Папки-передвижки

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Куликова
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание работы

1. Мышление- один из важнейших психических процессов.

2. Цель и задачи.

3. Основные этапы работы с детьми

4. Литература.

5. Приложение.

Мышление- один из важнейших психических процессов. Это особый вид деятельности ребенка, характеризующийся познанием, обобщением и отражением окружающего мира. Наиболее существенными операциями мышления являются анализ, синтез, обобщение и абстракция, причем все эти процессы связаны в любом виде умственной деятельности.

Публикация «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование элементарной культуры мышления должно начинаться с первых месяцев жизни ребенка. Взрослый человек, как известно, обладает речевым, понятийным мышлением. Понятие — это обобщение опыта человеческой деятельности в слове. Чем богаче опыт деятельности, тем содержательнее понятия, тем глубже мысль. Нам иной раз кажется, что мы мыслим независимо от какой-либо деятельности, от практики, но это ошибочное мнение. Самая отвлеченная мысль всегда связана с человеческой практикой через понятие, слово, обобщающие определенный опыт деятельности. Первые понятия начинают формироваться еще в дошкольном детстве, а процесс подготавливается в раннем детстве. Обобщение опыта в слове происходит у ребенка не сразу, а постепенно. Слово постоянно как бы все больше и больше насыщается содержанием деятельности.

В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами складывается наглядно-образная форма мышления. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их, а получение знаний является обязательным условием развития мышления детей.

Современные психологи выделяют три основных этапа в развитие мышления ребенка : наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Все виды тесно связаны друг с другом. Ребенок воспринимает окружающий мир, пытается уяснить себе различия и сходства предметов, пользуется речью, решая разные задачи. Поэтому, все операции мышления важно развивать, чтобы будущий ученик умел рассуждать, видеть и понимать взаимосвязи между предметами. Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям 1-го, 2-го, 3-го года жизни. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным (логическим).

Малыша важно научить рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности, делать выводы.

Наглядно-действенное мышление проявляется в форме решения ребенком различных практических задач. Это решение протекает как непосредственная практическая деятельность ребенка. Каждую мысль ребенка, образно говоря, можно видеть в его действиях. Например, ребенок 2 лет видит игрушку, стоящую высоко на полке. Чтобы достать игрушку, он берет стул и достает ее. Более старший ребенок, при решении подобной задачи поступит таким же образом, но более умело. Это означает, что наглядно-действенное мышление с возрастом не исчезает, а принимает иные формы. Но ребенок-дошкольник уже может решать задачи, опираясь на свои знания, представляя себе возможные последствия своих действий. Так, постепенно движется ребенок к все более высоким этапам развития своего мышления. И хотя в развитии мышления ребенка мы выделяем ряд" последовательно наступающих этапов, развитие мышления — единый процесс и все его этапы закономерно связаны. Поэтому, формируя у ребенка даже 1-го года жизни его наглядно-действенное мышление, мы тем самым формируем и мышление речевое, понятийное.

В исследовании, проведенном под научным руководством Д. Б. Эльконина в 80-х годах, ученые пришли к выводу, что для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен. Предельная обобщенность логического мышления, по мнению ученых, оборачивается слабостью для шестилетнего ученика, порождая широко известное явление — формализм мышления.

Проанализировав свой опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что слабый уровень развития мышления у детей, особенно образного и логического, несформированность графических навыков, вызывают большие трудности при обучении в школе:

• Затрудняется восприятие материала по литературе

• Искажаются представления о мире

• Затрудняется понимание многих законов живой и неживой природы

• Быстрая утомляемость. Притупление внимания.

• Слабо развита мелкая моторика руки

• Плохая ориентировка на листке бумаги

Между тем ребенок-это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важным фактором развития и адаптации к окружающей среде. В центре внимания в работе с детьми я поставила познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности.

Цель: Помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, индивидуальной работы с низким уровнем развития детей.

Задачи:

1. Развитие у ребенка способностей к художественному образному мышлению.

2. Развитие элементарных умений и навыков работы над графическими композициями разной степени сложности.

Решить проблемы решила через использование многообразия тестовых заданий, игр, игровых упражнений и занятий, как организованной формы, используя разные формы организации (парный, подгрупповой, индивидуальный, групповой). Содержание проводимых мною игр, занятий предусматривало развитие мышления и всех его операций. Закрепление знаний об окружающем мире.

Первым этапом работы стали ежедневные игры в утренний отрезок времени с мячом («Бывает -не бывает», «Что бывает квадратным?», «Что здесь лишнее?», «Подбери нужное слово и закончи предложение», «Назови одним словом»).

Вторым этапом работы, стала оценка выполнения тестовых заданий детьми в письменной и устной формах. Это давало возможность и ориентировке на листке бумаги. Результаты детей видели и родители, которые стали проявлять интерес и помогать детям, выполнять небольшие домашние задания дома.

На третьем этапе проводила занятия на развитие образного мышления и графических навыков, включив в познавательные занятия. Новым методом стало рисование графических изображений на пластилиновых дощечках.

В результате проведенной работы, дети стали больше проявлять интерес к окружающему миру, задавать поисковые вопросы, делать выводы, сравнивать, обобщать. Повысить уровень развития образного мышления удалось, но еще недостаточно. Дети продолжают испытывать трудности и в освоении графических навыков, ориентировке на листке бумаги. У многих ребят преобладает рассеянность, невнимательность, торопливость, которая ведет к ошибкам. А вот индивидуальная работа с детьми помогла выявить знания и умения у малоактивных детей, которые проявили себя с лучшей стороны и правильно давали ответы в играх, тестах и на других занятиях стали более уверенными и активными. Для успешного обучения в школе, считаю и дальше проводить работу с детьми по развитию мышления, графических навыков, ежедневно используя в разные отрезки времени специально подобранные игры, упражнения, тестовые задания, практическую работу в тетрадях с проверочными заданиями. Из 16 детей на начало года низкий уровень мышления по выполнению тестовых заданий был у 10 человек, к концу года у 7 детей, высокий уровень 3 человека. Это невысокие показатели, поэтому считаю необходимым вести совместную работу с родителями по данной теме для более успешной подготовки к школе.

Тематика игр, тестовых заданий, упражнений

Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное и словесно-логическое

Обведи контур

Соедини прямыми линиями фигуры

Дорисуй в пустых клеточках

Назови каждую группу предметов одним словом

Сложи картинку

Разложи по порядку

Найди недостающий предмет

Последовательные картинки

Подбери одну пару

Скажи наоборот

Бывает -не бывает

Найди лишнее слово

Закончи фразу, предложение

«Нелепицы»

»Раздели на группы»

Упражнение на сравнение предметов

Говори наоборот

Список литературы :

1. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? Дельта,1997 год.

2. Л. Ф. Тихомирова Упражнение на каждый день. Популярное пособие, Ярославль,2001 год

3. А. Белая, М. Гамазкова. 150 тесто, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Москва,200 год.

4. Н. В. Квач Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. Москва 2001 год.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 03:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Куликова (УИ 156316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД