елена асанова
Творческий проект «Опыты глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька».
Творческий проект :
Участники проекта : дети 5 -6 лет (Нигаматова Розалина, Шустов Владимир, Андреева Марина, Бадретдинова Рената).
Куратор проекта : воспитатель ДОУ №8 Асанова Елена Константиновна, высшее педагогическое образование, стаж работы 3 года.
Публикация «Творческий проект „Опыты глазами детей“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
г. Набережные Челны,2013 год
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи. Они познают окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать ему условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие его вопросы.
Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии (Н. Н. Подьяков и др.).
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений. Проводя опыт, нельзя наносить вред и ущерб растениям и животным.
Цель проекта : способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель.
Срок реализации: краткосрочный.
Цель:
• Развивать познавательно – исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
• Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
• Развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество и др.);
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
• Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.
Образовательные задачи:
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве.
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
• Расширение знаний детей об окружающем мире через знакомство с элементами различных областей знаний, в том числе:
- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение различных веществ, взаимодействие различных веществ при соединение).
• Развитие связанной речи, вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе;
• Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи :
Развитие у детей умственных способностей, в том числе:
• развитие мыслительных операций, таких как:
- анализ;
- классификация;
- сравнение;
- обобщение;
• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (статическое электричество, плотность воды, взаимодействие веществ с водой).
Воспитательные задачи:
• Продолжать воспитывать культуру поведения.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
• Формировать понимание важности воды, воздуха для всех объектов на планете.
Основные условия организации работы с детьми в лаборатории:
• Наличие водоснабжения в данном помещении.
• Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.
Место проведения: помещение группы.
Обеспечение проекта : бумажные листы; ёмкости с водой; материалы для исследований – гречка, сахар, соль, яйцо, масло, вода; воздушные шарики; бумага белая; ножницы; расчески пластмассовые;
Предварительная работа:
• Ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
• Беседы о воде, электричестве;
• Рассматривание и чтение детских энциклопедий.
Предполагаемый результат:
• Создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
• Возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
• Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
• Удачное проведение экспериментов.
Выполнение проекта :
Проведение экспериментов.
Понятие об электрических зарядах.
Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны.
1.«Танцующая фольга».
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
2. «Воздушный шарик».
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
3. «Волшебные бумажки».
Надуй обычный воздушный шарик, заготовь маленькие кусочки бумаги. Потри шарик об шерстяную ткань или об волосы. И пусть ребенок поднесет шарик к бумажкам. По идее, бумажки будут "примагнитиваться" к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.
4."Яйцо-субмарина".
Для опыта понадобится соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполни посудину до половины водой, аккуратно опусти туда яйцо. Яйцо, конечно же, утонет. Затем достань яйцо, насыпь в воду побольше соли, в зависимости от объема воды.
Пусть ребенок размешает воду до полного растворения соли, снова погрузите яйцо в воду. На этот раз яйцо должно всплыть на поверхность. Если вдруг оно не всплывает, досыпьте соли.
Ребенку постарше можно объяснить, что соленая вода держит предметы, потому что ее плотность выше. А малышу можно сказать, что вода стала другой и благодаря соли держит яйцо.
5. "Что растворяется, а что нет".
Этот очень познавательный опыт рассчитан на ребенка 5-6 лет. В результате такой развивающей игры дети узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его в повседневной жизни.
Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.
Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.
Результативность: За сравнительно короткое время реализации проекта дети хорошо усвоили понятия о статическом электричестве, о плотности воды, о разном взаимодействии веществ с водой. У детей появился интерес к экспериментальной деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Работа с родителями: Представление видео презентации об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.