Творческий отчет о работе по формированию цветовосприятия

Вера Акимовна Гайфуллина
Творческий отчет о работе по формированию цветовосприятия

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

П. Пикассо

Одним из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только белое и черное. В промежуток от 6 недель до 2-х месяцев они начинают различать красный цвет. Затем постепенно учатся воспринимать другие яркие цвета – желтый, зеленый, оранжевый.

Известно, что цвет оказывает определенное воздействие на деятельность центральной нервной системы.

Красный возбуждает, согревает, активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

Желтый – тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность центральной нервной системы

Зеленый - уменьшает кровяное давление, успокаивает, снимает напряжение

Синий – замедляет сердечную деятельность, действует седативно

Темные и холодные цвета – снижают эффективность умственной деятельности

Светлые и теплые – улучшают мыслительную деятельность

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т. е. цвет обязательно нужно увидеть. А ведь именно занятия декоративным рисование могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научить любоваться красотой.

Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Д. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина и др., искусствоведы (А. В. Бакушинский, Н. Н. Волков и др., педагоги (Е. А. Езикеева, Т. С. Комарова, Т. Г. Козакова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина, Я. А. Каменский, М. Монтессори и др.).

Развитие цветовосприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятие эмоциональной насыщенности цвета является, на мой взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом.

Работая уже много лет воспитателем по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что все методики рассчитаны на довольно подготовленных детей. Принцип их такой «Следуй за мной», «Делай, как я». Взять, например, слияние красок. Несколько раз показывала, как из двух красок получается третья. Дети вроде бы поняли. Но, присмотревшись к их рисункам, заметила, что они очень редко пользуются смешением красок. Почему? Ребенок ждет, когда просохнет одна краска, чтобы начать рисовать другой. Устает ждать и нет времени ждать, и вторую сторону рисунка рисует кое – как, лишь бы быстрее закончить, чаще рисует одной, редко двумя – тремя красками. И как не старалась научить детей получать новые цвета, боязнь остаётся. Именно это натолкнуло меня взять тему «Развитие цветовосприятия средствами декоративно – прикладного искусства». С одной стороны она согласуется с идеями народной педагогики, с другой – способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета, когда ребенок готов к восприятию различных оттенков цвета и способен выразить свое отношение к окружающей его действительности, которая так ярко проявляется в народном искусстве.

Целью моей работы является:

• Помочь детям войти в мир народной культуры при помощи особенности цветовосприятия различных промыслов России.

Основными задачами моей работы является:

1. Приобщение детей к народному искусству, к духовно – художественным ценностям, созданным народом, к определенному образу мира.

2. Создание условий способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; накоплению, обогащению, активизации эмоционально – эстетических переживаний, вызванных цветом.

3. Формирование представлений детей об использовании цвета в народном, изобразительно – пластическом искусстве, умение понимать символику цвета.

4. Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственное эмоционально – целостное отношение к искусству, действительности жизни.

Каждый цвет, каждый символ носил определенный смысл, выполнял роль оберега, амулета, или просто рассказывал об окружающей действительности. Цвет, как живое существо имеет возраст и Родину. История человечества – это история сопутствующих факторов его развития, в том числе и цвета. Это можно заметить на примере изделий декоративно – прикладного искусства, изделий народных промыслов, которые имеют свои глубокие корни. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать его неотъемлемой частью души.

Окружающая действительность, особенно в нашем городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Поэтому для полного приобщения детей к национальной культуре в нашем детском саду проводится углубленная работа по этому направлению. Анализ занятий с детьми, их совместной деятельности с взрослыми показал, что среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал и восприятие цвета требует создания условий. Поэтому, начиная работать с детьми для развития восприятия цвета, мы организовали в группе ту среду, в которой ребенок смог бы легко погрузится в быт народа. В каждой группе существуют уголки творчества, где имеются изделия народных мастеров, иллюстрации по народным промыслам и где, полученные знания на занятии, дети могут использовать в самостоятельной деятельности. Так как основной задачей при развитии восприятия цвета у детей стоит приобщение к декоративно – прикладному искусству, я познакомила с видами искусства, рассмотрели предметы, отметили их особенности, обогатив представление детей о взаимосвязи народного промысла и природы.

Работу по ознакомлению с народно прикладным искусством начала с наиболее простого и доступного для детей – игрушки. Из всего многообразия русских народных игрушек я выбрала матрешку и дымковскую игрушку, которые были в нашем детском саду. Следующий шаг предполагает проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме рассказываю об истории возникновения промысла, его происхождении, специфике цвета и формы. Затем посвящается ряд занятий по ознакомлению со средствами выразительности, с основными элементами художественного языка одной из которых является цветовая гамма, при этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия. Далее обучаю детей созданию декоративного образа, освоению ими элементов узора данного промысла, сначала на репродуктивных, затем на исполнительско – творческих занятиях и позднее на поисково – творческих. В средней группе продолжается работа по развитию у детей эстетического восприятия путем развития перцептивных действий - действий восприятия, выделения, различения названия цвета предметов, а затем и передачи основного цвета в рисунке. Эти задачи решала путем приобщения детей к народному декоративно – прикладному искусству, каждый вид которого обладает своей цветовой гаммой.

Для привития интереса к декоративно – прикладному искусству для развития восприятия цвета использую различные игровые приемы: например, в гости приходят народные игрушки или «Хозяюшка», которая демонстрирует свой наряд, поем знакомые песенки, рассказываем сказки, загадываем загадки. Детям предлагаю нарисовать несколько несложных узоров, при этом особое внимание уделяю на цветовую гамму узора и его значение в народной символике. Уточняю, делая акцент на цветовой гамме произведений народного искусства, тем самым развивая восприятие цвета. Я побуждаю детей использовать в рисовании разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветие в народном декоративно – прикладном искусстве.

Важным умением, от которого зависит получение чистого цвета при рисовании красками, является хорошее промывание кисти. Этот навык формируется у детей младшей и средней группы и продолжается в старшей. Мною разработана программа «Роднички» по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством, для детей 3 – 7 лет. Программа успешно прошла апробацию в нашем детском саду. Но выявилась проблема, что не все дети достаточно хорошо запоминают цвета. Оказалось, что у некоторых детей дома нет гуашевых и акварельных красок. Преобладают фломастеры, которыми невозможно получить чистые смешанные цвета. Поэтому к данной программе добавила раздел по развитию цветовосприятия у детей, начиная с 1 младшей группы. Где использую экспериментирование с изобразительными материалами. Это стимулирует воображение ребенка, побуждает творческую познавательную активность.

Работа по цветовосприятию средствами декоративно – прикладного искусства ведется в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами. Для педагогов детского сада провожу семинары – практикумы, консультации, мастер – классы, сообщения, факультативы, где они сами соприкасаются с красотой и изяществом народного искусства.

Работа по данной теме ведется не только с детьми и педагогами, но и с родителями. Для этого организован клуб по интересам «Акварелька» для детей и родителей. Задача клуба:

1. Знакомить с декоративно – прикладным искусством, бытом и традициями русского народа.

2. Способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию любви к культуре своего народа.

3. Знакомить родителей с работой дошкольного учреждения по формированию у детей художественно – творческих способностей.

Периодически выпускаю «Акварелькин журнал», где можно узнать много интересного и познавательного, а также увидеть работы детей.

Результативность обучения выявляю в ходе педагогических наблюдений, которые провожу 2 раза в год в сентябре и в мае. Не все дети одинаково хорошо справляются с работой: одни успешно, у других возникают затруднения. Анализ затруднений приводит к корректировке заданий. При планомерной работе по данной теме уже виден результат (педагогические наблюдения прилагаются).

Ежегодно мои воспитанники принимают участие в региональном конкурсе «Улыбки Севера», в Международных экологических акциях «Спасти и сохранить», «Марш парков», являются дипломантами данных мероприятий.

Совместная творческая деятельность: воспитатель – дети – родители – педагоги – это теплая атмосфера общения, взаимные хорошие добрые эмоции, позитивное настроение, - это самое главное в нашей работе – радость и теплота.

Публикации по теме:

Афоризмы «Не слушайте никого, кто вам объясняет, что та или иная затея вас не достойна, им не понятна и миру не нужна. Вам этого жутко хочется, значит.

Персональная выставкаПерсональная выставка “Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Изобразительная студия.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Творческий отчет о работе по формированию цветовосприятия
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 14:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе «Мое педагогическое кредо»
Что значит, быть воспитателем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам....
Фотоотчет муниципального проекта «Вместе с папой!» Разновозрастная группа №2,возраст...
Воспитатель Ганина Л. А. Проект «Вместе с папой» Проект "Вместе с папой! " направлен на развитие родительских компетенций, повышение вовлеченности...
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет по рисованию на...
Нажия Азисова. Цель : Обучать умению рисовать прямые вертикальные линии разной длины-сосульки, проводить прямые вертикальные линии с помощью кисточки,...
Сенсорная книжка
Сенсорная книжка. Цель : сенсорное развитие. Задачи : благоприятно воздействовать на восприятие ребёнка и формировать у него представлений о внешних...
Конспект занятия по ОБЖ «Опасности на улице» в старшей группе
Конспект занятия по Обж в старшей группе Тема: «Опасности на улице». Цель: расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице; учить...