Чесова Мадина Расуловна
Программа по нравственно-трудовому воспитанию для работы с подростками в условиях прохождения реабилитации в СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по нравственно - трудовому воспитанию
"Труд - основа моей жизни!"
Составитель: Чесова Мадина Расуловна
Программа "Труд - основа моей жизни!"
Актуальность проблемы обусловила разработку программы трудового воспитания «Труд – основа моей жизни!»
Публикация «Программа по нравственно-трудовому воспитанию для работы с подростками в условиях прохождения реабилитации в СРЦН» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Направленность программы «Труд – основа моей жизни!» социально-педагогическая, так как ориентирована на работу с подростками в условиях прохождения реабилитации в социально-реабилитационном учреждении для несовершеннолетних.
Работая по программе, воспитатель привлекает детей подросткового возраста к различным видам трудовой деятельности, строит работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь.
Новизна данной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.
Практическая значимость программы очевидна, так как полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.
Данная дополнительная программа педагогически целесообразна, так как результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни;
Цель программы : развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.
Данная цель программы достигается в процессе решения следующих задач:
воспитательные :
- приобщение детей подросткового возраста к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;
- воспитание у воспитанников трудолюбия, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива; чувства бережного отношения к результатам труда; творческого отношения к труду;
- воспитание у подростков честности, сознательности, моральных качеств, чувства долга и целеустремленности, творческого отношения к труду;
- воспитание трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективной трудовой деятельности;
- воспитание основ трудовой культуры;
развивающие:
- формирование у подростков системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;
- формирование у воспитанников потребности в саморазвитии, самосовершенствовании;
- развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
- развитие аккуратности, опрятности, самостоятельности, трудовой активности, ответственности;
- развитие коммуникативных навыков; межличностных отношений;
обучающие:
- способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;
- приобретение системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;
- включение подростков в трудовую деятельность при помощи систематического участия в труде;.
Программа рассчитана на детей и подростков (10-15 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно в семье получать социальный опыт по ежедневному овладению культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, активно участвовать в общественно-полезном труде).
Реализация программы трудового воспитания подростков «Труд – основа моей жизни!» осуществляется через отработку культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения подростков в различные виды трудовой деятельности.
Труд становится великим воспитателем,
Когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы, развивает любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский.
При реализации программы используются следующие методы:
- метод организации деятельности: приучение, упражнение, практикум;
- метод стимулирования: поощрение, авансирование, создание ситуации успеха;
- игровой метод.
Формы реализации программы :
- уроки трудолюбия;
- проекты (учебные, социальные);
- участие в акции «День Земли»;
- изготовление презентаций;
- экскурсии, рассказ, беседы;
- практическая деятельность…
Ожидаемы результаты:
- знание о труде и мире профессий;
- воспитание трудолюбия;
- составление альбома «Мир профессий»
- проведение выставок рисунков и творческих работ детей;
- участие в конкурсах;
- правильный выбор профессии;
- овладение воспитанниками различными видами трудовой деятельности;
- развитие у воспитанников интереса к трудовой деятельности, желания трудиться, уважения к людям разных профессий;
- обучение правилам безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
- умение ухаживать за одеждой, обувью;
- знать правила сушки одежды, обуви и их хранения;
-правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки и т. д.
За основу программы были взяты предложенные материалы, разработанные Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычевой, Е. Ю. Селивановой, В. В. Титовой. Данное пособие рекомендовано Минобразования РФ для работы воспитателей и педагогов всех видов школ-интернатов, детских домов. В основу предлагаемой программы по трудовому воспитанию были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей. Учитывая вышесказанное, мы выделили приоритетные задачи в каждом звене.
Начальное звено:
Трудовое воспитание.
1. Отработка навыков учебного поведения.
2. Вооружение основными навыками самообслуживания.
3. Формирование навыков трудовой коллективной деятельности.
Среднее звено:
Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.
1. Ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях.
2. Развитие алгоритма решения различных житейских проблем.
3. Отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем.
4. Охрана природы.
Старшее звено:
Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.
1. Проф. самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего.
2. Трудовое воспитание.
3. Жизнеобеспечение.
Программа построена с учетом выделенных задач и основана на одной из ведущих видов деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За воспитателями остается право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, ее типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.
Сроки реализации программы «Труд – основа моей жизни!» : 1 учебный год (36 занятия); которые проводятся 1 раз в неделю, время проведения составляет – 1 час.
Календарно-тематический план реализации программы
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Что такое
трудолюбие»
Цель: Создание условий для осознания воспитанниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.
2. неделя
Тема: «Память можно
развивать»
Цель: Расширение представлений воспитанников о возможностях человеческой памяти и приемах рационального запоминания.
3. неделя
Тема: «Успешного человека создает труд»
Цель: Показать воспитанникам ценность трудовой деятельности.
4. Неделя
Тема: «Воспитание трудом»
Цель: Поддерживать в детях стремление подражать взрослым в процессе труда. Формировать убежденность в значимости коллективного труда, его необходимости.
Октябрь
1. неделя
Тема: «Не позволяй душе лениться!»
Цель: Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух.
2 неделя
Тема: «Делу время – потехе - час»
Цель: Учить обдуманному и целесообразному распределению своего времени, что необходимо уметь делать с самого раннего возраста.
3неделя
Тема: «Воля и труд дивные дива творят!»
Цель: Воспитывать в детях силу воли, отвращение к лени, умение ее преодолевать.
4неделя
Тема: «Характер закаляется трудом».
Цель: Размышлять с детьми о роли труда в формировании личности и становлении характера человека.
Ноябрь
1неделя
Тема: «Что может человек?»
Цель: Воспитывать в детях самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, умение ставить перед собой определенные цели и успешно бороться за их достижение.
2неделя
Тема: «Острова профессий»
Цель: Поддерживать интерес детей к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе профессии.
3неделя
Тема: «Успех в ваших руках»
Цель: Формировать у воспитанников навыки и умения достигать цели. Помнить, что труд – украшает человека.
4 неделя
Тема: «Острова профессий»
Цель: Поддерживать интерес детей к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе профессии.
Декабрь
1неделя
Тема: «Мой дом – наведу порядок в нем»
Цель: Показать детям, из чего складывается понятие «дом»; определить основные обязанности ребенка дома.
2неделя
Тема: «Прилежный ученик»
Цель: Способствовать более успешному усвоению изучаемого материала, повысить интерес детей к учебе.
3неделя
Тема: «Семья в жизни человека
Цель: Воспитывать у воспитанников чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.
4неделя
Тема: «Что в жизни зависит от меня»
Цель: Формировать у воспитанников активного и ответственного отношения к жизни.
Январь
1неделя
Тема: «Можно ли быть свободным без ответственности»
Цель: Обсудить с воспитанниками значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.
2неделя
Тема: «Коллективный труд по уборке помещения»
Цель: Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
2неделя
Тема: «Обучение дежурству»
Цель: Понимать значение своего труда. Воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым.
3неделя
Тема: «Совместный труд с дворником по уборке участка от снега»
Цель: Воспитывать уважение к труду взрослого, желание помогать. Подвести к пониманию необходимости труда не только для себя, но и для всех. Развивать чувство взаимопомощи.
4неделя
«Терпение и труд все перетрут»
Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищу. Развивать такие качества как: добросовестность, терпение, толерантность, взаимопомощь.
Февраль
1неделя
Тема: «Обучение умению следить за своим внешним видом»
Цель: Формировать привычку следить за своим внешним видом, проявлять заботу о товарищах, оказывая друг другу помощь в устранении непорядка во внешнем виде.
2неделя
Тема: «Все работы хороши…»
Цель: Воспитание положительного отношения к труду воспитателя, взрослого человека.
3неделя
Тема: «Ай, не буду, не хочу!»
Цель: Воспитывать у воспитанников бережное отношение к результатам труда. Выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей.
4неделя
Тема: «Мы славим труд»
Цель: Развивать наблюдательность, стремление и умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.
Март
1неделя
Тема: «Гигиена труда и отдыха»
Развивать положительные нравственные качества; трудолюбие, старательность, целеустремленность…
2неделя
Тема: «Трудовой десант»
Цель: Формировать у воспитанников устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению.
3неделя
Тема: Акция «Международный день Земли»
Цель: Познакомить детей с историей праздника «День Земли», воспитывать заботу об окружающей среде, необходимость бережного отношения к природе, неравнодушие к будущему планеты.
4неделя
Тема: «Наши поручения»
Цель: Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие.
Апрель
1неделя
Тема: «Закончил дело – гуляй смело».
Цель: Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Грамотно распределять между собой обязанности.
2неделя
Тема: «Дело мастера боится»
Цель: Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Испытывать чувство удовлетворения от участия в нем.
3неделя
Тема: «От лени болеют, от труда здоровеют».
Цель: Раскрыть значение и ценность труда в жизни человека. Закреплять умение планировать деятельность, грамотно давать оценку своей деятельности.
4нелеля
Тема: «Подготовка весенней сезонной одежды»
Цель: Воспитывать бережное отношение к своим вещам. Учить просушивать свою одежду, поддерживать порядок в шкафах, обувнице.
Май
1неделя
Тема: «Труд – основа всему!»
Цель: Способствовать радостному, эмоциональному состоянию от причастности к труду взрослого, удовлетворения от выполненных действий.
2неделя
Тема: «Что такое умственный труд»
Цель: Совершенствовать навыки умственного труда; развивать положительное отношение к учебе, трудолюбие, желание помогать друг другу.
3неделя
Тема: «Умение следить за своим внешним видом»
Цель: Воспитывать опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Проявлять бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу.
4неделя
Тема: Практикум: «Мы – юные земледельцы»
Цель: Воспитывать у детей уважение к труду земледельцев, результатам их деятельности, необходимым для жизни всех жителей страны. Способствовать радостному, эмоциональному состоянию от причастности к труду взрослого, удовлетворение от выполненных действий.
Перечень критериев навыков сформированности трудового воспитания
В результате проделанной работы у воспитанников приюта, должны быть сформированы следующие умения и навыки:
Начальное звено:
• Владеет навыками (т. е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.
• Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или, чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр. ; может выполнять элементарные работы : убирать (всё очень качественно, мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.
Среднее звено:
• Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по группе, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить.
• Имеет представление о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их значение; имеет представление о законах, о правах и обязанностях детей в нашей стране.
• Старшее звено:
• Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку, умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.
• Владеет навыками самообслуживающего труда, умеет правильно планировать свой труд (уборка группы, помещений и т. д.); умеет правильно распоряжаться своими деньгами; имеет общее представление о мире профессий; сформирована потребность трудиться.
Использованная литература.
1. Зайцева О. В., Карпова Е. В. «На досуге: труд в школе, дома, во дворе».
2. Лосева О. А. «Режим и организация труда».
3. Куликова Л. Н. «Воспитать себя»
4. Петровский А. В. «Что мы знаем и чего не знаем о себе?»
5. Пажин В. Н. «Как себя вести».
6. Буре Р. С., Година Г. Н. «Учите детей трудиться».
7. Буре Р. С., Година Г. Н. «Воспитание детей в труде».
8. Ковальчук Я. И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка».
9. Маркова Т. А. «Воспитание трудолюбия у школьников».
10. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей».
11. Лисина М. И. «Развитие общения у детей».
12. Шатова А. Д. «Школьник и экономика».
13. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. «Психология личности и деятельности школьника».
14. Макаренко А. С. «Мир детства».