Лучший педагог года

Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников

Людмила Спиридонова
Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников

Участники:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1», дети и родители ( члены их семей: братья, сестры, дедушки, бабушки и т. д.).

Идея: Основными идеями организации «Тропы здоровья» являются: приобщение детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Публикация «Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников» размещена в разделах

На «Тропе здоровья» размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

«Тропа здоровья» решает проблему формирования высокого имиджа нашего детского сада в сохранении и укреплении здоровья детей, а также создания комфортных условий для общения малыша с родителями.

Цель: Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов : солнце, воздух, вода.

Задачи:1. Создать условия для укрепления здоровья детей.

2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.

3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Актуальность: На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Экология нашего города создаёт комфортные условия для формирования физического и психического здоровья дошкольников.

Нам необходимо научить детей, владеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Причина

Было установлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребенка оказались родители. На втором месте — педагоги.

Следствие

Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, психологическими, физически слабо развиты.

Некоторый контингент людей, имеющих алкогольную, табачную зависимость и ведущих асоциальный образ жизни. Вопрос о формировании основ здорового образа жизни в нашем саду стоит остро.

Одним из факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, является двигательная активность. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Данные по уровню здоровья детей, ежегодно поступающих в детский сад, подтверждают общую тревожную тенденцию ухудшения здоровья подрастающего поколения. Значительно сокращается детей, поступающих в наш детский сад со II группой здоровья, в основном дети с III группой здоровья и с физкультурной подготовительной группой, сопутствующие патологии различные формы аллергических реакций, ЧБД, ССС, заболеванием дыхательных путей, гиперреактивностью, заболевание глаз, задержка речевого, задержкой психического и умственного развития.

Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования физически развитой личности. От работ А. Ф. Лазурского и Г. Я. Трошина до работ современных исследователей, мы можем проследить достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований, физическим развитием и особенностями эмоциональной сферы (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович). Оздоровительное направление, разработанное российским ученым, доктором медицинских наук, педиатром, педагогом и психологом Юрием Филипповичем Змановским «Педагогика оздоровления», нашедшая свое продолжение в программе В. Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления».

В связи с этим приоритетное направление деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 города Сарова (далее – МБДОУ) являются улучшение эмоционально психического состояния и укрепление здоровья дошкольников, приобщение их к ценностям здорового образа жизни и охрана жизни дошкольников.

На практике, проводятся беседы по ОБЖ и ЗОЖ, занятия, основанные на убеждении и нравоучении. Педагоги нашего детского сада отдают предпочтение проектной деятельности, так как она предполагает максимальную включенность в процесс максимального количества участников. В каждый образовательный проект входят познавательные, продуктивные, игровые, творческо-исследовательские мини-проекты. Сущность проекта в том, что каждый ребенок – это активный участник какого-либо действа. В проектную деятельность вовлекается вся семья, идет на непринужденный контакт с педагогами.

Особое внимание уделяется здоровье сбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2019г. в д/с была организована «Тропа здоровья».

Целью организации «Тропы здоровья» является: сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей :

Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:

• профилактика плоскостопия;

• улучшить координацию движений;

• улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

• приобщить детей к здоровому образу жизни;

• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

• обучить приемам само- расслабления, снятия мышечного напряжения;

• освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим;

• развитие навыков совместной деятельности;

• умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

«Тропа здоровья» проложена по территории детского сада используются: прогулочные участки, детские игровые комплексы, огород, спортивная площадка и площадка расположенная около бассейна. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на территории детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Здесь встречаются сосново-дубовые, липовые и берёзовые деревья. Под пологими соснами произрастают лишайники, ландыш, кислица. А из травянистых растений встретить можно сныть и крапива, встречаются ягодники – земляника. Недалеко от детского сада находится река «Сатис».

На территории встречаются такие представители животные и птицы, характерные для широколиственных лесов: крот, ёж, сойка, иволга, зеленый дятел.

Из грызунов — белка, мышь домовая, мышь лесная. Из пресмыкающихся можно увидеть ящериц.

Маршрут тропы здоровья состоит из 12 станций, каждая из которых включает в себя несколько объектов:

* Спортивная площадка (зима);

* Огород;

* Полоса препятствий;

* Спортивный городок;

* Цветочная поляна;

* Метеоплощадка (зима);

* Зона отдыха;

* Птичья столовая (зима);

* Тропинка здоровья;

* Футбольное поле;

* Площадка ПДД;

* Игровой островок.

Существующая структура (разделение на «станции») позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей. Одновременно на «Тропе здоровья» могут работать несколько специалистов и воспитателей с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу.

Преимущество нашей концепции построения «Тропы здоровья» в том, что она позволила всем участникам здоровье сберегающего процесса и детям, и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование.

Тропа здоровья предназначена :

для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;

• для развития двигательных способностей дошкольников : силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

• для решения задачи закаливания дошкольников;

• для развития их сенсорных способностей;

• для саморасслабления, снятия мышечного напряжения.

Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически – активные зоны подошвенной части стопы. Закаливание детей на тропе здоровья проводят инструктор по физической культуре и воспитатели групп. Тропа здоровья позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Медицинская сестра детского сада систематически контролирует занятия на тропе здоровья, проверяет санитарное состояние объекта. Консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса способствуют повышению результативности оздоровительной деятельности с использованием возможностей тропы здоровья, и реализуется по следующим направлениям: закаливающее, эмоционально - психологическое, физкультурное, профилактическое. Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья формируют правильную осанку у детей, способствует формированию стопы, снижает количество простудных заболеваний.

Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья” :

Спортивные снаряды сделаны из оструганных брёвен (досок) и металлических труб. Трубы окрашены устойчивой к коррозии краской и брёвна, доски покрыты лаком. Поверхность деревянных снарядов ошкурена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т. д. Во избежание раскачивания, основания стоек столовая для птиц, метеостанция углублены и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлическая конструкция метеостанции соединены сваркой. Тропинка здоровья земляное покрытие обработано и покрыто укрывным материалом от сорняка, весь природный материал находящийся на тропинке пригоден для использования и безопасен. Полоса препятствий верёвка закреплена к деревьям, концы обработаны. Остальные станции рукоходов, «парусник», детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями, металлические стойки для подлезания, лазания, баскетбольная и волейбольная укреплены специалистами по строительству.

Все снаряды, установленные на «Тропе здоровья», максимально безопасны в пользовании.

Со временем мной будут представлены следующие результаты деятельности

• Подготовить презентацию для родителей и педагогического коллектива.

• Воспитателям и специалистам подобрать методические материалы для использования объектов тропы в работе с детьми : комплексы различных гимнастик, игровых массажей, картотека подвижных игр, коммуникативных игр, игр направленных на развитие произвольности, релаксационные упражнения, терапевтические сказки.

Тропа здоровья по желанию детей включается в терренкур, т. е. ходьба по пересечённой местности с объектами-станциями. Тропа используется по лексическим темам.

Оздоровительная деятельность на «Тропе здоровья» продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.

Основным результатом проделанной нами работы стала игра-путешествие по детскому саду и его территории где каждая группа поэтапно путешествовала по всем станциям тропы здоровья.

Список литературы

1. Вераксы, Н. Е. Комаровой, Т. С. Васильевой М. А. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. М. : Издательство: Мозаика-Синтез, 2013.

2. Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н. И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.

3. Здоровый дошкольник : Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. - М. : АРКТИ, 2000, С-88

4. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура : воспитание, образование, тренировка, 2003 - №1. - С. 5-10.

5. Никонорова, Т. С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

8. Чупаха, И. В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический сборник инновационного опыта. Ставрополь: «Народное образование», 2003 г.

9. Сайт Атомные города. Эколого просветительский проект. Саров. https://eco.atomgoroda.ru/cities/sarov

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей»Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей» Прогулка в зимнее время года необходима детям. Цель прогулки: укрепление здоровья детей. Задачи: - Формировать стремление к здоровому.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников
Опубликовано: 21 сентября 2022 в 12:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД