Вера Гаврилова
Трудовое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.
Виды труда:
•самообслуживание;
•общественно – полезный труд.
В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу своих особенностей, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата.
Публикация «Трудовое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
Задачи и содержание работы по самообслуживанию:
1. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.
3. Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Общественно – полезный труд: задачи и содержание работы:
1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.
2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.
4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия.
Срок Содержание труда
Сентябрь
1 неделя - самообслуживание - Игра «Мы пришли умыться»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Беседа «Всему свое место»
3 неделя – труд в природе - Привлечь детей к наполнению водой емкости для отстоя воды
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Привлекать детей к помощи няне (убрать салфетницы и хлебницы)
Октябрь
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Закатаем рукава»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Игра «Убери мусор в корзину»
3 неделя – труд в природе - Полив комнатных растений
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию); Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)
Ноябрь
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Выверни колготки»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Упражнение «Расставим стулья»
3 неделя – труд в природе - Опрыскивание растений водой
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Целевое посещение кабинета старшей медсестры, наблюдение за работой старшей медсестры; Привлечение детей к помощи воспитателю (уборка опавших листьев на участке)
Декабрь
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Застегни пуговицы»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Упражнение «Разложи карандаши»
3 неделя – труд в природе - Помыть листья фикуса
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помочь няне развесить полотенца в умывальной комнате; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)
Январь
2 неделя - самообслуживание - Упражнение «Все мы делаем по порядку»
3 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Протереть от пыли полки для игрушек
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы); Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)
Февраль
1 неделя - самообслуживание - Игра «Одежкин домик»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Протереть игрушки
3 неделя – труд в природе - Рыхление комнатных растений
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в стирке кукольного белья; Привлечение детей к помощи воспитателю (расчистка снега на участке)
Март
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Намылим руки»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Раскладывание книг в книжном уголке
3 неделя – труд в природе - Посадка крупных семян овощей
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в ремонте книг и дидактических игр; Целевое посещение столовой, наблюдение за работой повара
Апрель
1 неделя - самообслуживание - Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Убрать строительный материал после игры
3 неделя – труд в природе - Полив комнатных растений
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию; Целевое посещение прачки, наблюдение за работой работника по стирке белья
Май
1 неделя - самообслуживание - Игра «Мы заправим наши майки»
2 неделя – хозяйственно – бытовой труд - Переодеть кукол в кукольном уголке
3 неделя – труд в природе - Помыть листья растений
4 неделя – совместный труд со взрослыми - Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках; Наблюдение за работой дворника.
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.