Папки-передвижки

ТРИЗ для создания команды

Любовь Пачевская
ТРИЗ для создания команды

ТРИЗ для создания команды

В настоящее время важной задачей государства является подготовка таких людей, которые смогут работать в команде (коллективе) проявляя инициативу, нестандартное мышление и креативность при решении повседневных задач. Этому способствует ТРИЗ. Данная теория направлена на развитие в сотрудниках умения мыслить системно и комплексно, соотносить свой или чужой опыт с конкретной ситуацией и на основе имеющихся знаний грамотно и эффективно решать коллективные задачи, умело лавируя в сложной и многообразной действительности.

Публикация «ТРИЗ для создания команды» размещена в разделах

Роль руководителя для создания команды заключается в том, чтобы предложить подчиненным самим приложить усилия, проявить смекалку и креативность, подойти к решению коллективных задач на системном уровне и в результате выполнить большую часть рутинной работы рационально и оптимально, найдя лучшее решение и сохранив максимально возможное количество времени и сил. С этой целью всё чаще используется способ понимания общих законов развития различных систем, умения видеть, что даже самые сложные комплексы, существуют не сами по себе, а на базе уже имеющихся закономерностей.

Чтобы привить подчиненным радость совместных творческих открытий, нужно сделать процесс их поиска интересным и увлекательным. От руководителя в данном случае требуется побуждение сотрудников к раскрытию или выведению истины. Основными задачами на первом этапе выделяются:

• развитие коммуникативных способностей (умение самостоятельно строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения, ведение дискуссий, взаимодействие в руководителем, тактичная оценка точек зрений коллег, и пр.);

• стимулирование творческой активности при решении коллективных задач;

• формирование желания и готовности выдавать свои идеи на заданную тему.

В развитии любой команды (коллектива) есть время роста и затухания. В жизни в любой команде со временем угасает творческая активность, притупляются желания выдавать свои идеи по решению коллективных задач, иногда эти мысли просто не приходят в голову. Сначала был активный, дружный, работающий коллектив, а потом наступает стадия затухания. Каждый человек (в том числе и руководитель, являясь частью команды, изменяет коллектив (его настрой, работоспособность) словом и делом. В это момент роль руководителя сводится к организации так называемой встряски всего коллектива.

Очень хорош метод ТРИЗ – синектика. Понятие «синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий. Ключевые цели синектики – это:

• развитие умения мыслить нестандартно, видеть необычное в привычных вещах, смотреть на мир под разными углами и учитывать те условия, которые указываются в задании;

• воспитание уважения к мнениям и взглядам других людей, способности понимать и принимать их.

Во время встряски объединяются все те, кто попал в поле зрения руководителя. И это объединение иногда становится очень непредсказуемым. Главное – руководитель четко вычленяет у всех объединившихся общий признак – недовольство руководством на данном этапе. С целью избежать «бунта на корабле» руководитель выбирает жертву. Как правило, ею становится сотрудник, без которого работа коллектива не остановится и решение коллективных задач не пострадает.

Жертва подвергается «особому вниманию» со стороны руководителя с четким соблюдением законодательной базы. Необходимо следить за сохранением важного условия жизнеспособности команды (коллектива) и наличием минимальной работоспособности основных частей работающей системы: потребитель, источник, проводник и орган управления. Потребитель в ДОУ - воспитанники и родители, источник – сотрудники, проводник и орган управления – руководитель. Если хоть одна часть данной системы отпадает, то вся система в целом становится нежизнеспособной.

Для качественного функционирования коллектива необходимо наличие честных ежедневных коммуникаций. В случае если коммуникации нарушены, или они искажены (ложь, недоверие и т. п.) – система распадается. Именно это касается случая с жертвой. Синектика объясняет качество коммуникаций подчиненных с руководителем и с жертвой. Как только жертва престает быть жертвой в глазах сотрудников, сразу образуется новый виток рабочего подъёма в коллективе.

Руководитель легко может спровоцировать это рабочий подъём, сняв «особое внимание» с жертвы. Причем часто бывает, что именно из-за напряжения во время «особого внимания», после снятия этого внимания сотрудники явно видят все недочеты и нарушения законодательства самой жертвы. При снятии «особого внимания» весь коллектив чувствует расслабление, во время которого поднимается настроение и как, следствие, работоспособность. Вот Вам и ТРИЗ! Вот Вам и синектика!

Еще одним особым условием принципиальной жизнеспособности системы является согласование ритмики всех частей команды. Это требование говорит о необходимости общего пространства (помещения, участка на территории и т. д.) и общего рабочего времени (например, команда работает ежедневно с 08.00 до 17.00) Как ни говори, но вся история человечества подтверждает тот факт, что группу недисциплинированных интеллектуалов всегда победит дисциплинированная группа людей даже со средними способностями. Вот что такое – дисциплина!

Стремление руководителя - развитие работы команды (коллектива) в направлении увеличения степени идеальности. По мнению специалистов - это самый сильный закон в ТРИЗ. Руководитель это должен хорошо прочувствовать. Под идеальной понимается такая команда, которой нет, а функции выполняются. Коллектив, которого нет – а ценность воспитания доносится с минимальной себестоимостью. На самом деле это абстракция – но она позволяет задавать верный вектор развития. Как кот из произведения «Алиса в Стране Чудес» – кота нет, а улыбка есть. Такого в жизни не существует, но именно этот образ помогает принимать руководителю правильные решения коллективных задач.

Понятие идеальной системы позволяет без проб и ошибок сразу сузить поиск и попасть в область сильных решений. Например, стимулирующие раздаются всем по оценочным листам, но сумма небольшая и многие относятся халатно к решению дополнительных коллективных задач. Спрашивается, как изменить ситуацию? Идеальный результат может звучать следующим образом: подчиненные должны быть сами заинтересованы в выполнении дополнительных задач. И руководитель может в этом помочь: премировать.

Как правило любое развитие команды (коллектива) происходит по следующему сценарию. Одна из частей команды изменяется быстрее, чем остальные в результате чего возникает противоречие между сотрудниками. Разрешая противоречие (а не избегая его) коллектив переходит на новый уровень развития. Основная мысль для руководителя – нужно научиться не избегать или «замыливать» противоречия, а обострять их. Преодоление противоречий и есть основа развития коллектива.

Для руководителя важно научиться видеть, уметь создавать, формулировать противоречия. И здесь уместен очередной метод ТРИЗ – мозговой штурм. Интересный факт! Наиболее эффективно мозговой штурм действует тогда, когда подчиненные абстрагируются от действительности и погружаются в выдуманную ситуацию, в которой требуется помощь для свершения добрых дел.

Основными правилами мозгового штурма являются:

• исключение серьезной критики;

• поощрение максимально неординарных и невероятных предложений;

• возможность модернизации чужих идей;

• наличие совместных обсуждений, посредством которых из всех ответов команда выбирает самые оптимальные и позволяющие решить проблему с минимальными потерями.

Шикарный закон ТРИЗ : развитие частей команды идет сначала на макро, а затем на микроуровне. Это значит, что каждый член коллектива сначала особо ответственно готовится для городского семинара заведующих, потом всю эту подготовку переносит на родителей воспитанников, затем эта работа ведётся параллельно с родителями для воспитанников.

Теория решения изобретательских задач – это наука о творчестве. В её основе лежит системное мышление. В ТРИЗе взаимосвязаны воображение и логика, что даёт системный результат – управляемое воображение, логику воображения, управляемую смекалку и сообразительность.

Для сотрудника движущей силой, направляющей его взаимодействовать с другими в коллективе является стремление выжить, которое присуще каждому человеку с рождения и определено законами природы. Выживание – это воздействие подчиненных друг на друга с целью произвести обмен ресурсами (или сохранить свои ресурсы и захватить чужие) для выполнения своей главной роли в этой жизни. Каждый сотрудник стремится приспособиться к внешним условиям, к другим сотрудникам, к руководителю.

