Приложение МААМ

Экологическое воспитание детей раннего возраста

Наталья Богинская
Экологическое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. (Н. А. Рыжова)

Публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах

Наш детский сад реализует примерную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Задачи, которые ставит перед нами программа это: содействовать интересу детей к объектам природы : уточнить представления детей о растениях, учить рассматривать комнатные растения, наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами и птицами на участке детского сада; учить различать некоторых диких животных; в процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц, рыб; учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространённые овощи и фрукты; наблюдать с детьми за красотой природных явлений; формировать бережное отношение к окружающей природе.

Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

- воспитание гуманного отношения к природе;

- формирование системы экологических знаний и представлений;

- развитие эстетических чувств;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.

Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существа, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. Проявляется это в раннем возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.

Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него в первые, всё удивляет и радует. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия, свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.

Мой опыт работы показал, что важно специально учить малышей всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я построила свою работу по принципу " что вижу, то и познаю". Мероприятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания - нравственное поведение ребё нка : полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги.

В своей работе с детьми по экологическому воспитанию я использую прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек и с музыкальной деятельностью.

Провожу с малышами ежедневный уход за комнатными растениями нашего уголка природы. На прогулках хорошей традицией стала забота о птицах, особенно зимой. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

На прогулке организовываю экскурсии по территории детского сада. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте мира природы.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. В своей работе с малышами я использую экологические игры типа " Сад - огород ", " Кто прилетел на кормушку "; подвижные игры, например, " У медведя во бору ", " Лохматый пёс "; строительные игры: " Построим домик для зайчика ", " Строим мостик через речку".

Экологическое воспитание я осуществляю через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. Малыши не просто лепят или рисуют, они готовят угощение для наших друзей. В совместной деятельности с детьми рассматриваем и читаем книги о природе, животных. Провожу беседы на темы: "Холодно ли птицам зимой", " Как живут наши комнатные растения в выходной день" и т. п. Перед каждой такой беседе, я ставлю перед собой цель не только пробудить у малыша интерес к природе, показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Ведущим видам деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, я предлагаю им для обследования, в которое включаю как можно больше органов чувств.

Песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют, пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки, выясняем, из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Проводятся игры с водой : "Маленькие уточки", " Плывёт кораблик", дети льют водичку, переливают.

Работая с детьми по теме "Экологическое воспитание ", я учу каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, развлечениях. В нашем дошкольном учреждении заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными, они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остаётся без внимания. Взрослые и

дети награждаются благодарственными письмами.

В помощь родителям я оформляю "Экологическую папку - раскладушку ", где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Для родителей и детей был организован конкурс " Лучший домик для птиц", выставка " Корм для разных птиц". Родители приносили корм, вместе с детьми развешивали на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют заинтересованность.

С помощью родителей организовали уголок природы. Для этого посадили комнатные растения, сделали макеты на темы "Домашние животные", " Дикие животные", изготовили фото - альбомы " Пейзажи природы", " Животные на ферме", " Лесные жители".

Я считаю, что нужно постоянно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводиться она незря! Наблюдая за растениями и животными, ухаживая за комнатными растениями, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение. Поэтому в адаптационный период, когда малыш очень болезненно переживает " отрыв от мамы " я стараюсь переключить его внимание от расставания с ней на красоту комнатных растений, на аквариум, наполненный чистой водой, населённый разными растениями и нарядными, как живые цветы рыбками. Важно вместе с ребёнком подходить к растениям и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой. Растения станут интересным объектом для него, он тоже начнёт радоваться " встрече " с ним.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, я способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Я считаю, что экологическое воспитание способствует всестороннему развитию ребёнка. Оно направлено на развитие познавательных интересов, на развитие личности ребё нка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольника, его мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста К трём годам у детей накапливаются первоначальные знания об особенностях.

Экологическое воспитание дошкольников «Кто к нам в гости пришёл?» (вторая группа раннего возраста) Цель: Расширить знания детей о диком животном – медведе. Учить детей решать проблему путем поиска решения; развивать мышление, речь, воспитывать.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность: Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники.

Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста» Начинать экологическое воспитание в детском саду можно с момента прихода детей в группу раннего возраста. Двух - трехлетние малыши доверчивы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Белоснежка» Новиковой Елены.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Азбука экологического воспитания дошкольника. И до конца жизни. Именно так можно определить возрастные границы важнейшей в наше время проблемы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на Кубани Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на Кубани. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек.

Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён.

Экологическое воспитание детей раннего возраста. ФотоотчетЭкологическое воспитание детей раннего возраста. Фотоотчет Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, и накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей раннего возраста
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 10:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Богинская (УИ 355298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД