Елена Линкина
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание неотъемлемая часть жизни дошкольников. Трудовая деятельность способствует общему развитию детей, расширению их интересов, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность, чувство долга.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должен стать повседневным. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Для ребенка – дошкольника игра является основной деятельностью и наша задача так построить воспитательно – образовательную работу, чтобы маленький ребенок, который хочет играть, научился трудиться.
Прежде всего у детей следует воспитывать уважение к труду, в каком бы виде он ни осуществлялся: в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в началах технического творчества. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал : «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд. В ходе него дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывает умение работать сообща. Дети в нашем саду любят выполнять совместную работу по уборке помещения группы, наводить порядок в уголках, совместно трудиться на участке детского сада убирая сорняки на клумбах, огороде, сгребая сухую листву и траву, поливая растения, используя орудия труда (грабли, тачки, лопаты, ведерки,лейки).
Большое место в воспитании детей занимает хозяйственно – бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержания порядка не только в групповой комнате, но и в раздевалке, в спальне, в столовой. Для этого ежедневно назначаются дежурные, которые в течении дня следят за порядком.
Очень важно правильно оценить трудовую деятельность детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилия и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних появиться излишняя самоуверенность, у других – неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности.
Так же немало важное значение трудового воспитания в детском саду – ручной труд, который позволяет развивать у детей начало конструкторских умений и способностей, в большей мере способствуют духовному развитию. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользовать ими. Детям не все равно, что делать, - чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда.
Труд будет обладать большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей – путь познания, приобщения к жизни. Ведь первые впечатления детства самые прочные.
Еще одним не мало важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатель должен знать, как организованна трудовая деятельность ребенка в семье, оказывать родителям соответствующую помощь. Следует не забывать, что только в тесном сотрудничестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания детей на первой, дошкольной ступени. Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и месье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной школе группе они успешно овладевают трудовыми навыками и умениями, с интересом занимаются любыми видами труда.