Приложение МААМ

Творческие игры и упражнения для ознакомления детей с растениями

Людмила Кудряшова
Творческие игры и упражнения для ознакомления детей с растениями
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Игры «Волшебные превращения».

2. Экологические игры.

3. Дидактические игры.

4. Игры на моделирование.

5. Коррекционные упражнения.

Основные задачи творческие игры и упражнения для ознакомления детей с растениями решают задачи по формированию познавательных интересов и совершенствованию творческих способностей, а также развивают сенсорику слабовидящих детей, формируют у них начала экологической культуры -–осознание правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение ребенка. При осуществлении образовательных задач, учитывая особенности развития детей с нарушением зрения, я продумывала средства обучения так, чтобы они дополняли и компенсировали недостатки зрительного восприятия.

Публикация «Творческие игры и упражнения для ознакомления детей с растениями» размещена в разделах

Игры «Волшебные превращения».

Цель развивать внимание, зрительную память, координацию движений, воображение, чувство эмпатии.

Игровое задание - по сигналу педагога дети «превращаются» в предметы окружающего мира

1. вещи, которые служат человеку

2. зверей и птиц

3. растения (деревья и цветы).

Ход игры дети свободно расходятся и придумывают для себя образ по теме, ведущий угадывает образ, дает оценку исполнению. Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Слушание шумов в «царстве растений» (жужжание пчелы, гомон птиц, шум ветра, листьев и т. д.).

Задание

1. «Послушай шум и дорисуй словами обстановку».

Например пчелы жужжат над цветами, птицы строят гнезда, деревья шелестят листьями.

2. «Послушай музыку и передай в движениях характер образа».

Музыкально-ритмические игры-превращения

«Я водоросль» (передача в музыкальной импровизации движения водоросли под водой).

«Я цветок» (распускание цветка, танец полевых цветов, полет бабочки над цветком).

«Я дерево».

«Я листик» и т. д.

Прослушивание и заучивание песен, стихов, загадок о растениях.

3. Ребенку предлагается листок (натуральный с дерева или нарисованный на бумаге).

Цель развитие воображения и фантазии.

Игровое задание создать с помощью листочка образ (дорисовать, доделать что-либо).

Экологические игры.

1. «Умеют ли цветы говорить»

Цель натолкнуть ребенка на мысль, что с растениями, например, с цветами, можно говорить, рассказать о чем-либо.

Предложить ребенку подобрать «лица» говорящим растениям, обратить внимание на то, что они меняются в зависимости от настроения или темы разговора.

Материал листы с нарисованными цветами и кружки с «лицами».

2. «Сколько детей у растения».

Каждому участнику игры предлагается посчитать, сколько семян в яблоке, лимоне, апельсине, винограде, гранате, арбузе, подсолнухе, початке кукурузы (подсчет семян ведется с учетом возраста детей).

Можно посчитать семена в огурце, вспомнив известную загадку «Без окон, без дверей, полна горница людей», объяснив детям, что из каждой «детки» - семени может вырасти новое растение построить и зарисовать алгоритм развития семени огурца.

3. Игра со скакалкой «Я знаю пять названий».

Игру можно проводить по отдельным тематикам «деревья», «ягоды», «грибы», «цветы», «лекарственные растения» и т. д.

Игроки по очереди прыгают через скакалку и на каждом обороте называют какой-нибудь цветок, например «Я знаю пять названий растений сада – георгин, ирис, астра, гладиолус, роза пять названий растений луга – колокольчик, ромашка, клевер, одуванчик, гвоздика пять названий первоцветов – ветренница, мать-и-мачеха, прострел, фиалка, медуница. Можно играть командами.

4. «Цветочек, цветочек, покажись разочек».

Цель найти цветок, который нарисован на всех шести карточках.

Материал шесть карточек с нарисованными цветами – подснежник, тюльпан, ромашка, роза, гвоздика, нарцисс.

Игры на моделирование.

1. «Рождение цветка».

Цель развивать образное мышление, способность языком символики передавать – моделировать природные явления, воспитывать чувство сопричастности окружающему миру.

Игровое задание показать, смоделировать процесс зарождения, рост, распускания цветка.

Ход игры воспитатель рассказывает сказку под музыку, дети инсценируют ее, создавая образ цветка.

Темы сказок для инсценировки.

1. «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-царевич от бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие ядовитые – это там, где баба-Яга ступала.

2. «Оживи картину».

Цветок.

Семечко долго спало в земле, ему было холодно и темно. Когда весной солнышко согрело землю, а девочка полила семечко водой из лейки, проклюнулся росточек. Он протиснулся на поверхность и потянулся к солнышку. Вскоре росточек превратился в стебелек, и на нем появился бутон. Всем стало понятно, что скоро на свет появится цветок. А тот не торопился, прихорашивался в бутоне, набирался сил. И вот однажды утром, когда первые лучи солнца коснулись бутона, он развернул свои лепестки и подставил их солнышку. Все любовались цветком и говорили «Какой красивый цветок расцвел».

Деревце.

Деревце корнями крепко держалось за землю, а веточками тянулось к солнцу. Весной на веточках появились зеленые листики, они шелестели ласково – это деревце разговаривало с птицами и тихонько покачивалось. Вечером листики замирали, веточки слегка склонялись, и дерево засыпало до следующего утра.

Разминка «Расставьте ноги на ширине плеч, подняв руки в стороны ладонями вверх, глаза закрыты. Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой, раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви – руки, на которых шелестят листья-пальцы. Подтянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела. Сделайте глубокий вдох и спокойный медленный выдох. Почувствуйте, как ласковый ветер обдувает вас. Ваши мощные корни-ноги впитывают живительную силу матушки-земли. Почувствуйте всем своим телом прилив энергии и бодрости. Тело распрямляется, руки тянутся к свету, к солнцу. Потянитесь, а теперь спокойно возвращайтесь в исходное положение, откройте глаза, глубоко вдохните и сделайте спокойный медленный выдох.

3. Творческое задание «Изобретение».

Цель 1. Закрепление умения подбора карточек с изображением частей растения, которое может жить в определенных условиях карточек с условными обозначениями факторов внешней среды.

2. Развитие творчества, фантазии, логического мышления.

Ход предложить детям – составить модель цветка, используя опорные карточки по Венгеру (программа «Развитие») нарисовать растение, которого никогда не существовало в природе и придумать ему название.

4. Игра «Фантазия».

Игрокам предлагается различный природный и бросовый материал для изготовления фантастических растений. При определении победителей учитывается оригинальность, юмор и фантазия игроков.

Коррекционные упражнения.

1. «Раскрась букет и подари».

Цель обучение умению подбирать нужные цвета и оттенки, развитие зрительного восприятия.

Оборудование карточки с контурным изображением букета, причем часть стеблей, чашелистиков и цветков уже раскрашены.

2. «Составь красивый букет цветов разных по форме и колориту».

Цель обучение умению составлять букет цветов на фланелеграфе закрепление знания о цвете и форме.

3. «Нарисуй красивый цветок» – обведение по точкам.

4. Лабиринт «Помоги Незнайке попасть в цветочную страну».

5. Обведение изображения цветка по контуру, закрашивание, обкалывание иголкой на подушке.

6. Выделение плана «Нарисуй цветок впереди дерева».

7. Выкладывание изображения цветка цветным рисом на пластилине.

8. Обведение через кальку мак, василек, фиалка, ромашка и соединение на нижней полосе (где растут – поле, лес, сад).

9. Обведение по контуру, вырезывание, наклеивание.

10. «Узнай цветок по силуэту» (наложение).

11. Выкладывание изображения цветка из мозаики.

12. Выкладывание на фланелеграфе изображение цветка из цветных ниток (индивидуально).

13. Обведение изображения через копирку.

14. Упражнение на зашумление «Посчитай, сколько цветков на полянке».

15. «Четвертый лишний» - упражнение на классификацию.

16. Изготовление цветов из природного и бросового материала.

17. Сортировка семян растений (развитие глазомера и мелкой моторики).

• Классификация семян по размеру, цвету, фактуре, форме

выкладывание семян с грубой структурой на наждачную бумагу

гладких семян – на гладкую писчую бумагу

разных по цвету семян – на цветную бумагу.

• Соотнесение изображения цветка с семечком, из которого они вырастают, составление алгоритма (ноготок).

• Выкладывание семян от самого маленького в порядке возрастания величины и наоборот (огурец, дыня, кабачок, тыква) и соотнесение семечка с карточкой, на которой изображено растение.

«Помоги Золушке разобрать семена» (фасоль, бобы, горох).

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЦВЕТОВ.

Цель создание ситуации успеха для каждого ребенка.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Задачи

1. Побуждать детей отражать в своих работах впечатления от наблюдений за растениями, передавать характерные особенности, разнообразное строение и окраску, используя новые техники изображения растений (см. приложение).

2. Развивать цветовое зрительное восприятие, память, наблюдательность, творческие способности.

Диагностика по ознакомлению детей старшего дошкольного

возраста по ознакомлению с природой по

программе Венгера «Развитие».

Задачи

I. Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о взаимосвязи растений с внешней средой, используя форму наглядного моделирования.

1. Умение различать живую и неживую природу.

2. Умение выделять факторы неживой природы, влияющие на растения и животных (вода, свет, тепло, почва).

II. Формирование представлений детей о строении, функциях и видоизменениях частей растений и умения определять связь видоизменений частей растения с выполняемыми функциями.

1. Корень (карточки №1, №2, №3).

2. Стебель (№1 - №3).

3. Лист (№1 - №4).

4. Цветок (№1 - №2).

5. Плод (№1- №5).

III. Выявление уровня знаний и умения детей

1. В определении связи строения растения с факторами внешней среды, умение строить модели.

2. В творческом применении усвоенных знаний в различных ситуациях.

3. В пользовании моделями самостоятельно.

Материал

• таблица строения растения

• набор моделей по темам (см. приложение)

• подборка иллюстраций по темам

• подборка папок «Цветы», «Алгоритмы развития растения»

• «Как ухаживать за растением, чтобы оно было здоровым и красивым»

• конспекты занятий

• курс «Растения и человек»

• комнатные растения.

Методику проведения диагностики использовала в занятиях №3, №8, №12, №13, №14 (открытое).

Публикации по теме:

Самоанализ работы по теме «Формирование основ экологической культуры с детьми дошкольного возраста» Более 20 лет я работаю над темой "Формирование основ экологической культуры с детьми дошкольного возраста". Перед собой поставила следующие.

Экологический мини-проект «Страна Чудес» Экологическое воспитание – это новое направление в дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческие игры и упражнения для ознакомления детей с растениями
Опубликовано: 9 марта 2015 в 13:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческие игры и упражнения для ознакомления детей с растениями» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кудряшова (УИ 322694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД