Лучший педагог года

Трудовое воспитание дошкольников

Татьяна Базаркина
Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание как составная часть материальной культуры человечества

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.

Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

ознакомление с трудом взрослых;

обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

организация труда детей в доступном им содержании.

В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание же работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется при учете постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.

Своеобразие трудовой деятельности детей.

Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые : в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью, пользуясь подносом. Расставив их на столы, ребенок превращает поднос в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток. Или становится рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: он разговаривает с Ними, изображая доктора Айболита, производит нужные действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.

С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий : построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку, закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку, сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т. д. В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры.

В старшей группе воспитатель планомерно изменяет положение дежурных в коллективе детей. Они выступают как уполномоченные коллектива, поэтому назначаются в присутствии коллектива и отчитываются перед ним. Эти отчеты создают ситуацию взаимной зависимости коллектива детей и дежурных: дети понимают важность дежурств, не мешают им, выполняют их требования. При этом поднимается авторитет дежурных, становится привлекательной его роль.

В подготовительной группе изменяется и отношение детей к работе дежурных. Дети высказывают суждения о качестве работы, ее мотивах: дежурные обо всех хорошо позаботились, все хорошо расставили, чтобы всем было удобно, и т. д. Дети отмечают и отрицательные поступки дежурных, осуждают их: себе поставил красивую тарелку, это плохо, надо заботиться обо всех. Такая оценка позволяет формировать у детей правильное отношение к себе, к общественным обязанностям. Оценка со стороны коллектива детей и воспитателя формирует у дежурных умение оценивать свою работу: «Я хорошо дежурил: все сделал правильно, позаботился, чтобы всем было удобно; мне нравится все делать для детей». В итоге дети начинают уважительно относиться к требованиям дежурных, понимают их правомерность, беспрекословно выполняют (например, когда дежурные по занятиям просят детей перейти с игрушками в другое место, чтобы не мешать приготовить на столах материал для рисования или аппликации и т. д.).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции»Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции» Сидим дома, не скучаем Уважаемые коллеги, продолжаю представлять Вашему вниманию фотоотчёт, как мои воспитанники проводят досуг со своими.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Трудовое воспитание детей дошкольного возрастаТрудовое воспитание детей дошкольного возраста Недаром в русской народной пословице говорится: "Человек трудом красен". Леность ни когда не была положительной чертой человека. Поэтому.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Трудовое воспитание в средней группе. ФотоотчетТрудовое воспитание в средней группе. Фотоотчет Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание.

Знакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитаниеЗнакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитание В дошкольном возрасте основной вид деятельности -это игра. Используя в работе с детьми игру мы не только учим детей но и воспитываем. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 19:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД