Татьяна Бичикова
Консультация для воспитателей «Развиваем малыша при помощи ТРИЗ технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развиваем малыша при помощи ТРИЗ технологии.
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развиваем малыша при помощи ТРИЗ технологии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие :
теория - катализатор творческого решения проблемы;
знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
творчеству, как и любой деятельности, можно научиться.
Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. - в педагогике.
Ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики : Березина В. Г., Гафитулин М. С., Гин А. А., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Кавтрев А. Ф., Камин А. Л., Мурашковская И. Н., Мурашковский Ю. С., Нестеренко А. А., Сидорчук Т. А., Тимохов В. И. и др.
ТРИЗ технология включает в себя :
- Метод маленьких человечков (ММЧ)
- Ресурсы
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Фантазирование
- Системный оператор (надсистема и подсистема)
- Страна загадок
- Противоречия
Сегодня мы поговорим подробно о ПРОТИВОРЕЧИЯХ.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др.
Давайте поиграем в игры – противоречия:
1 Игра «Много - мало»
Цель этой игры формировать понимание относительности количества.
Воспитатель называет различные ситуации, дети (а сейчас вы, педагоги) соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба? и др.
2. Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Например: много зайцев-это хорошо или плохо?
Хорошо
• Хищники могут питаться ими
Плохо Погрызут много деревьев
• Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться пустым
Плохо Погубят посевы
• Ими можно будет полюбоваться
Плохо.
Будут совершать набеги на огороды, сады. Растительность станет бедной
• Охотникам разрешат охотиться на зайцев
Плохо
Зайцы от нехватки кормов станут болеть и гибнуть…
И в тоже время хорошее свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но жалко зайчишек и т. д.
3. Игра «Разбежались»
Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам.
Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.
Например: мальчик направо, девочки налево;
одежда с карманами – без карманов,
длинные рукава – у кого не длинные,
кого в детский сад привел папа - кого не папа. …Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие – низкие, предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).
Вот некоторые примеры эпизодов занятия «Ознакомление с окружающим миром» с использованием проблемных вопросов.
П: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Что делают из стекла?
Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
П: Что необычного в стеклянном столе?
Д: Он красивый, можно видеть, как под столом лежит кошка.
П: А что плохого в таком столе?
Д: Такой стол может разбиться, и осколками порежутся люди…
П: А что еще может быть из стекла?
Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
П: А вы слышали выражение: «У него стеклянное сердце?» Про кого так можно сказать?
Д: Так можно сказать про злого, «колючего» человека. У Снежной Королевы злое сердце, оно у нее из острых осколков.
П: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.
Педагог обобщает ответы детей.
Живая и неживая системы.
П: Было семечком, а стало?
Д: Стало ростком.
П. : Было головастиком, а стало?
Д: Лягушонком.
П: Был дождь, что с ним стало?
Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась.
Формирование математических представлений.
П: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, в альбоме, в картине.
П: Где живет цифра 3?
Д: В днях недели, в месяцах года.
П: Где живет цифра 5?
При обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки.
П: Как можно использовать веревочку?
Д: Ею можно измерить многое.
П. : Например?
Д: Комнату, высоту шкафа, свой рост.
При ознакомлении с понятиями «много-мало».
П: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. Игрушек, овощей в огороде.
Игры с противоречиями (решаются с помощью алгоритма).
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример "Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
«Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?» Ответы детей: на черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.
Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» - т. е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.
Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни. (Пример по сказке «Колобок». Дети дают множество ответов: Колобок очень большой и лиса его не сможет съесть», «поиграть с Лисой в прятки», «Дед пошёл искать и выручил», «Охотники выручили2 и т. д.).
Итак, п р о т и в о р е ч и я. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны.
Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомое слово «дождь».
Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.
Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Метод проб и ошибок
Он используется для решения несложных задач.
Например, на прогулке ребята играли в мяч. Он перелетел через забор за предел детского
сада, откуда его трудно достать. Детям предлагается подумать, как это можно сделать? Дети ищут выход из этой ситуации.
Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребнка и является
первым шагом в творчество.
Метод фокальных объектов
Дети любят придумывать новые игрушки и предметы. Этот метод им поможетДетям предлагается назвать одно существительное, затем подобрать как можно больше
признаков к этому существительному. Поочердно признаки этих объектов переносятся на другие. Веер неожиданных признаков позволяет создать необычные объекты.
Облако Диван
Белое Окрашен в белый цвет
Пушистое Когда сядешь на пушистый диван, то становится тепло и уютно
Красивое Когда смотришь на красивый диван, то на душе хорошо
Воздушное Если усншь на диване, и тебе снится, что ты летишь по
воздуху
Метод мозгового штурма
Детям предлагается проблемная ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального
выхода. Например: На дереве созрели яблоки. Ирочка хочет попробовать яблоко, но сорвать
нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ей попробовать яблоко?
. На первый взгляд у этого метода много общего с обычной беседой. Но есть и отличия:
- каждый ребнок должен предложить свой вариант решения проблемы;
- принимаются любые идеи, даже если они кажутся абсурдными;
- из множества вариантов выбирается один и обсуждается более детально;
- результаты обсуждения можно использовать в продуктивной деятельности: сочинение
сказки, рисование.
Используя этот метод необходимо соблюдать некоторые правила:
- работать с небольшой подгруппой (от 2 до 7 чел.)
- детям должна быть дана установка: можно высказывать любую мысль, так как
исключается критика как сверстников, так и воспитателей.
Использование МШ в работе со сказкой
Задание 1: изменяем характер героя.
Прочитали русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой» и придумали новый образ
Лисы. Родилась новая сказка с другим героем.
Задание 2: изменяем концовку сказки.
Прочитали сказку «Снегурочка» и спросили детей: Как сделать так, чтобы Снегурочка не
растаяла?
Задание 3: восстанавливаем сюжет изменнной сказки.
Например: «Маша и медведь»
- Как сделать так, чтобы медведь сам отпустил Машеньку домой.
Метод каталога
Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства.
Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через
последовательность вопросов.
Примерные вопросы для детей 3 -4 лет:
- О ком сочиняем сказку?
- Жил-был кто?
- С кем он дружил?
- Что случилось с друзьями?
- Кто помог друзьям спастись?
Примерные вопросы для детей 5-7 лет:
- Жил-был кто?
- Какой он был?
- Какая история произошла с героем сказки?
- Встретил злого (доброго (кого)
- У нашего героя был друг. Кто?--- Какой он был?
- Что стало со злым персонажем?
Приёмы фантазирования
На прогулке, наблюдая за солнышком, спросить: «Куда солнышко прячется вечером? О
чм оно мечтает?
Можно оживить солнышко. Кто его мама? Кто его друзья? Какой характер у солнышка? О
чем спорят солнышко и ветер?
Приём эмпатии
Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в цветок?
О чем думаешь, мечтаешь? С кем бы подружился? Кого боишься?
1. «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».
2. «Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».
Результаты:
Девиз тризовцев – «Можно говорить всё» - и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.