Марина Алтумбаева (Бокова)
Творческое физкультурно — познавательное занятие с экологическим содержанием «Зимовье зверей». Старшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных и птицах зимой; чтение рассказов Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память»; рассматривание следов птиц и животных на иллюстрациях, на прогулке; рисование следов в свободной деятельности.
Задачи:
О. о. «Познание» Расширить представления детей об окружающем мире. Формировать представление о жизни животных и птиц в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Публикация «Творческое физкультурно — познавательное занятие с экологическим содержанием „Зимовье зверей“, Старшая группа,» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
О. о. «Коммуникация» Способствовать развитию любознательности, внимания. Совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе и правильно отвечать на вопросы.
О. о. «Физическая культура» Учить детей придумывать движения, находить средства и способы их выразительности. Активно использовать приобретённые навыки в выполнении разных двигательных заданий, побуждать к творческому самовыражению.
О. о. «Социализация» Учить различать по следам животных и птиц, уметь их распутывать; искать образные средства выразительной передачи движений, импровизируя животных и птиц по картинкам и по рассказу.
Оборудование: Декорации зимнего леса, три ёлочки, два дерева, восемь кубиков, макет берлоги, картинки и следы животных и птиц.
Ход занятия.
1 Дети входят в зал осторожно ступая (под звукозапись «Скрип снега») и выстраиваются в шеренгу.
Ведущий: Ребята, давайте мы сегодня отправимся в зимний лес и посмотрим рады ли проказам матушки - зимы животные и птицы? Хорошо ли им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?
- Итак, напра - во! в лес змейкой между ёлочками и деревьями шагом -марш! Я вам прочитаю отрывок из произведения Скребицкого «Четыре художника», а вы, ребята, покажите в движении живую картину природы.
«Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно (ходьба с высоким подниманием кален, руки на поясе). А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает (повороты головы в стороны) обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы (поднимание и опускание рук с поворотами, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки (округлые руки вверх с наклоном вперёд, пуховые варежки на ветки надела (руки в стороны - покачивание). Стоят лесные богатыри, друг возле друга, стоят чинно, спокойно (стойка на одной ноге, округлые руки книзу). А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их словно детишек, зима тоже в белые шубки одела (приседание). Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка - зима. Кажется, никто в лесу не живёт. Тишина.
2 Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит их кто то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, и кто за ними охотился. Давайте и мы с вами по следам узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу, и как им живётся (на ковре выложены следы зайца, белки, лисы, волка, лося, вороны и воробья).
Предлагаю детям пройти по запутанным следам, узнать чьи они, дойти до карточки, открыть и показать изображённое животное или птицу. Затем выкладываю карточки на кубики, поставленные на расстоянии в ряд. Затем жеребьёвкой выбирается водящий.
Подвижная игра «Догони – изобрази» (По сигналу дети разбегаются врассыпную, водящий догоняет, задевает рукой пойманного и называет животного, изображённого на карточке, в которого он должен «превратиться», замерев на месте).
- Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти их можно только по следам. Послушайте рассказ Толстого «Зайцы» и изобразите вовремя чтения в движении.
Дети расходятся по залу, изображают зайцев и охотников.
«Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперёд, испугается чего - нибудь и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что - нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что - нибудь - опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. На утро охотники начинают разбирать заячий след путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится».
- Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же как зайцы и запутать свой след, что бы никакой охотник и зверь вас не поймал.
Подвижная игра «Найди зайца». ( Дети встают врассыпную парами: впереди –«заяц», за ним – «охотник». По сигналу начинают убегать зайцы, путая следы, за ними неотступно бегут охотники. Выигрывает та пара, которая быстрее поймает зайца, ни разу не запутавшись).
- А вот мы по следам дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую серую шубку, которая также как и зайцу помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу: спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений. Нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется. Помните рассказ Пришвина «Беличья память», как белка прятала, а потом находила припасы. Прыгнет с ветку на ветку в зимний солнечный денёк белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она свернувшись клубочком, может спать несколько суток в дупле. Давайте ребята, и мы превратимся в белок.
Прыжки через бруски и подлезание под дуги прямо (поточно две подгруппы).
- Ребята, чьи же ещё следы видели мы в лесу? Ответы детей (волка, лисы, лося).
Покажите девочки, как лисички, а мальчики как волки по лесу рыщут в поисках пищи (импровизации детей). Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой. Лось пробирается сквозь чащу заснеженною в поисках корма, раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветки с кустарников и деревьев (дети изображают животных).
- А эти следы не похожи на звериные (показываю) чьи это следы? (птичьи). Правильно, большие следы - вороньи, а маленькие - воробьиные. Трудно живётся птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь подкормиться.
Ведущий с детьми подходит к «медвежьей берлоге» (макет).
- А посмотрите - ка, ребята, что это за странный сугроб в лесу? Из - под сугроба идёт какой - то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем, мягким пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
- Правильно, это берлога. А иней на кустах потому, что медведь дышит и тёплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснётся, с боку на бок не перевернётся. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
- А какие ещё животные спят под снегом? (ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты). А какие вы игры знаете про медведя? («У медведя во бору», «Медведь и зайцы», «Медведи и пчёлы».).
Подвижная игра «Медведи и пчёлы»
3 Построение в круг.
- Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Как нужно заботиться о них? Ответы детей. Люди подкармливают голодных зверей. Лосям - раскладывают сено; белкам - жёлуди и шишки; птицам - кормушки. Так и живут до весны братья наши меньшие.
Итог занятия.