Папки-передвижки

Творческий проект «Юный исследователь»

Ольга Лучникова
Творческий проект «Юный исследователь»

Творческий проект «Юный исследователь»

Информация:

1. Общие положения

1.1. Творческий проект «Юный исследователь»

Тема проекта «Кладовая земли родного края»

Цель проекта : развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенство-вания навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Публикация «Творческий проект „Юный исследователь“» размещена в разделах

Задачи:

• содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

• формирование у обучающихся и педагогов представления об исследова-тельском обучении, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

• стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фун-даментальным и прикладным наукам;

• содействие формированию у детей научной картины мира.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Образовательное учреждение: структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1 «Детский сад».

2. Адрес: 393842, Тамбовская область, Сосновский район, р. п. Сосновка, ул. Рабочая, д. 18 а.

3. Телефон: 8(47532)-25-0-04.

4. Название проекта : «Кладовая земли родного края».

5. Гипотеза проекта : Какое значение и место занимают полезные ископаемые в жизни человека?

6. Объект исследования : Полезные ископаемые Тамбовской области.

7. Автор проекта : воспитатель – Лучникова Ольга Вячеславовна.

8. Реализация проекта : февраль 2016 года.

9. Участники проекта : дети дошкольного возраста, педагоги ДОО, родители.

10. Тип проекта : науки о природе.

11. Сроки реализации проекта : краткосрочный, февраль 2018 года.

12. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие» "Физическое развитие".

13. Цель проекта : Создание условий для формирования предпосылок по-исковой деятельности, развития воображения и художественно – творче-ских способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли род-ного края».

14. Задачи:

Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли;

Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ре-сурсам;

Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников;

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение об-следовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неров-ный (шероховатый, гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.

Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

Обогащение словарного запаса дошкольников;

Развитие мелкой моторики рук.

Как добывают земные богатства и где используют;

Актуальность проблемы:

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культу-ры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познаёт окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека.

Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы. Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть од-но из чудес природы – полезные ископаемые?

Знакомство детей с полезными ископаемыми способствует расши-рению кругозора; умению определять материалы, из которых изготов-лены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов,

определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов, группировать предметы в соответствии с познавательной за-дачей.

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме

«Кладовая земли родного края».

Знакомство с литературными произведениями: братья Гримм

«Беляночка и Розочка», «Сказка о камне», «Почемучка» : Что такое подземне богатства? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хо-зяйка Медной горы»; «Три поросёнка», «Жемчужина окатная».

Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о песке, камнях.

Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цве-ток», «Пластилиновая история».

Рисование песком, мелом, углем.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся:

могут назвать свойства полезных ископаемых;

имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида полезных ископаемых;

знают о пользе полезных ископаемых в природе и жизни человека.

Итоговое мероприятие:

интегрированное занятие «Край родной, на век любимый»

Продукты проекта :

Папка с конспектами занятий по ознакомлению с полезными ископаемы-ми;

Фотографирование этапов реализации проекта и совместной деятельности детей и воспитателя;

Совместное художественное творчество;

Творческий замысел своими руками «Разноцветный песок».

Выставка рисунков по произведениям Бажова.

Презентация проекта.

Этапы проекта :

Подготовительный.

Информирование родителей о проекте.

Сбор информации и материалов по теме проекта.

Разработка проектной цели.

Написание текста проекта.

Реализация.

Работа по плану мероприятий.

Выполнение творческих заданий вместе с родителями и воспитателями.

Итоговый.

Оформление материалов.

Представление продуктов проекта.

Выставка продуктов детского художественного творчества.

План реализации проекта :

Вид деятельности: Беседа: «Природные ресурсы России» (рассматривание образцов, «Как применяются природные ископаемые?»;

Сроки: 2 неделя февраля;

Результаты: Формирование представлений у детей о полезных ископае-мых, их свойств и использование их человеком;

Вид деятельности: Опыты и практические задания: «Что у нас под ногами?», «Песок и глина – общее и различия», «Кладоискатели» и т. д.

Сроки: 3 неделя февраля;

Результаты: Расширение кругозора и экологических представлений посред-ством опытов и в процессе практической деятельности.

Вид деятельности: Рисование: «Разноцветные мелки», «Песочное шоу» - ри-суем разноцветным песком.

Сроки: на занятии по художественному творчеству;

Результаты: Формирование умений планировать свою композицию, техно-логично осуществлять замысел. Формирование умения осуществлять худо-жественный замысел, эстетически оформлять свои произведения.

Вид деятельности: Подвижные игры:

Сроки: ежедневно

Результаты: Систематизация знаний о взаимодействии с песком.

Вид деятельности: занятие «Географическое положение Тамбовской обла-сти»

Сроки: 4 неделя февраля;

Результаты: Знакомство с картой Тамбовской области и определение на её территории полезных ископаемых. Выявление положительных и отрица-тельных черты природных ресурсов и условий.

Беседа: «Природные ресурсы России» (рассматривание образцов)

с 5 по 10 февраля 2018 года

Беседа с обучающимися позволила выявить их знания, взгляды, отноше-ние к добыванию природных ресурсов на основе рассматривания образцов полезных ископаемых.

Во время беседы было разобрано несколько вопросов по полезным ис-копаемым России:

Что мы называем природными ресурсами?

Чем отличается использование возобновляемых и невозобновляемых при-родных ресурсов?

Какие ресурсы используются в производстве?

Дети с удовольствием принимали участие в изучении ресурсов, дополняя свои ответы примерами из жизни и быта семьи.

Опыты и практические задания:

«Что у нас под ногами?», «Песок и глина – общее и различия»,

«Кладоискатели» с 12 по 17 февраля 2018 года

Во время практического занятия детям надо было установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании. Были проведены 3 опыта, показы-вающие общее и различия песка и глины:

Опыт 1. Установление сыпучести.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом-частицы песка или гли-ны.

Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Прона-блюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быст-рее наполнится водой.

После сравнения были сделаны выводы:

1. Песок пересыпается легко, т. к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.

2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т. к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.

3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода про-ходит плохо и медленно.

4. Строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопро-ницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.

В пятницу, 09.02.2018 года, во второй половине дня, было проведено физкультурное занятие «Кладоискатели», на котором были подведены итоги недели по изучению Полезных ископаемых и их свойств.

Рисование: «Разноцветные мелки»,

«Песочное шоу» - рисуем разноцветным песком.

(на занятиях по художественному творчеству)

Песок вызывает все больший интерес в качестве материала для худо-жественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, поз-воляет легко воплотить самые фантастические

замыслы!

Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координа-цию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка.

Существует выражение «через руки к речи»

Использование техники "Рисование песком" в работе с детьми дает воз-можность развивать процессы: восприятие, внимание, память, мышление, во-ображение. А также мелкую моторику рук.

В ходе занятия по художественному творчеству обучающиеся расшири-ли представление о природном материале (песок, его свойствах и пользе для людей); улучшили познавательные процессы (устной речи, воображения, наглядно-образного мышления, мелкой моторики, координации движений); проявили большой интерес к рисованию песком

Занятие «Географическое положение Тамбовской области»

с 19 по 24 февраля 2018 года

На занятии обучающиеся познакомились с географическим положением нашего края, с минерально-сырьевой базой Тамбовской области, которая представлена песком для строительных работ, карбонатными породами для производства строительной извести, легкоплавкими глинами для производ-ства керамзитового гравия и кирпича, торфом, подземными водами.

ПЕСКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПРОИЗВОДСТВА СИЛИКАТ-НЫХ ИЗДЕЛИЙ

Было выяснено, что в пределах области имеется ряд перспективных площадей и проявлений добычи песка.

КАРБОНАТНЫЕ ПОРОДЫ ДЛЯ

ПРОИЗВОДСТВА

СТРОИТЕЛЬНОЙ ИЗВЕСТИ.

Дети узнали, что в области имеются запасы известняков, пригодных для производства строительной извести. Но их месторождения промышленно-стью не осваиваются.

ГЛИНЫ И СУГЛИНКИ ДЛЯ

ПРОИЗВОДСТВА КИРПИЧА

В ходе занятия было выявлено, что в Тамбовской области разведано 116 ме-сторождений данного вида сырья. Добыча глин ведется на 33 месторождени-ях, в том числе и в Сосновском районе (участок №2 Сосновский). Наиболь-шие запасы разведанного кирпичного сырья приходятся в Рассказовском, Сосновском и других районах.

Выводы:

Обобщая все вышесказанное, мы с детьми сделали вывод: без использо-вания полезных ископаемых человек станет беззащитным и бессильным.

Запасы полезных ископаемых не могут быстро пополняться, поэтому их нужно расходовать экономно.

Для охраны полезных ископаемых мы можем попусту экономить газ в плите, беречь тепло, экономить электричество, собирать металлолом.

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, пе-ревозке, хранении.

Сосновский район и Тамбовская область богаты природными ископае-мыми, характерными для нашей местности: песок, глина и т. д. Мы еще раз убедились в том, что значит родная земля, почвенные ресурсы, природные богатства для нас и для нашего народа. Родная земля бесценна и представля-ет собой сокровище, которое ничем не измерить.

В заключении хочется вспомнить строки из стихотворения

Рожковой В. М.

Реки, леса, косогоры,

Сосновские чудо-бугры.

Эти шальные просторы-

И сердцу теснее в груди.

До боли места родные,

А сёл деревень не счесть.

Как хорошо, что в России

И область Тамбовская есть.

Использованные материалы:

1. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.

2. Наш край Тамбовский. – Тамбов, 1989.

3. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.

4. Е. В. Новикова Программа «Юный эколог» - М. : Мозаика-Синтез, 2013 год.

5. География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2007г.

6. Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г.

7. М. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.

8. В. С. Богомолов стихи и проза сосновских авторов «Как все же хорошо жить на земле!»

9. Интернет ресурс: https://www.tvernedra.ru/news/nid145.html

10. Фото из личного архива структурного подразделения МБОУ Сосновской СОШ №1 «Детский сад»

Публикации по теме:

Проект «Я — исследователь природы. Мои прекрасные дельфины» ПРОЕКТ РАЗРАБОТАН: Руководитель проекта: Багдасарян А. А. ; Участники проекта: Климашевская Маргарита, Мама – Анна Александровна ТЕМА.

Календарный план тематической недели «Юный исследователь» в логопедической группе детей с ОНР с 9 по 13 июля 2018 г. 2 неделя Задачи: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов.

Кружковая работа «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Лэпбук «Юный исследователь»Лэпбук «Юный исследователь» Не секрет, что дошкольный возраст - время «почемучек». Наша задача – помочь малышам узнать об окружающем мире, как можно больше и точнее,.

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Юный исследователь» для детей 5–6 летПознавательно-исследовательский проект по экологии «Юный исследователь» для детей 5–6 лет Содержание проекта 1. Название проекта 2. Руководители проекта 3. Интеграция образовательных областей 4. Вид проекта 5. Продолжительность.

Проект для дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Номинация физико-математическая: «Чудеса с электричеством»Проект для дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Номинация физико-математическая: «Чудеса с электричеством» Творческий проект дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» Номинация :физико-математическая Тема:«Чудеса с электричеством».

Проект «Юный исследователь» в старшей группе «Юный исследователь» Вид: долгосрочный, исследовательский, познавательный. Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Фотоотчет «Проект «Юный пешеход»Фотоотчет «Проект «Юный пешеход» Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность.

Творческий проект «Я — исследователь. Неживая природа и секреты вулкана» Содержание: введение цели и задачи исследовательской работы что такое вулканы практическая работа выводы и заключения список литературы.

Творческий проект «Я — исследователь. Неживая природа «Секреты вулкана» Содержание: введение цели и задачи исследовательской работы что такое вулканы практическая работа выводы и заключения список литературы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Юный исследователь»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 22:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД