МААМ-картинки

Творческий проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Тема: «Урожайные грядки»

Анна Клиновицкая
Творческий проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Тема: «Урожайные грядки»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

ТЕМА : "УРОЖАЙНЫЕ ГРЯДКИ"

Введение

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели родной природы и культуры. Охрана природной среды за последние десятилетия превратилась из биологической проблемы в политическую, экономическую, социальную, педагогическую. Такое взаимодействие осуществимо, если основой будет развитый в каждом человеке уровень экологического сознания. Начальным уровнем системы является дошкольное учреждение.

Публикация «Творческий проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, Тема: „Урожайные грядки“» размещена в разделах

Благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания П. Г. Семоруковой, С. Н. Николаевой, С. В. Марковцевой, М. С. Теплюк и др.

Основной целью моей работы является воспитание основ научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которой они живут и станут маленькими хозяевами своей страны. Исходя из указанной цели, предполагается решить следующие задачи:

1. Систематизировать имеющиеся знания детей о выращивании культуры, воспитывать интерес к труду, желание трудиться на огороде, на участке в посадке и сборе овощей.

2. Развить эмоциональную сферу детей и разбудить их чувства, воображение, наблюдение, трудолюбие, творчество.

3. Показать красоту и научить охранять и любить красоту окружающего мира через экскурсии и прогулки.

4. Обучение элементарной экологической безопасности (беречь птиц, лес, ягоды и все что живое, охранять и защищать).

Изучив психолого-педагогическую литературу, программы экологической направленности Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», С. Н. Николаева «Юный эколог». Я выстроила свою работу с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста (наглядно-образных, и наглядно-действенных осебенностей).

Основной акцент в своей работе я делаю на формировании системы знаний детей об овощах в своей работе «Урожайные грядки», о пользе овощей, о научной медицине через ознакомление детей с природой родного края.

Для формирования экологических представлений у дошкольников, я использую методику экологического воспитания – это контакт ребенка с объектами природы, общение с растениями на участке детского сада (огороде, наблюдение и практическая деятельность по уходе за ними.

Интерес детей к экологическим знаниям огромен, что удовлетворить его на занятиях не предоставляется возможным, поэтому я даю в процессе ежедневного общения с детьми.

В ходе занятия или совместной деятельности с детьми применяю приемы помогающие привлекать и удерживать внимание детей – это эмоциональная и голосовая модуляция.

Приемы – игровой, сюрпризный момент помогают детям, каждому принять участие в работе и получить похвалу и поощрение.

Приоритетным направлением в своей работе я разработала системы посадки овощей и наблюдение роста за ними, сформировать представления о растениях, какую пользу они приносят, полезность, взаимосвязи, существующие в природе.

Наблюдение – это важный метод познания. В своей работе я использую различные темы наблюдений: одноразовые, многоразовые. Особым типом оказались многоразовые наблюдения за изменением состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, на огороде, на участке, помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включена в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений растущих на участке детского сада цветы (наблюдение за ноготками, космеями, ромашками и пр.). Наблюдая за растениями, в процессе труда дети знакомятся со строением и функциями их организмов.

Наблюдения должны быть яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Это всплеск положительных эмоций, образная речь взрослого используется как стихотворения, загадки, пословицы, которые обогащают словарный запас, развивают эстетические чувства.

Опыт работы показал, что дети через дидактическую игру лучше усваивают материал, у них формируются познавательные отношения к окружающему миру, на все положительные эмоции и чувства о важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали : Л. П. Молодова, С. Н. Николаева, В. А. Дрязгунова. Обучающие игры природоведческие и экологического содержания я использую с целью уточнения, закрепления, обобщения знаний играя, дети лучше усваивают знания об объектах растительного мира, учатся устанавливать взаимосвязь между ними и средой.

Больше воспитательно-образовательных знаний имеют экскурсии и прогулки. На экскурсиях дети получают общение с природой. Экскурсия природы проводится за пределами детского сада в летний период. Они проводятся с целью сообщения новых знаний. Они тесно связаны с другими формами занятий, труд на огороде, наблюдение в повседневной жизни, с игрой. На экскурсиях дети учатся любить, понимать и беречь природу родного края.

Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги, экологические сказки, в своих сказках я учу детей добру, хорошим делам. Если праздник посвящен осени, то в гости приходят овощи и сама осень, если у нас бал цветов, то нельзя обойтись без прекрасных, красивых цветов. Утренники, праздники, экологические сказки дают радость познания, эстетику, трудолюбие, любовь, помощь друг другу, учат бережно относиться к природе.

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок

Много потратиться сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!

Сценарии с экологическим уклоном помогают нам воспитателям донести и заинтересовать детей, помочь им осознать себя частицей целого мира. Если это мир цветов, то ребенок или роза, или ромашка. Если это грибы, то – лисичка, или мухомор.

Наши детские души – как растение, упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко, семечко проросло. Всем нужна забота и дереву и цветку, и бабочке, и муравью, а тем более детской ранимой душе.

Бесценное влияние на экологическое воспитание является семья. Поэтому работа детского сада и семьи должна строится на принципах взаимодействия. Посвящение экологического воспитания родителей наиболее важно в направлении в работе с детьми. Интерес родителей к экологическим знаниям детей, возникает в развитии эмоциональных рассказов о том, чем они занимаются на занятиях. Для того, чтобы узнать отношение родителей к вопросам экологического воспитания, было проведено анкетирование.

А) Совместная деятельность родителей с детьми.

Б) Советы родителям.

В) Эколого-информационная викторина.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбрано много экологических направлений в работе с дошкольниками поможет им в жизни, я помогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить, беречь и заботиться, рационально использовать природные богатства. Вырасти трудолюбивым, любить свой край и землю, на которой мы живем. И хочется сказать нашим маленьким хозяевам нашей земли.

Мы говорим на сердце руку положа:

Пусть будет в человеке все прекрасно,

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою,

На свете чтобы жили малыши!

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

План мероприятий по экологическому воспитанию

«Урожайные грядки» в старшей группе

Месяц Тема занятий Форма деятельности Цели

Сентябрь

1 Что нам осень подарила Экскурсия Воспитать бережное отношение к природе, уметь наблюдать за интересными объектами природы (река, птицы, деревья, продолжать знакомить с временами года.

2 Труд овощеводов и садоводов Занятие Закрепить у детей название овощей и фруктов, закрепить представление о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, дать знания о выращивании овощей, об их использовании и пользе.

3 В саду на огороде Игра Уточняют, что такое фрукты, где растут - в саду или на огороде, загадывают загадки, рассказывают стихотворения.

4 Жадный глухарь Сказка Чтение сказки «Жадный глухарь», учить детей отвечать на вопросы, почему птицы улетают осенью на юг, развивать память.

Октябрь

1 Уборка моркови Из опыта работы Учить детей с желанием трудиться, убирать морковь с грядок для детского сада, витамины на столе, получать удовольствие от работы.

2 В гостях у Золотой Осени Праздник Доставить детям радость, закрепить знания об овощах и фруктах, проявлять творчество и активность.

3 Что сажать на огороде Занятие Научить детей классифицировать предметы по определённым признакам. (По месту их произрастания) овощи (по их применению). Развить быстроту мышления, закрепить представление о том какую пользу приносит огород для здоровья.

4 Посади огород Игра Научить детей пользоваться предметами и располагать предметы в пространстве.

Ноябрь

1 Посадка картофеля Занятие Систематизировать имеющиеся знания детей о выращивании культуры - картофель. Воспитывать интерес к труду овощеводов. Желание принимать участие в выращивании картофеля. Ввести в словарный запас детей слова : боронование поля, культивирование, окучивание, борьба с сорняками и болезнями, а так же вредными насекомыми.

2 Овощехранилище Игра Напомнить детям о том, что сельские труженики выращивают овощи на огороде, а фрукты в садах; урожаи привозят в город и хранят в овощехранилищах.

3 Огородники Праздник Доставить детям радость, закрепить знания об овощах и фруктах, проявлять творчество и активность. Познавательные решающие задачи, через игровые действия загадки, музыку, декорации.

4 Огурцы Из опыта работы Беседа, как мы сажаем огурцы, полезные советы, какими свойствами обладают огурцы, какие салаты можно приготовить из зеленого чуда.

Декабрь

1 Посев семян редиса, моркови, салата Занятие Уточнить представление детей, о том, что овощи выращивают из семян, научить различать семена моркови, салата, редиса. Вызвать интерес и желание из маленького семечка вырастить большой овощ.

2 Что в корзину мы берем Игра Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, огороде, в лесу; научить различать плоды по месту их выращивания; сформировать представление о роли людей в сохранении природы.

3 Друзья познаются в беде Сказка Учить детей добру, помогать, когда друзьям нужна помощь, учить детей заботиться и охранять семью.

4 Помидоры Из опыта работы Знакомить, когда нужно сажать по лунному календарю, следить за ростом помидор, полезные советы из справочника народной медицины, кулинария – о пользе помидор.

Январь

1 «Что прячется в семенах?» Посадка семян помидора и огурца. Занятие Научить правильно, посеять семена помидора и огурца. Найти различия: семена огурца похожи на овал, а томата на кружки.

2 Определи на ощупь Игра Уточнить представление детей 4- 5 лет об овощах; научить детей 5-6 лет отгадывать загадки, задавать уточняющие вопросы, поддерживая диалог с товарищами по группе; у детей седьмого года жизни воспитать умение самостоятельно придумывать загадки на заданную тему.

3 Берегите землю Праздник Доставить детям радость, закрепить знания об экологии земли, природы, проявлять творчество и активность. Познавательные решающие задачи, через игровые действия.

4 Морковь Из опыта работы Чем полезна морковь, сажаем в конце апреля, мая, прореживание моркови, если она густо взошла, прополка от сорняков. Чем полезна, из народной медицины, кулинария.

Февраль

1 Как хлеб на стол пришел Занятие Закрепить знания о том, что хлеб нужен каждому человеку, воспитывать благодарность и уважительное отношение к труду хлеборобов и трактористов.

2 Бал цветов Праздник Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с экологическим содержанием. Познавательные решающие задачи, через игровые действия загадки, музыку, декорации.

3 Созрело, не созрело Игра Научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

4 Капуста Из опыта работы Посадка капусты в мае, в землю в конце мая, Полезность капусты, прополка, полив. Польза, витамины.

Март

1 Огурцы на окне Наблюдения Следить за появлением всходов, учить ухаживать за ними во время роста (рыхлить, поливать, нужна вода, тепло, свет. Воспитывать бережное отношение к росткам.

2 Любознательные близнецы Сказка Учить слушать и понимать сказку. Учить детей теплу, добру.

3 Медовый спас Праздник Доставить детям радость, дать знания о меде и пчелах, о пользе свойств меда и его взаимосвязи с природой. Проявлять творчество и активность. Познавательные решающие задачи, через игровые действия.

4 Свекла Из опыта работы Свеклу садят когда тепло, она теплолюбивая растение, польза свеклы, уход за ней, какие напитки, салат.

Апрель

1 Рассада Астр Занятие Уточнить содержание с детьми, название цветов, их строение, особенности окраски. Учить заботиться.

2 Как цветы собралась на бал Сказка Знакомство с названиями цветов, какой запах, аромат. Кто помог им добраться до бала. Бережное отношение друг к другу.

3 Найди пару Игра Упражнять детей в сравнении предметов, изображении на картинках (овощи, цветы, сходства цвета, форма).

4 Овощеводы Стих Учить детей стихотворению, развивать мышление, память, трудиться.

Май

1 Посев семян в грунт (морковь) Занятие Познакомить детей со способами посева с помощью мерной ложки. Наметить бороздки, а дно бороздки уплотнить, взять щепотку семян смешанную с песком, в бороздку и посыпать землей. Трудиться с удовольствием.

2 Пословицы и поговорки Досуг Учить пословицы и поговорки, развивать речь, память, знания. Доставлять детям радость.

3 Магазин «Семена» Игра Познакомить детей, что каждое растение имеет семена.

4 Что мы знаем о лесе Викторина Учить детей отвечать на вопросы, думать, воображать, дать знания о лесе, что растет в лесу, кто живет в лесу.

Июнь

1 На пруду Экскурсия Познакомить детей с водными обитателями и растительностью водоёма. Наблюдение за стрекозой и за семейкой гусей.

2 Клуб знатоков леса Занятие Формировать у детей умение применять на практике о приспособлении животных и растений к условиям жизни. Отвечать на вопросы, развивать связную речь у детей.

3 Ремонтная мастерская Игра Знакомить детей с рабочей мастерской механика, слесаря. Заинтересовать детей в работе.

4 Северная Уньга Экскурсия Продолжать знакомить с красотой Северной Уньги, учить называть рыбы, которые водятся в реке, отвечать на вопросы, что окружает нас, воспитывать бережное отношение к природе.

Июль

1 Кто лечит машин Занятие Расширить представления детей о труде рабочего ремонтирующего технику.

2 Съедобное и несъедобное.

Игра Напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания.

3 Любимые сказки Занятие Закрепить в памяти знакомые сказки, учить узнавать, развивать память и воображение.

4 Южная Уньга Экскурсия Воспитывать бережное отношение к природе, уметь наблюдать за интересными объектами природы (река, птицы, деревья). Продолжать знакомство с временами года и их особенностями.

Август

1 Природа - наш общий дом Викторина Учить беречь природу, заботиться о ней. Отвечать на вопросы, развивать связную речь, мышление, память.

2 А что потом? Игра Узнать куда хлеб везут, где зерно молотят, получают муку - из нее пекут хлеб, булочки.

3 Съедобные и несъедобные грибы. Праздник Расширять знание детей о природе. Знакомить со съедобными и несъедобными грибами.

4 Зеленый сад Занятие Продолжить знакомить детей с зеленым садом. Прививать Любовь к растениям и формировать трудолюбие, навыки по уходу за садом.

Наблюдения и труд детей на огороде, в цветнике, ягоднике.

Наблюдение организуемые воспитателем на огороде, в цветнике имеют большое воспитательное значение. Дети не могут увидеть всё сами. У них нет опыта, знаний, на которые они смогли бы опереться. Поэтому нужно руководить наблюдениями, направлять внимание на основное, помогая ребёнку правильно понять действительность. Главная задача воспитателя : детей заинтересовать, научить, как правильно рассказать об увиденном. Наблюдения должны быть эмоциональными и воспитывать бережное отношение к живым существам. Ухаживая и наблюдая за растениями, дети приобретают знания, о том, как растение вырастает из семечка. Использовать различные приё мы: игровые и практические поручения. Например: пойди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же. Ознакомить детей с тем как растут овощи. Наблюдать, как появляются первые всходы, поливать, рассматривать и сравнивать листья разных растений. Объяснять, что растения развиваются по-разному.

В старшей и подготовительной группе дети наблюдают, как цветок превращается в ягодку или как из цветка, когда он увянет, появляется семечко. Семена нужны для того, чтобы на следующий год мы смогли посеять это семечко и вырастить точно такой же, красивый цветок или плод.

Опыт и знания, полученные детьми в результате тесного общения с природой, дают представление о жизни растений и поэтому необходима тесная связь.

Трудовая деятельность дошкольника в природе : на участке детского сада, в огороде, цветнике - дети знакомятся с выращиванием растений и правильность ухода за ними, узнают последовательность их развития. Совместная, дружная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за своё дело. Дети получают много удовольствия и радости.

Объяснение и показ воспитателя должен быть кратким и интересным. Детей нужно во время работы расставить, так чтобы они не мешали друг другу и были заняты все. Торопить детей во время работы не следует, чтобы они не уставали и не скучали, а получали удовольствие от выполняемой работы.

Во время работы необходимо соблюдать правила по охране их здоровья: не перегревать на солнце; во время копки лопатой не поранили себя или другого ребёнка; вовремя обеспечивать детей сменой движений. Дети не должны трудиться более 20 - 30 минут. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей. Во время полива нужно использовать спецнагрудники или фартуки.

Благодаря труду у детей повышается самооценка, желание и потребность приносить пользу. Естественно после труда у детей повышается иммунитет и самое, главное, что труд закаляет детей и укрепляет их здоровье.

1. Занятие «Труд овощеводов и садоводов»

Цель: Закрепить у детей название овощей и фруктов, закрепить представление о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Предварительная работа: Наблюдение за работой взрослых на огороде, в саду, при перевозке овощей. Набор картинок с изображением сельскохозяйственных машин (трактор, картофелесажалка, загадки об овощах и фруктах.

Воспитатель предлагает поиграть детям в игру, что растёт в саду и на огороде? Загадываю вам загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте.

1. Длинный, зелёный, вкусный, солёный. (Огурец)

(Где растё т: на огороде)

2. Уродилась я на славу. Голова бела, кудрява

Кто любит щи, меня ищи. (Капуста) (Где растё т: на огороде)

3. Летом ягоды черны

Летом ягоды вкусны

Чик-чирикнул воробей

Чем чернее тем вкусней. (Смородина) (Где растё т: в саду)

4. Я румяную матрёшку От подруг не оторву Подожду пока матрёшка Упадёт сама в траву. (Яблоко) (Где растё т: в саду)

5. Сидит бабка на грядке, вся в заплатка

Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук) (Где лук растё т: на огороде)

6. Каждый листик, как ладошка

Схож он с бусами немножко

Был зелёным, а поспел он

Стал янтарным, красным, белым. (Виноград) (Где растё т: в саду)

Молодцы, всё отгадали. Теперь мы знаем что растёт в саду, а что на огороде. А кто выращивает овощи?

Дети: Овощеводы.

- А фрукты кто выращивает?

Дети: Садоводы.

Да, овощеводы и садоводы выращивают фрукты и овощи, они собирают большие урожаи, потому- что работают дружно и хорошо. А всё что ими выращено, поставляется в города, посёлки, в сёла. Садоводы везут фрукты: яблоки, виноград, сливу, гранат. А овощеводы в свою очередь, поставляют: огурцы, помидоры, лук, морковь, капусту, арбузы, дыни.

А как готовятся к посеву всего этого, знаете? Нет? Тогда слушайте.

Сначала готовят семена. Их очень тщательно сушат, хранят при определённых температурах, и влажности. Зимой ремонтируют технику, готовят к выходу в поля. С наступлением весны, когда снег сойдёт с полей, солнце прогреет землю, выходят трактора на пашни и вспахивают землю. В землю вносят удобрения, чтобы подкормить семена. Землю рыхлят, а затем уже высевают семена моркови, свеклы. Когда всходы подрастут, начинается прополка от сорняков, защита от болезней, вредных насекомых. Для некоторых овощей проводят рыхления, полив. Когда поспевают ранние овощи, начинается их уборка. Тогда приходят на поля комбайны, трактора. Свежая продукция поставляется в города. А осенью когда идёт массовое вызревание урожая, овощи уже закладывают в специально подготовленные помещения, которые называют овощехранилищами. И хранятся они там всю зиму. Здесь очень много места, и всем овощам здесь комфортно. И всё это ради того чтобы мы с вами могли всю зиму употреблять в пищу витаминные салаты.

Скажите, а мы с вами какими орудиями труда, будем пользоваться на огороде? (Лопата, грабли, лейка, тяпка)

А что, понадобится садоводу, чтобы проводить работы в саду? (Лопата, грабли, садовые ножницы, опрыскиватели, ведро, лейка)

А можно ли такими орудиями труда справиться на полях?

Дети: Нет.

- А чем можно там пользоваться?

Дети: Разными сельхозмашинами.

- Посмотрите, какие машины изображены на картинках. (Дети рассматривают и обсуждают).

В уборке урожая принимают участие не только садоводы и овощеводы, но и трактористы-механизаторы, шофера, лётчики. Они обслуживают эту технику, и её помощью своевременно собирают урожай. Давайте проведё м игру: Собери урожай. Цель: Научить детей разными способами различать дары полей, садов. Воспитать уважение и интерес к сельскохозяйственному труду. Воспитатель прячет разные плоды в углах комнаты. Дети чувствуете, как вкусно пахнет? Ну-ка, угадайте, что может так приятно пахнуть? Кто может отыскать плоды по запаху? Дети собирают отдельно фрукты, овощи, колоски и хлебобулочные изделия. Рассматривая дети называют, всё что нашли, рассказывают, кто что выращивает. Кто это всё убрал с полей, куда закладывают на хранение? Молодцы, всё правильно запомнили.

2. ЗАНЯТИЕ «ЧТО САЖАТЬ НА ОГОРОДЕ».

Цель: Научить детей классифицировать предметы по определённым признакам. (По месту их произрастания) овощи (по их применению). Развить быстроту мышления, закрепить представление о том какую пользу приносит огород для здоровья.

Предварительная работа: На предшествующих занятиях проводились беседы о работе на огороде, об овощах. В беседах и рассказах дети отвечали на вопросы: кто вспахал землю на огороде? Каким транспортом пашут землю? Где ещё можно пахать? (в поле, в саду)

Воспитатель : Давайте поиграем в игру, что растет на огороде? Я буду называть предметы, а вы будете внимательно слушать и правильно отвечать. Если я называю то, что растёт на огороде, то вы говорите «Да», если же не растёт на огороде, то отвечаете «Нет». Кто ошибается, тот проигрывает.

Воспитатель говорит бобы?

Дети: Да.

Воспитатель : Огурец?

Дети: Да.

Воспитатель : Чеснок?

Дети: Да.

Воспитатель : Яблоко?

Дети: Нет.

Если кто- то поспешит и неправильно ответит, воспитатель может сказать :

Поспешишь, людей насмешишь. Будьте внимательней.

Воспитатель : Молодцы, знаете, что растёт на огороде. А что же это такое, огород? Кто может нам рассказать? Дети высказывают своё мнение. (Воспитатель обобщает сказанное детьми).

Огород, ребята, это небольшой участок земли. Произошло это слово от слов «ого», значит огородить, «Род» - это то, что родиться. Что важно для огорода? Чтобы на нём уродились овощи, нужна плодородная земля, необходимо вносить удобрения, чтобы не был засорен мусором и сорняками, влага необходима. А кто может вскопать огород без техники?

Дети: Крот.

Воспитатель : Правильно, а ещё поросята. А какие орудия труда необходимы для работы на огороде?

Дети: Грабли, лопаты, лейки, тяпки.

Воспитатель : А когда мы будем работать на огороде, как мы будем называться?

Дети: Огородниками.

Воспитатель : Когда мы будем чистить огород, какие орудия труда мы с вами возьмём? А чем вскопаем землю? А чем мы рыхлим почву?

Дети: Это лопаты, грабли.

Воспитатель : Правильно. А теперь давайте поиграем в игру, посади огород. Я буду у вас матрёшка-огородница, а вы огородники. Буду вам загадывать загадки, а вы разгадывать. Перед вами лежит лист бумаги. Представьте что, это огород где вы будете сажать свои овощи. Сажать будете те овощи, про которые я вам загадаю загадку, не забывая при этом класть карточку именно того цвета, какого цвета этот овощ. И так слушайте внимательно. (Даются жёлтые, зелёные, красные, коричневые, оранжевые кружки).

Загадка первая:

Потянешь за косу, проявишь сноровку

Увидишь кормилицу, нашу (Морковку)

Загадка вторая:

Щёки румяные, хвостик багряный

Просится в борщ, и винегрет

Вкус не солёный, не горький, не пряный

Багровей другого, овоща нет. (Свекла)

Загадка третья:

Завернули дочку

В тридцать три платочка

Росла в поле дочка

Толстая как бочка.

Скачет серый зайка

Мне платочек дайка

Убежал зайчишка

Осталась кочерыжка. (Капуста)

Загадка четвё ртая:

Золотая голова велика, тяжела

Золотая голова отдохнуть, прилегла

Голова велика

Только шея тонка. (Тыква)

Питая загадка:

В огороде грядка

Там растёт загадка

Хвост как у жар- птицы

А семя в землице

И сказала Таня.

Что же это? Что же?

Тянем, потянем

А вытянуть не можем (Репка)

Шестая загадка:

На плетне зелёный крюк

На крюке висит сундук

В сундуке пять ребят.

Смирно рядышком сидят

Вдруг рассыпался сундук

Все рассыпались вокруг. (Горошек)

Ну-ка посмотрю, правильно, ли вы посадили огород? А теперь каждый нарисует себе значок - огородника. Нарисуйте то, что вам нравится.

3. Занятие "Посадка картофеля"

Цель: систематизировать имеющиеся знания детей о выращивании культуры - картофель. Воспитывать интерес к труду овощеводов. Желание принимать участие в выращивании картофеля. Ввести в словарный запас детей слова : боронование поля, культивирование, окучивание, борьба с сорняками и болезнями, а так же вредными насекомыми.

Ход занятия: воспитатель напоминает детям об экскурсии на ремонтные мастерские. Бригадир нам сказал, что картофель - это наш второй хлеб. Почему? Что можно приготовить из картофеля? Какие блюда вы знаете?

Дети вспоминают, что это: суп, картофельное пюре, салаты, картофель во фритюре.

- Да вижу, знаете и любите это кушать. Ведь без картофельного пюре не будет вкусным ни рыба, ни мясо. А сегодня, мы с вами познакомимся, как вырастить картофель. Дома на своих огородах ваши родители и вы вместе с ними выращиваете этот овощ. Даже если вы пока что ещё наблюдаете за этим процессом, вы видели что посадки с картофелем необходимо пропалывать и рыхлить. А когда приходит время, собирают урожай. А наши овощеводы выращивают картофель на очень больших площадях.

- Можно ли при помощи лопаты засеять картофелем огромные площади?

- Нет (отвечают дети).

Поэтому и применяют для работ новейшую технику, высокой производительности. Для того чтобы получать высокие урожаи нужен уход, каждодневный и кропотливый. После посадки, следует провести боронование. Мощные трактора тянут по полю за собой тяжёлые бороны.

- Что же он там делает, если картофель уже посажен? (спрашивают дети) Боронование земли проводят для того, чтобы после дождей земля не покрылась коркой, и не препятствовала бы росту растений. После боронования земля становится рыхлой и воздухопроницаемой, что для растений, любых, очень важно.

- А для чего ему сразу три бороны?

- Так быстрее идёт работа. А значит, быстрей растения будут расти, так как у нас не очень длинное, -лето, чтобы растения смогли убрать до заморозков.

- А как ваши родители борются с сорняками на огородах?

Дети вспоминают и рассуждают, что необходима тяпка. Тяпкой маленьким детям тяжело работать, но многие видели её и конечно же пробовали с её помощью убирать сорняки.

В поле при таких масштабах с тяпкой не справиться ни за что. Поэтому в поля опять выезжает современная техника. Картофель подрос и его нужно прокультивировать. Трактор идёт между рядами и, освобождая почву от сорняков, одновременно окучивает растения. Ботва картофеля полностью при этом засыпается землёй, но не повреждается при этом. Поэтому тяпка здесь совсем не нужна, а нужен культиватор. Дети повторяют новое для них название.

А сейчас я проведу с вами блиц - опрос, хорошо ли вы запомнили всё то, о чё м мы сегодня говорили:

1. Что тащит по полю трактор? (борону)

2. А зачем нужна борона? (борона нужна для того, чтобы рыхлить землю)

3. Как бороться с сорняками на картофельных полях? (культиватором пропалывают и окучивают посадки)

- Молодцы, дети.

4. А каким будет урожай, если за посадками такой уход, столько вкладывают труда?

- Конечно же, большой, богатый, (отвечают дети). Наши овощеводы ухаживают за овощами и делают это с большой отдачей труда, с желанием выращивать всё больше и больше, и работают с удовольствием, видя результаты своего труда. Вы ребята, вырастите, и станете такими же дружными и трудолюбивыми.

4. Занятие: «Как хлеб на стол пришел»

Цель: закрепить знания о том, что хлеб нужен каждому человеку. Воспитать благодарное и уважительное отношение к труду хлеборобов (механизаторов, трактористов, комбайнёров, рабочих зернотоков). Закрепить знания детей о последовательности в выращивании зерновых, пути который проходит зерно, до того как попадёт к нам на стол хлебом. Научить детей разбираться в особенностях профессий людей, причастных к выращиванию зерна, к его переработке.

Материал: карточки с изображением людей разных сельских профессий, а так же с изображением техники помогающей сельчанам в их трудной борьбе за хлеб.

Ход занятия: воспитатель обращается к детям :

- Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе.

1. Хлеб всему голова.

2. Весной один день- год кормит.

3. Без труда, не вынешь рыбку из пруда.

4. Как потопаешь, так и полопаешь.

Молодцы, знаете пословицы о труде. А сегодня мы с вами отправимся в гости к тем, кто выращивает зерно, т. е. к хлеборобам. Я буду показывать вам картинки, а вы будете рассказывать, что на них изображено. Так мы узнаем, что вы знаете. Воспитатель начинает рассказ.

- Весной в поля выходят машины. У людей ведущих эти машины много работы. Нужно поля вспахать, разрыхлить землю быстро, чтобы не упустить время, сохранить влагу. Ведь для того чтобы отдача была хорошая, необходимо всё сделать качественно и вовремя. Ребята кто выезжает на поле

первыми? Правильно, конечно же, трактористы. Воспитатель выставляет картинку с изображением трактора. Чем оснащён трактор? Правильно - плуг. А зачем нужен плуг? Плуг нужен для рыхления почвы. Это в народе называют «пахота». Плуг ещё называют ножом. Трактор идёт по полю, оставляя ровные борозды, режет землю, переворачивает землю на изнанку.

После этого необходимо посеять зерно в землю. Что для этого нужно? Знаете? Да, правильно сеялки. Смотрим картинку с изображением сеялки. Сеялки настраивают для правильного распределения семян по полю. Вскоре после посевной, зерно прорастает, и появляются всходы. Растут, поднимаются к солнцу колосья пшеницы, ячменя. Подрастают высокие стебли кукурузы, подсолнечника. В конце лета дружно созревают колосья зерновых, качаются как золотые волны. Пришла пора убирать всё, что было выращено. И вновь идут на поля машины. Выезжают на поля комбайны.

- Как называют механизатора за штурвалом комбайна?

Правильно, комбайнёр. Он ведёт по огромному полю свой комбайн, обмолачивает в бункер скошенное зерно, ссыпая из наполненного бункера зерно в подъехавший к нему трактор или машину. И везёт машина рожь, ячмень, пшеницу. А куда? Да, правильно дети, везут на зерноток. На токах зерно подрабатывают, и отправляют на элеваторы, где зерно и хранят до переработки. В нужное время зерно перевозят на мукомольное производство. Да, на заводе из зерна намелят муку. Ребята, а какую продукцию изготавливают из муки?

- Булочки, батоны, хлеб. Их пекут пекари.

А потом из пекарни всю эту продукцию развозят специализированным транспортом по торговым точкам. В наше село хлеб привозят из районного центра, г. Ленинск -Кузнецкий.

Я и все люди нашего села покупаем хлеб и всё что нам нужно для питания. Надеюсь, все поняли, как хлеб к нам домой на стол пришёл. Долго идёт, начиная с весны и до самой поздней осени.

- А сейчас, ребята проведём блиц - опрос, узнаем, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили.

Вопросы:

1. Какая первая машина выезжает в поле? (Трактор с плугом)

2. Что нужно трактору для пахоты? (Плуг, культиватор)

3. Что навешивают на трактор для посева семян? (Сеялку)

4. Кто управляет комбайном? (Комбайнёр)

5. Кто увозит с полей зерно? (Шофер, тракторист)

6. Куда везут зерно машины, трактора? (На зерноток, элеватор)

7. Куда везут зерно с элеватора? (На мукомольные комбинаты)

8. Какие продукты выпекают из муки? (Хлеб, булочки, кондитерские изделия)

9. Откуда пришёл хлеб на стол? (С поля, с земли) - Молодцы, дети!

Далее проводится дидактическая игра: «Когда это бывает?»

А весной мы с вами, чтобы узнать больше о труде хлеборобов, пойдём на экскурсию.

5. Занятие. Клуб знатоков леса.

Цель:

1. Формировать у детей умение применять на практике

знания о приспособлении животных и растений к

условиям жизни, умению отвечать на вопросы по этой

теме.

2. Развивать доказательную, связную речь у детей.

3. Научить беречь природу, заботе о ней.

Материал: Панно для картинок, красный и зелёный жуки, 2 конверта с письмами, посылка.

Ход занятия: Начинаем очередное занятие «Клуб Знатоков Леса»

- Ребята, к нам поступили вопросы от необычных радиослушателей, это лесные жители. Лучшие знатоки, которые ответят на их вопросы, будут награждены значками. Детей усаживают за столики. Воспитатель говорит :

- Вот дети нам принесли 2 письма. Первое письмо от жуков. (воспитатель читает письмо).

Дети отвечают на вопросы, которые услышали из письма жучков, дают рекомендации как жучкам спастись от птицы.

- В наш Клуб приходит очень много писем, вот и ещё одно.

Дети прочтите от кого оно. Дети читают вслух: Письмо от зайца.

Воспитатель зачитывает письмо детям, и говорит:

- Давайте подумаем ребята, как нам помочь зайке. Сможет ли, заяц прожить в шубе белки, а белочка в шубке зайца? (Любой ответ детьми должен быть мотивирован). А почему вы так думаете? Как помогают им хвостики? Для чего зверьки линяют зимой?

Дети отвечают, что белая шубка зимой помогает зайцу, спрятаться в снегах. А белка прыгает с ветки на ветку, она серенькая и поэтому не так приметна среди ветвей. А ещё хвост у белочки считается рулевым, она ловко управляет им в полёте с дерева на дерево и поэтому не падает. Каждое животное приспособилось к своей среде обитания и поэтому заяц пусть остаётся в своей замечательной шубке, а милая белочка в своей.

Затем мы слышим звук мобильного телефона. Кто бы это мог быть?

- Да, да мы слушаем. Дети это звонил дятел. Он рассказал, что очень долго выбирал, где устроить свой дом, и наконец, то нашёл великолепное дупло. Это дупло находится в красивой, высокой ели, а самое главное, что иголочки на его ёлочке очень мягкие. Всё бы ничего, только вот осенью иголочки вокруг его домика вдруг пожелтели и осыпались. Дятел просит объяснить ему, что же случилось? Какие у вас предположения?

Дети отвечают, что это дерево, лиственница. Почему оно так называется? Потому что к зиме на дереве иголочки засыхают, а весной вновь распускаются, и дерево вновь радует нас своей красотой. Воспитатель интересуется у детей, есть ли у нас такое дерево? Как оно выглядит в разное время года?

- Я думаю, что дятел прослушал нашу радиопередачу и конечно же остался доволен вашими ответами. А почтальон тем временем принёс нам ещё и посылочку. Так, а в посылке записка. Прочитаем поскорей от кого же она?

Воспитатель читает. После прочтения воспитатель говорит :

( ответ: чтобы яблочной кислотой уничтожать паразитов в иголках)

1. Тому кто найдёт мой хвост - оставьте его себе на память. Я успешно выращу новый. Кто это, ребята? ( ответ: ящерица)

2. Прошу разбудить меня весной. Приходить обязательно с

мёдом. Чья это просьба. (медведь)

3. Какая птица летает и питается ночью?

- Правильно. Сова. А вы ребята такие молодцы, всё знаете! А как нужно сохранить всё это богатство? Всю красоту Земли нашей?

Нужно сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки, не рвать цветов, не разорять птичьи гнёзда, не ловить бабочек. Детям называют правила поведения в природе.

А теперь все встанем в круг и возьмёмся за руки. Почувствуем тепло рук друг друга. Представим, на мгновение что наше солнышко погасло, и нечем его заменить. А ваши сердечки это маленькие солнышки, которые выделяют тепло. Положите руки на область сердца и послушайте, как оно бьётся. Слышите? Давайте поделимся теплом с планетой. Поднимите руки вперёд ладонями кверху. Они тянутся к звёздам. От нашего тепла солнышко зажглось, вода растаяла, и пошёл весёлый дождик. На небе появилась радуга. Зазеленели растения, полетели бабочки. А теперь снова руки приложите к сердцу и почувствуйте, как много тепла излучают наши солнышки и призывают делиться теплом с планетой, чтобы всё было в природе прекрасно.

Нам с вами надо беречь всё живое и заботиться о нём. Сегодня все без исключения были молодцы! Все получают значки Знатоков леса.

стороне написаны цифры. Запомните их. А теперь я поворачиваю обратной стороной картинки, нужно вспомнить, за какой цифрой какое животное спрятано. А теперь вновь усаживаемся за столики.

- Мы получили лесную газету, но почему-то животные забыли под ней подписаться.

Игра блиц - опрос.

Воспитатель задаёт короткие вопросы, а от вас дети я хочу услышать короткие ответы на них. Разделимся на 2 команды: одну назовём «Солнышко» а другую «Облачко», и за каждый правильный ответ получаете по сердечку.

Начинаем:

1. Назовите, чей домик- дупло?

2. На каких деревьях растут шишки?

3. Каким животным помогает хвост?

4. Какую птицу называют- птицей мира?

5. Назови, какие птицы живут в Сибири?

6. Кто забирается на дерево?

7. Какие насекомые собирают нектар с цветов?

8. Кто живёт под корнями деревьев?

9. Какие насекомые предупреждают нас своей окраской? 10. У какого дерева белый ствол?

10. Какое дерево зимой похоже на засохшую ель, а весной оно покрывается пушистыми зелёными иголками?

11. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужое гнездо?

12. Какая птица цветом чёрно-жёлтая, а название этой птицы синяя?

13. Почему мышки всё время грызут?

(ответ - у них должны постоянно стачиваться зубы, если этого не будет происходить они у них вырастут огромные)

14. Зачем ёжик таскает на себе яблочки?

Викторина. Что мы знаем о лесе.

1. Что такое лес? Это зелёный дом- деревья, кустарники, грибы, ягоды.

2. Кто живёт в зелёном доме? Там живут животные, птицы, насекомые.

3. Какие деревья вы знаете? Берёза, тополь, клён.

4. Какие птицы живут в лесу летом? Дятел, ласточка, грач, жаворонок, кукушка и т. д.

5. Какие ягоды можно найти в лесу? Клубника, костяника, смородина, малина.

6. Какие грибы ты знаешь? Маслята, опята, груздь, лисички, сыроежки.

7. Почему лес называют «Кладовой»? Потому что в лесу так много всего произрастает. Это и деревья, и ягоды, и грибы, и цветы. Всего великое множество, как в кладовой.

8. Какие чудеса можно встретить в лесу?

Муравейник, осиное гнездо, полянку цветов и ягод, грядки грибов.

9. Какие насекомые полезны нам?

Пчёлы, стрекозы, муравьи.

10. Какое животное любит малину?

Медведь.

11. Как, по-другому назвать лес где растут берёза, сосна, тотюль, осина, рябина?

Роща, чаща, бор.

12. Какие цветы можно встретить в лесу?

В лесу и на полянах можно встретить подснежники, огоньки, одуванчик, Марьин корень, незабудки, колокольчик, ромашку.

13. Каких животных можно встретить в лесу? Медведя, лису, волка, белку, зайца, бурундука, хомяков, барсука, полевых мышей.

14. Как можно красиво описать лес?

Таинственный, зеленый, богатый, темный, голый, резной, золотой, багряный.

1. ОГУРЦЫ - огородная лиана

Из опыта работы

Когда начинает прибывать день, мы сажаем огурцы на окне. По лунному календарю выпадает на 18 февраля.

С детьми рассматриваем семена, затем сажаем в приготовленную землю и ждем всходы. В конце февраля появляются первые росточки. В начале марта с детьми рассаживаем в большой ящик. Аккуратно берем росток, с земляным комом не повреждая корень, и сажаем на 4-5 см вглубь земли.

Наблюдаем за ростом огурцов. Поливаем удобрением «Радуга» для улучшения роста. А в конце марта огурцы дружно цветут и появляются маленькие огурчики. Огурцы растут высоко, привязываем каждую плеть, чтобы они не переплелись. Теперь наблюдаем, как растут огурцы. А в конце апреля съели первый огурец. Он был вкусным, ароматным, не сравнить с теми, которые мы покупаем в магазине. Дети были очень довольны своим первым урожаем.

1. Если вы хотите здоровые огурцы на грядке, используйте семена трех-четырех летней давности.

2. Если хотите быстро вырастить огурцы, сажайте в пятницу и этим спасете огурцы от мучнистой росы.

3. Покупайте семена селекционера сорт Рытова, Феникс - 640

4. Во время заморозков обильно поливайте огурцы, повышенная влажность сдержи вас I обезвоживание тканей.

Из справочника народной медицины

Огурцы обладают лечебными свойствами. Зеленое чудо - состоит на 95% из воды. Вода дистиллирована, аналогична по своему составу внутриклеточной жидкости. Это самая вода помогает растворению ядов накапливающихся в организме, выводят токсины через почки не оставляя в них камней и песка. Способствует растворению желчных камней. Высокое содержание калия, кремния, серы делает огурцы ценнейшим продуктом для поддержания здоровой кожи, волос, зубов.

Кулинария

«Огуречный коктейль»

Свежие огурцы промыть, обсушить, нарезать, пропустить через соковыжималку или измельчить на тёрке и отжать через марлю сок. В миксер влить мед, огуречный и лимонный соки, хорошо взбить. На стол подать с кубиками льда.

Огурцы - 150 гр. ; лимон - 0,5 ; лед пищевой - 2 кубика.

«Салат из перезрелых огурцов и сладкого перца»

5кг- перезрелых огурцов, 1,5- кг сладкого перца, 100гр- хрена Заливка: 3 литра воды, 500 мл уксуса (9%) 350гр- сахара, 300гр- соли, 10-лавровых листиков.

Воду довести до кипения, растворить в ней сахар, добавить уксус. лавровый лист, черный молотый перец и сразу же снять с огня. Огурцы очистить от кожицы разрезать на 4-8 частей, удалить семена, промыть, посолить, опустить на 15 секунд в кипяченую воду и охладить в холодной воде. Сладкий перец промыть очистить от семян опустить на 1-2 минуты в кипящую воду, охладить и нарезать соломкой. Продукты смешать, добавить чеснок и хрен, плотно уложить в стеклянные банки и залить приготовленным горячим маринадом. Пастеризовать банки 25-30 минут, закатать крышками и поставить в прохладное место на хранение.

2. ПОМИДОР - любимец народа

Из опыта работы

Рассаду на помидоры сажаем в середине февраля. По лунному календарю, числа – 17, 23, 25. Помидоры растут медленнее, чем огурцы в начале марта появляются ростки, такие хрупкие и нежные. Сначала появляется стебелек, а потом из него робко появляется первый листок. Мы с ребятами сравниваем помидоры и огурцы. В двадцатых числах марта рассаживаем в ящик. После посадки, мы подкармливаем удобрением «Радуга». Измеряем рост помидор, к концу апреля вырастают до 50-60 см., и набирают цвет. А в конце мая мы сравниваем плоды. А в июне высаживаем помидоры в грунт, в августе собираем урожай. Дети с удовольствием едят салаты из помидор.

Полезные советы.

1. Семена – гибриды не стоит брать, урожай из них не получите.

2. Семена сеять в прогретую землю, и хорошо пролитую на глубине 4 см. и на расстоянии 5 см.

3. На семена отбирайте плоды с наиболее урожайных, здоровых, раннеспелых кустов, полюбивших вами сортов.

4. Рассаду поливать редко и небольшими порциями.

Из справочника народной медицины.

Помидоры используют в промышленности и парфюмерии. Как лекарственное растение это чудо – витамины дают человеку жизненный тонус, расщепляет и усваивает углеводы, хорошо воздействуют на нервную систему, при заболевании атеросклероза, сахарного диабета. В помидорах содержится витамины РР, витамин А, содержатся витамины в изобилии, улучшают рост молодого арготизма, поддерживает зрение и обмен веществ. Помидоры используются в салатах, супах, борщах и других блюдах.

Кулинария.

«Помидоры в яблочном соке».

На 1 литр сока яблок, по 1 ст. ложке соли и сахара (если сок кислый). Вымыть и проколоть в месте крепления плодоножки, уложить в банки, дважды залить теплым соком, 3-5 минут, в третий раз залить соком с солью и сахаром и закатать.

«Томатный сок».

Помидоры пропустить через мясорубку, сок протереть. На 1 литр сока – добавить 1 чайную ложку соли и сахара, лимонную кислоту на кончике ножа. Сок еще раз прокипятить горячим разлить в стерилизованные банки и закатать.

3. МОРКОВЬ – капризная девица.

Из опыта работы

На участке детского сада мы ухаживаем в весеннее летнее время. Морковь достигает 15-20 см., пропалываем сорняки, рыхлим землю и прореживаем ее если очень густо взошла. Во время прополки встают по обе стороны грядки и аккуратно полят. Если нет дождей, то поливаем морковь два – три раза за сезон. После, когда морковь вырастет, начинаем окучивать, чтобы набрала рост в летнее время. Наблюдаем за ростом моркови, потому как куститься хвост. В августе проверяем, как морковь выросла, выдергиваем морковь и рассматриваем. В конце сентября, в начале октября, когда стоит сухая погода, мы с ребятами убираем морковь. Выкапываем осторожно, чтобы не повредить корнеплод, собираем, высушиваем и уносим в овощехранилище.

Полезные советы.

1. Для хорошего урожая моркови нужно вносить удобрение, азота, перегноя. Не сейте морковь на каменистые плотные почвы, корни на них получаются ветвистые, уродливые.

2. Морковь – холодостойкая культура, ее семена можно садить сразу же после схода снега.

3. Хранить морковь в подвалах, на кучах, и пересыпать песком, сверху уложить полынь от мышей – полевок.

4. Самые распространенные сорта моркови для посева «Шантанэ, - 2461», «Парижская коротель», «Витаминная - 6».

Из справочника научной медицины.

Морковь круглый год можно употреблять в сыром виде. Корнеплод содержит витамины В1, В2, РР и минеральные соли калия, натрия, количество магния, железа, фосфора, а также большое количество белков. Морковь богата углеводами, полезна при заболевании гриппа, гепатита, ангины, кашля, бронхита. Содержится витамин С. Морковь употребляют в салатах, супах, в приправе. Для детей это ценный продукт. Можно приготовить для укрепления иммунитета и головокружения, состав: 3 кг. Красной свеклы, 3 кг. Сочной моркови, 2 кг. Гранатов, 2 кг. Лимона, 2 кг. Меда. Все ингредиенты вымыть, пропустить через мясорубку или соковыжималку. Полученный сок вылить в эмалированную посуду и добавить мед. Все хорошо перемешать, слить в бутылки с крышками. Хранить, в холодном месте. Пить утром и на ночь перед едой по 100 грамм.

Кулинария.

«Салат из моркови и яблок».

150 гр. Моркови, 100 гр. Яблок по 1 ст. ложке майонеза, зелени петрушки и укропа.

Очищенные яблоки и морковь натереть, перемешать, уложить в салатник. Заправить майонезом, украсить зеленью.

Салат из моркови и грецких орехов.

3 крупные моркови, 2 ст. ложки толченых орехов, сок 1 лимона, 4 ст. ложки растительного масла, соль, 2 ст. ложки меда. Морковь промыть, очистить, натереть на мелкой терке, добавить орехи, мед, посолить, полить соком лимона и растительным маслом, тщательно перемешать.

«Морковь и капуста со сливами».

1 средний вилок капусты, 5 длинных ровных морковок, 1кг. Твердых синих слив, 2 головки чеснока.

Морковь нарезать кружочками, капусту – повдоль ломтями, а качерышку соломкой. Сливы разрезать на 2 половины, вынуть косточки. Уложить овощи слоями – капуста, морковь, сливы. В каждый слой добавить нарезанные зубчики чеснока. Все залить рассолом – 1 ст. ложка соли на 1 литр воды.

4. КАПУСТА - на столе не пусто.

Из опыта работы

На нашем огороде мы ухаживаем за капустой в летнее время. Мы пропалываем сорняки и поливаем, начиная с 7-10 дня после посадки, если не было дождя. Рыхлим землю после дождя, земля влажная и мягкая и легко можно окучить капусту. Наблюдаем за ростом, как завязывается кочан, во время появления вредителей опрыскиваем настоем табака. Ведём борьбу с листогрызущими гусеницами. Дети с удовольствием работают на огороде. Дети в ожидании наступления осени, им очень хочется увидеть урожай капусты, которой они помогли вырасти.

Полезные советы

1. Капуста нуждается в большом количестве азотных удобрений, для этого необходимо применять настой птичьего помёта.

2. Необходимо опрыскивать капусту раствором удобрений, но так чтобы больше капель попадало на нижние листы капусты

3. Главный пищевой ресурс для капусты- это углекислый газ. Для этого необходимо землю вокруг корней обложить торфом или навозом.

4. Для сохранения капусту нужно укладывать кочан на кочан, хранить при температуре от 0 до - 1 градуса.

Из справочника народной медицины

Капуста известна со средних веков. Она один из самых ценных по питательности овощных культур, содержит белок 2-3 %, сахара не менее 4%, богата витаминами, солями железа, кальция, калия, фосфора. В конце концов, она просто очень вкусна и хорошо усваивается организмом. Её рекомендуют для детского и диетического питания. Очень полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Кулинария

«Салат из цветной капусты»

Два килограмма цветной капусты, 200 - 300 грамм сладкого перца, 100-200 грамм зелени петрушки.

Заливка: 1 килограмм помидоров, 200 грамм растительного масла, 100 грамм сахара, 2 столовые ложки соли, I головка чеснока, 100 миллиграмм 6% уксуса. Капусту разобрать, соцветия промыть, отварить не более 5 минут. Приготовить запивку, пропущенные помидоры, добавить масло, соль, сахар уксус, измельчённый чеснок, петрушку, перец и всё довести до кипения. Залить отваренную капусту и кипятить, помешивая на слабом огне 25 минут. Полученную массу переложить в банки и закатать.

«Шницель из капусты»

Капусту очистить, вырезать кочерыжку и варить в подсоленной воде до готовности. Переложить капусту на сито и дать стечь воде. Разобрать на отдельные листья, каждый лист сложить в виде конверта, обвалять в муке, смочить в яйце, обвалять в сухарях и обжарить с обеих сторон на масле. При подаче на стол уложить шницель на блюдо, отдельно подать сметану, или сметанный соус.

На 1 килограмм капусты: 2 яйца, полстакана сухарей, 3 столовых ложки масла, несколько ложек муки.

«Цветная капуста в омлете»

Капусту отварить в подсоленной воде, разобрать на мелкие кочешки, сложить в порционную сковороду смазанную маслом, залить белком, смешанным с молоком, полить сметаной и запечь. В сковороде подать к столу.

На 200 грамм цветной капусты, 50 грамм сливочного масла, 2 яичных белка, 60 грамм молока, 30 грамм сметаны.

5. СВЕКЛА - сладкий корень.

Из опыта работы

Эта культура известна со средних веков. Не боится холодов, много витаминов и очень полезна. Во время посадки нуждается в уходе. Свекла требует высокую влагу при выращивании, не переносит засуху. Необходимо для роста овоща рыхлить почву. Прореживать нужно иначе вырастет тонкая. Регулярно поливать, рыхлить, пропалывать, через 3 мес. Овощ созреет. Убирают урожай в сухую погоду в овощехранилище.

Полезные советы.

1. Свеклу нельзя варить в соленой воде она почернеет и станет невкусной.

2. Старая свекла сладкая, а молодая содержит много витаминов.

3. Вкус свеклы и блюд из нее зависят от качества, лучше считается свекла темная с вытянутым корнеплодом.

Из справочника научной медицины.

Свекла давно и прочно числится диетическим целебным свойством. Лежит в употреблении пищи при атеросклерозе, гипертонии, заболевании печени и почек, улучшает обмен веществ, у детей стимулирует рост, диетологи рекомендуют в день съедать по 100-120 гр. Свеклы, помогает очищать организм от вредных веществ. Свеклу употребляют в пищу: салат, сок, супы, борщи и т. д.

Кулинария.

«Красная окрошка».

Очищенную свеклу, отварить, нашинковать тонкой соломкой, добавить зеленый горошек, отваренные грибы, лук, картофель, все по вкусу, соленый или свежий огурец. Залить горячим свекольным сиропом, немного лимонной кислоты, сахар по вкусу.

Салат «Свеколка».

1,5 кг. Свеклы, 1,5 кг. яблок, 500 гр. лука, 500 гр. моркови, 1,5 ст. ложки соли, 1,5 ст. растительного масла, перец горошком по вкусу.

Свеклу, яблоки, морковь потереть на крупной терке, лук порезать кубиками, добавить соль, перец по вкусу. Все перемешать и поставить на 12 часов, затем варить 30 мин. При постоянном помешивании.

«Запеканка».

500 гр. свеклы, 500гр. молока и манной крупы, 1 стакан творога, 4 яйца, соль, сахар, масло, сухари по вкусу.

Свеклу испечь и через мясорубку, сварить сладкую манную кашу, творог протереть через сито, смешать со свеклой и манной кашей, добавить сырые яйца, соль и сахар по вкусу, полить маслом и в форму обсыпанную сухарями, запекать в духовке и подавать со сметаной.

1. Посев семян редиса, салата,

моркови (в грунт).

ЦЕЛЬ: Уточнить представление детей о том, что овощи выращивают из семян. Научить различать семена моркови, салата, редиса (семена моркови остренькие, серые; редиса - розовые; семена салата - плоские). Познакомить со способами посева с помощью мерной верёвки с узлами на одинаковом расстоянии. Наметить бороздки, а дно бороздок уплотнить ребром ладони. Для посева брать щепотку семян, смешанных с песком, и сыпать их в бороздки равномерно, постепенно продвигая руку вдоль нее. Засыпать землей в зависимости _ от величины семечка, чем мельче семя, тем тоньше слой земли. Осторожно полить из лейки с ситечком. Вызвать интерес и желание из маленького семечка вырастить большой овощ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАДАНИЯ: Первая часть занятия организуется на веранде, в беседке на выносных столах. К занятию подготовлены семена для посева смешанные с песком. На каждом столе по той плошки, белые листы бумаги,

6 леечек с ситечком и водой, мерная верёвка. Этикетки с рисунками моркови, салата и редиса. Грядки приготовили накануне.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Вспоминают, в начале занятия с детьми, какие овощи росли на огороде в прошлое лето, как они у нас выросли. Спрашиваем, какие овощи ребята хотели бы вырастить. Воспитатель предлагает посадить салат, редис, морковь. Ставим перед детьми на блюдца с семенами этих растении. Предлагаем каждому ребёнку положить на лист слои бумаги по несколько семян этих растении и сравнить. Вот какие семена меленькие, а овощи из них вырастают даже очень крупные. Происходит удивительное превращение. Самые меленькие семена надо смешать с песком, показать, как это нужно сделать.

Далее на огороде распределяем детей на 3 подгруппы, каждая из которых берёт один вид семян. Дети располагаются по обе стороны, воспитатель знакомит детей с мерной веревкой, рассказывает, для каких целей она нужна. Педагог, показывает, как ровно от узла к узлу наметить бороздки, уплотнить дно и бока заделывать их в почву. Затем засыпать, в зависимости, от размера землёй. После показа всего процесса дети приступают к самостоятельной посадке. Воспитатель наблюдает за работой, предлагает тут же исправить, если что-то идёт не так. Показать ещё раз.

После посева дети поливают гряды. Воспитатель направляет детей, как нужно поливать из лейки, чтобы не залить, равномерно пропитав всю землю на гряде. В конце занятия воспитатель поручает дежурным закрепить этикетки с рисунками овощей, на соответствующей грядке. Воспитатель благодарит детей за их аккуратность в выполнении задания, за их трудолюбие.

2. «Что прячется в семенах?» Посадка семян помидора и огурца.

Занятие 1

ЦЕЛЬ: Научить правильно, посеять семена помидора и огурца. Найти различия: семена огурца похожи на овал, а томата на кружки.

Воспитатель раскладывает семема этаж ДВУХ культур на столе и предлагает, внимательно посмотрев на них, сказать, в чем их различия. Дети отвечают, что семена разные по величине, что семена огурца продолговатые, а помидора округлые.

- Ребята, а что необходимо семенам чтобы они проросли, и росли крепкими?

Дети отвечают, что им необходим свет, тепло вода и почва.

- Правильно! Но сначала что НУЖНО предпринять, чтобы семена проросли?

Рассказываем детям: Берём салфетку, немного тёплой волы и промачиваем салфетку. каждый вил семян кладём в отдельную салфетку. Завернув семена, таким образом, кладем их в теплое место, и ожидаем 2-3 дня когда, семена прорастут.

Занятие 2

Посмотрите это семечко огурца, а в нём находится зародыш. У этого зародыша ещё нет ни корня, ни стебелька. Они начнут развиваться, тогда когда мы их посеем в землю. А какая земля нам нужна? Конечно же мягкая, тёплая и влажная. Это все условия для хорошего поста наших семян. Давайте, сначала, польём землю. Сегодня нам нужно наклюнувшиеся семена помидор и огурца высеять в землю. Я беру в левую руку семена, а правой рукой уже по одному семени, и аккуратно выкладываю их в бороздки, начиная с края ящика. Семенам в ряду не должно быть

- Посмотрите, как это нужно делать. А чтобы закончить посев нужно закрыть землей семена, как бы защипывая края бороздки. После показа воспитатель предлагает детям проделать то же самое самим. Ставят ящик с землёй на стол и располагают детей так, чтобы на каждого приходилось по 2 бороздки.

- Дети при посадке будьте внимательны и аккуратны. Не толкайте друг друга, так как семена очень мелкие, и их нечаянно можно просыпать.

Приступая к работе необходимо соблюдать правила охраны здоровья. Воспитатель наблюдает, как дети выкладывают семена, чтобы соблюдали интервал между растениями, и только потом помогает правильно засыпать семена.

- Вот мы и посеяли семена, а теперь что нужно сделать? Правильно полить.

Осторожно, чтобы не оголить семена поливаем из леечки. А теперь наши семена приступили к своей работе, а мы будем ожидать первых всходов. А летом, когда придёт тепло, мы с вами будем их пересаживать в землю на огороде. Будем ждать!

Рассада помидор.

Занятие 3

Цель: Научить детей правильно называть части растений: корень, листья, стебель, цветок. Правильно брать растение за верхние листочки и не ломать тонкий стебелек и корень. Научить работать коллективно, чувствовать поддержку товарищей.

Воспитатель обращает внимание детей на ящички, в которых подросла рассада помидора». Показать, где у растения находится корень, лист, стебель, цветоносы. Сейчас помидоры выросли, и им стало тесно в ящике, их нужно срочно пересадить в более просторный ящик. А если этого не проделать, то наши растения будут плохо себя чувствовать, они вытянутся к свету, и стебель будет тонкий. А на тонком стебле наши цветочки завянут и не смогут завязаться плоды. А если мы их рассадим, они обретут больше места и поэтому будут дальше развиваться правильно. У них будет развитой корень, толстый стебель, а значит, и питаться растение будет хорошо.

А сейчас приступим к пересадке. Что для этого нужно? Сейчас я вам покажу, как нужно это делать. Необходимо обильно полить землю в ящике с помидорами. Затем растение поддеть палочкой, не разрушая комочек земли у корня, осторожно придерживать за стебель, опустить в подготовленную ямку. Присыпать землёй и обжать корешок, чтобы растеньице стояло кровно. Теперь дети, я предлагаю вам сделать то же самое. По одному подходите к ящику и осторожно выкопайте по одному помидору. Затем сделайте ямку и перенесите растение. Засыпьте корни землёй. Дети старательно выполняют предложенное.

- Молодцы, дети! Всё сделали правильно» А теперь осталось полить, и поставить ящичек с пересаженными растениями в тень, чтобы наши помидорки окрепли. А через день мы смело можем их поставить на прежнее место поближе к солнышку. Пусть растут! а мы будем наблюдать за быстрым ростом наших питомцев.

3. Рассада Астр.

Программное содержание: уточнить с детьми название цветов, их строение, особенности окраски, форма листьев, стебля. Что все цветы красивы, приятно пахнут. Дать представление о жизни растений. О его последовательности в развитии. Как из росточка появляется стебель, листья, цветы. Учить детей внимательному, бережному отношению к природе, к окружающему нас миру.

Материал: Клумба - картина с изображением цветов, рассматривание цветов (мак, колокольчик, ромашка, иллюстрации с изображением астр, рост астр в ящичке, вода, почва, лопатки, грабли.

Предварительная беседа: Беседа о цветах, рассматривание открыток, картинок с изображением астр.

Ход занятия: Дети, мы пришли на полянку, на которой растут цветы. (Дети подходят к клумбе, на которой изображены цветы: ромашки, маки, колокольчики, астры). Воспитатель : Дети, назовите цветы. Дети: Ромашки, колокольчик, мак.

Воспитатель : Красота цветов в их окраске, форме листьев, цветочков. Какие бывают цветы?

Дети: Весёлые, грустные, красивые, нежные, яркие. Воспитатель : Какого цвета василёк? На что он похож?

Дети: Голубого, синего. А похож он на шапочки. Воспитатель : Дети, а что ещё бывает в природе голубым? Дети: Небо.

Воспитатель : А на что похож мак? Какого он цвета?

Дети: Он красного цвета и похож на солнышко и мяч.

Воспитатель : А ромашка, какого цвета?

И что ещё бывает такого цвета как ромашка?

Дети: Ромашка белая. А белым бывает снег, лёд, платье, рубашка и т. д.

Воспитатель : Молодцы! Хорошо знаете цвета, про окраску.

Вот мы с вами собрали целый букет разных цветов, все они красивые, бархатные, махровые, нежные, мягкие. О них нужно заботиться. А вы, дети хотите узнать, как рождается цветок?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель : Тогда, садитесь поудобнее, и слушайте сказку о цветочке. Яркие, красивые цветы появляются не сразу. Сначала, будущий цветок спит, и набирает сил в своей растительной колыбельке, укутанный и спелёнутый, в свои пуховые пелёнки. (Детям показывают семена астры) Это семена астры бархатной. Для того, чтобы семя проросло нужно его накормить, напоить и согреть. Но у цветов своя пища. Мы с вами сажали лук, он большой, сажали цветок, он большой, а сегодня у нас семена астры. Мы приготовили землю, её обогрело солнце, положим семя - колыбельку в почву и будем поливать тёплой водой. Во влажной земле малыш пророс, стал расти, и пелёнки ему стали малы. Малыш цветок начинает прорастать сквозь землю. Росток - росточек продолжает расти и превращается в стебелёк. Стебелёк крепнет, появляются листья нежные, ранимые. Стебель становится всё крепче и выше. И вот появляется бутон, в котором ещё спит сам цветок. Ещё чуть и цветок раскроет свою неповторимую красоту. Мы будем, любоваться и восхищаться им. Дети, а вы хотите посадить астрочку - колыбельку на клумбе, чтобы у нас в детском саду цвели красивые астры - цветы. - Хотим!

Воспитатель : Сажать будем на улице, на участке детского сада. Помогите вынести ящик с рассадой астры, воду, лейки, грабли, палочки, лопатки.

С детьми рыхлим землю, Таня с Серёжей помогают делать бороздки. Землю поливают Алина с Ангелиной. Молодцы, напоили землю тёплой водой. Я вам аккуратно даю росток астрочки. Что у неё уже появилось? (стебель, листья) Сейчас я вам покажу как аккуратно, не причиняя боли росточку посадить его в землю. Палочкой я делаю углубление, и мягко посадив его в землю, присыпаю землёй. Теперь все аккуратно берём по ростку и не повреждая стебелёк, сажаем малыша в углубление земли.

Воспитатель наблюдает за работой малышей, помогает при необходимости.

- Молодцы! Посадили. Теперь давайте польём. Аккуратно не смывая землю с корней цветка. Устали? Давайте вымоем руки. (Дети моют руки, воспитатель поливает детям на руки воду).

Буль, буль, буль журчит водица

Все ребята любят мыться

Вот так хорошо, хорошо

Руки с мылом мы помыли

После вытерли посуше

Мы помылись как большие

Вот мы чистые какие.

Воспи

Публикации по теме:

Оформление помещений детского сада.Оформление помещений детского сада. Для оформления помещений детского сада я изготовила стенды из потолочных плиток и самоклеящейся плёнки: уголки для родителей, уголки дежурств,.

Проектная деятельность Проект взаимодействия ДОУ и семьи. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию» Проект: долгосрочный Количество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Тема: «Урожайные грядки»
Опубликовано: 22 марта 2013 в 16:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД