МААМ-картинки

Консультация «Трудовое воспитание детей в школе-интернате»

Инна Вэнго
Консультация «Трудовое воспитание детей в школе-интернате»

Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.

Трудовое воспитание - процесс вовлечения воспитанников в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, передачи им трудового опыта, формирования потребности в труде.

Публикация «Консультация „Трудовое воспитание детей в школе-интернате“» размещена в разделах

Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.

В школе-интернате привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.

Система трудового воспитания, осуществляемая в интернате, решает следующие задачи:

1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.

3. Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.

4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,

5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Основными формами трудового воспитания являются : мероприятия, субботники, организация дежурств, экскурсии на предприятия, беседы, и так далее.

Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по группе, столовой; уборка спален и других интернатных помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – интерната формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду. В реализации данной программы важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, представителями различных учебных заведений, экскурсиям на предприятия и организации города, встречи с представителями различных профессий, трудовым делам, акциям. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.

Самообслуживающая деятельность воспитанников в школе-интернате включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, уборку мусора на прилегающей к школе территории. В процессе трудового обучения, общественно-полезного и производительного труда дети следят за порядком на рабочем месте, убирают за собой после работы.

Содержание трудового воспитания реализуется в учебном и воспитательном процессе.

В учебном процессе трудовое воспитание находит отражение в федеральном, национально-региональном и школьном компонентах государственного образовательного стандарта.

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов предполагает введение в процесс обучения школьников предмета «Технология».

Формы трудового воспитания :

1. Школьные – уроки технологии, дежурство по классу, по школе, уборки (генеральные класса, школы).

2. Внешкольные – кружки, трудовые десанты, выставки декоративно-прикладного творчества, шефская деятельность, пришкольный участок, производственная бригада, труд в семье, субботники, ремонт классов и школы, реализация социально-значимых проектов в области трудового воспитания.

Методы трудового воспитания :

методы формирования сознания: беседы, пример, диспуты, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж;

методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, приучение, переключение, упражнение, педагогические требования, воспитывающая ситуация, общественное мнение;

методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнования.

Этапы трудового воспитания

Трудовое воспитание школьников имеет свою возрастную специфику, задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.

В школе-интернате имеется ряд условий, которые обеспечивают жизненность системы трудового обучения и развития её направлений. К ним относятся всеобщность и обязательность трудовой деятельности для каждого члена детского коллектива, разнообразие видов труда, форм, методов их организации (не только дело по душе, но и общественно-полезный труд, согласованность режима трудовой деятельности с общим распорядком школы-интерната. В связи с изменяющимся возрастом воспитанников изменяются трудовые обязанности : чем старше становится воспитанник, тем больше и чаще ему приходится совмещать элементарные виды трудовой деятельности с более сложными обязанностями по самообслуживанию и общественно-полезному труду.

Школьное трудовое воспитание – основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы – помочь ребенку профессиональному становлению, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Трудовое воспитание детей» Консультация для родителей по труду Интерес к труду В правильном воспитании ребёнка непреходящее значение имеет труд; в приложении к ребенку.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание» Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, оно должно воспитываться.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в процессе ухода за комнатными растениями» Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудится, и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в семье» Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в в семье» Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье» В дошкольном возрасте необходимо развивать у детей важные для труда.

«Трудовое воспитание в семье». Консультация для родителей Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового.

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухихПатриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих В группе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Задачи: -Формирование личности как активного гражданина -Воспитание у обучающихся.

Трудовое воспитание — важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет.

Консультация «Трудовое воспитание дошкольника» Трудовое воспитание дошкольника Трудовое воспитание основано на стремлении детей к активности и самостоятельности. Элементы трудовой.

Консультация «Трудовое воспитание» Всему свое место! Трудится я люблю! Задачи: формировать навыки самообслуживания, поддержания в чистоте и опрятности самого себя и окружающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Трудовое воспитание детей в школе-интернате»
Опубликовано: 24 апреля 2019 в 08:07
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД