуете, даже если они вас не касаются. Не умеете доводить дело до конца, чем вызываете недоверие со стороны коллег.

• 0-3 очка. Вы болезненно-общительны. Вы излишне многословны, навязчивы, вмешиваетесь во все дела. Которые вас не касаются, чем вызываете бурю негодования у окружающих. Вы склонны судит о том, о чем не имеете представления. Из-за вас у ваших близких возможны различные конфликты. Вам следует обратиться за помощью к психологу, если вы не в состоянии контролировать себя самостоятельно.

Литература

1. Бородич А. М. Методика развития речи детй – М.:Просвещение, 1981 – 255 с.

2. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников – М.: Просвещенире, 1990. – 160 с.

3. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001-640 с.

4. http://www.all-tests.ru/50

Публикации по теме:

Комплексное занятие формирование элементарных математических представлений Повышение мастерства педагога- успех в решении задач умственного воспитания детей. развитие любознательности ведет к развитию мышления,.

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Тренинговое занятие «Развитие коммуникативных навыков»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 08:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июня. Международный день балалайки

Международный день балалайки – праздник, придуманный в 2008 году, в честь 320-й годовщины первого исторического упоминания про этот народный инструмент (23 июня 1688 года). Автором идеи стал известный...

22 июня. Акция Свеча памяти

Очередной тематический день посвящен особенной дате — памятной и очень трагичной для всей нашей страны. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о начале Великой...


Горячие темочки