Очень жаль, но бывают в жизни такие случаи, когда сотрудник может выжить как организм, но потерять свою социальную функцию (например, подставить руководителю своего коллегу и потерять честь). Задача руководителя – организовать работу коллектива для решения коллективных задач. Только тогда все сотрудники будут объединены общей целью и только тогда можно будет избежать подставничества и ябедничества среди подчиненных.

Список литературы

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с.

2. Гин А. А. ТРИЗ педагогика (2015 г.) — цифровая книга Книга для умных родителей и учителей.

3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр.

4. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Андреев С. П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ : Учеб. Пособие. - М., 2004. - 364 с.

5. Зусман А. В., Злотин Б. Л. Воображайте! Школа креативного мышления (2015 г.) — цифровая книга.

6. Кукалев С. В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие (2014 г.) — 416 стр.

7. Пчелкина Е. Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.

8. Селевко Г. К. Энциклопедия педагогических технологий. В 2 т. Т. 2. М. : НИИ Школьных технологий, 2006.- 816с.

9. Толмачев А. А. Диагноз: ТРИЗ. / А. А. Толмачев. - 2004. - 496 с.

10. ТРИЗ-педагогика : диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А. А. Нестеренко, В. А. Ширяевой. - Саратов, 2007. - 104 с.

11. Учителям о ТРИЗ. Выпуск 3. Сборник метод. Матеориалов по преподаванию теории решения изобретательных задач в школе. - С-Пб., 1999. - 184 с.

12. Ширяева В. А. Методология изобретательства в педагогике: ТРИЗ - педагогика как креативная технология образования: Учеб. Метод. Пособие/ В. А. Ширяева. - Саратов, 2003. - 80 с.

13. Ширяева В. А. ТРИЗ-педагогика : от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В. А. Ширяева. - Саратов, 2006. - 72 с.

14. Шпаковский Н. А. Новицкая Е. Л. ТРИЗ. Практика целевого изобретательства (2011 г.) — 336 стр.

Публикации по теме:

Консультация «Что такое ТРИЗ?? ТРИЗ?-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач» Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач Воспитатель: Попова М. В. 2017.

Домашнее задание команды к интеллектуальному конкурсу по теме «Профессии»Домашнее задание команды к интеллектуальному конкурсу по теме «Профессии» «Приветствие команд» название команды – СКОРАЯ ПОМОЩЬ девиз команды- Наша команда - самая лучшая! Мы спешим на помощь всегда. Другие команды.

ДЮП — выступление команды школы СЦЕНАРИЙ выступления агитбригады ДЮП на районном конкурсе 2018 г. Автор: На скамье у дуба ветки Повстречались 2 соседки. (Выходят три бабушки,.

Обязательные компоненты для создания режима дня для ребёнка Контрольная работа. 1 Режим дня-физиологические потребности Начиная с первых дней жизни, наряду с хорошим гигиеническим уходом, ребенку.

Сценарий приветствия команды воспитателей детского сада Приветствие команды "Горошинки": Мы – веселая команда – Ясли сада «Родничок»! Вместе быть – для нас награда: Вместе – дружный мы стручок.

Представление команды «Светофорчик» Визитка команды «Светофорчик» на областном конкурсе «Безопасное колесо" Посреди дорог и пыли мчались вдаль автомобили Но на этом перекрёстке.

Проект создания мини-музея «Календари» с использованием ТРИЗ технологий в старшей группе Авторский коллектив: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Журавушка» Куропатина Татьяна Леонидовна,.

Визитка команды к конкурсу «День России» Визитка «День России» Дети одеты в футболки цветов радуги. Обойди кругом полмира, Но красивей не найти Той страны, где довелось нам И родиться.

Визитка команды туристов к конкурсу «Школа безопасности» "Спасатели" (Поют на мелодию песни "Дорогою добра"): Да, мы не недотроги С утра уже в дороге, Нам к сложным испытаниям Готовиться пора.

Визитная карточка и домашнее задание команды «Спортивные-креативные» на интеллектуальной олимпиаде для дошкольников Визитная карточка и домашнее задание детской команды «Спортивные-креативные» к интеллектуальной олимпиаде Кап: Вас приветствует команда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ для создания команды
Опубликовано: 17 июня 2018 в 11:20
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД