Папки-передвижки

Трудовое воспитание дошкольников

Шамсиева Зариет
Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников.

1. Трудовое воспитание как составная часть материальной культуры

человечества

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у

подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения

практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс

Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах

формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание

направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего

знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к

труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.

Материальная культура – окружающая человека среда. Материальная

культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни

общества, характер его материальных запросов и возможности их

удовлетворения. Трудовая деятельность играет определяющую роль в

человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не

совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и

общества.

Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность

– динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе

которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического

образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной

действительности. Это форма активности», можно определить, что трудовая

деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта

деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти

взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и

обществу. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают

опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его

огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки,

проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие

возможности могут быть реализованы только при наличии определенных

условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда

детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности,

участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в

совместной деятельности. При этом главная цель педагога – воспитание у

дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться,

стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими

затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае

необходимости.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших

задач нашего общества. Средства трудового воспитания детей дошкольного

возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений

о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности

труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым

умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в

процессе деятельности положительного отношения к труду и установление

доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами

являются:

ознакомление с трудом взрослых;

обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

организация труда детей в доступном им содержании.

В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства

используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание же

работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется при

учете постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.

Своеобразие трудовой деятельности детей.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных

ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты

труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его

людей.

Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка

крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает

истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на

удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью

взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него

мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и

радость от достигнутых результатов. Но как же тогда оценивать пусть даже,

небольшое участие дошкольника в труде, ведь отсутствие оценки значительно

снижает желание детей трудиться? И потому возникает необходимость ввести

понятие «субъективная значимость труда», т. е. оценка результата не с точки

зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости,

настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий. Таким образом, при

оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его

отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то

полезное для себя.

Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать

радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет

детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым

становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре

осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру

напоминающие трудовые : в них присутствуют воображаемые трудовые

операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в

ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого,

он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям:

тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает

эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам

труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например

купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми

умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что

он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с

гуашью, пользуясь подносом. Расставив их на столы, ребенок превращает поднос

в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток. Или становится

рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: он

разговаривает с Ними, изображая доктора Айболита, производит нужные

действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.

С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так,

например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы

затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает

необходимость выполнения трудовых действий : построили из кубиков дворец –

надо сложить весь оставшийся материал на полку, закончили играть в лото –

сложить все карточки в коробку, сделали атрибуты для персонажей будущей

игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки

из-под клея и т. д. В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры.

Дети начинают осознавать отличие работы от игры. Таким образом, на

протяжении дошкольного детства взаимосвязь игры и труда проявляется :

в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;

в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;

во включении игровых действий в трудовой процесс;

в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции»Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции» Сидим дома, не скучаем Уважаемые коллеги, продолжаю представлять Вашему вниманию фотоотчёт, как мои воспитанники проводят досуг со своими.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Комплексно-тематическое планирование по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» Уважаемые коллеги! Продолжаю публикацию комплексно - тематического планирования по разделам общеобразовательной программы дошкольного образования.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Трудовое воспитание в детском саду. Уборка опавших листьев на участкеТрудовое воспитание в детском саду. Уборка опавших листьев на участке Трудовое воспитание на участке детского сада «Уборка опавших листьев» Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности.

Знакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитаниеЗнакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитание В дошкольном возрасте основной вид деятельности -это игра. Используя в работе с детьми игру мы не только учим детей но и воспитываем. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание дошкольников
Опубликовано: 3 мая 2022 в 20:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Шамсиева Зариет в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД