Ольга Николаевна Гребенщикова
Творческий проект «В гости к радуге» для детей второй младшей и средней групп детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатель.
Тип проекта :
• По доминирующей в проекте деятельности : творческий.
• По содержанию: обучающий.
• По числу участников проекта : групповой (8-10человек, все желающие).
• По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
• По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
• По профилю знаний: многопредметный.
Публикация «Творческий проект „В гости к радуге“ для детей второй младшей и средней групп детского сада» размещена в разделах
• По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы :
Руководитель проекта – воспитатель.
Участники - дети и родители
Цель проекта :
-Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей.
- Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Задачи проекта :
- Закреплять знания цветового спектра у детей.
- Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.
- Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
- Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
- Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
- Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.
- Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
- Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
- Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас ребят.
Актуальность проблемы:
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей в дошкольном учреждении.
«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А. Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями.
Актуальность в том, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений и исследований позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В условиях ДОУ цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды. Это позволяет условно зонировать окружающую обстановку, вносит разнообразие в традиционные виды деятельности, усиливает смысловое значение изучаемого.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
Интересна и увлекательна практика «В гости к радуге» в детском саду. Дети знакомятся с цветовой гаммой, выбирается цвет «Радуги» и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано — на 2—3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка — на целый день.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: закрепляют полученные детьми знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности
Художественная литература.
Бумага для рисования.
Краски, гуашь, кисточки.
Дидактические игры.
Предполагаемый результат проекта
Дети правильно различают и называют цвета.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - «Давайте познакомимся – Я Радуга». Дидактическая игра «Рассели цвета в домики»,
Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета».Беседа «Какой твой цвет любимый».
Образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» - подвижно - дидактическая игра «Подбеги к своему флажку», «Мой веселый, звонкий мяч!».
Чтение художественной литературы: чтение сказки М. Юнак «Сказка про радугу».
Образовательная деятельность по ОО «Труд» - дидактическая игра: «Сложим игрушки по цвету».
Образовательная деятельность по ОО «Познание» - беседа – эксперимент: «Смешаем краски», «Эксперимент с солнечным светом», дидактическая игра «Найди нужный цвет».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Математика» - дидактическая игра: «Заплатка для коврика». «Найди лишнее».
Образовательная деятельность по ОО «Безопасность» - п. и. «Светофор».
Работа с родителями – изготовление наглядного материала для детей по теме : «Что у нас какого цвета?».
Заключительный этап
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - рисование радуги.
создание рисунка «Волшебная клякса».
Составление портфолио проекта.
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа: Данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался в течение 1 недели, за истекший срок организовали: (список выполненых мероприятий).
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
Оформление материала в родительском уголке. Составление портфолио проекта.
Реализация проекта «В гости к радуге»
I. Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «В гости к радуге».
Понедельник –«Здравствуйте! Я – радуга» (красный цвет).
Вторник – оранжевый и желтый цвет.
Среда – зеленый цвет.
Четверг – голубой и синий цвет.
Пятница – фиолетовый цвет.
II. Прожитие темы недели
Понедельник
Образовательная деятельность по ОО «Чтение художественной литературы» : чтение сказки М. Юнак «Сказка про радугу».
- дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Красный».
Образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» - подвижно - дидактическая игра «Подбеги к своему флажку». Игры с мячами «Мой веселый, звонкий мяч!».
Начальный этап «Мы рисуем радугу!».
Вторник
Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый».
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Математика» - дидактическая игра «Заплатка для коврика» - желто-оранжевый коврик, заплатки разной формы.
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый. Рисование «Аленький цветочек».
Дидактическая игра «Что такого цвета».
Среда
Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Зеленый».
Образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» - дидактическая игра «Разноцветные мячики».
Образовательная деятельность по ОО «Безопасность» - п. и. «Светофор».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Математика» - «Цветные домики».
Дидактическая игра «Хвост павлина».
Четверг
Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий».
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - лепка «Облака и дождик»;
Дидактическая игра «Гусеница», «Найди цвета, которыми нарисован Петушок».
Образовательная деятельность по ОО «Коммуникация» - составление рассказа по картине «Что есть синего цвета».
Пятница
Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый».
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - рисование красками «Радуга» (конечный этап).
Образовательная деятельность по ОО «Познание» - беседа – эксперимент: «Смешаем краски», «Эксперимент с солнечным светом», дидактическая игра «Найди нужный цвет».
III. Виртуальное прожитие темы
Образовательная деятельность по ОО «Коммуникация» - беседа «Какой цвет любимый».
Создание работы «Волшебная клякса» (с родителями дома, для оформления выставки в раздевалке).