Получи документы

Творческое развитие дошкольников: духовно-нравственная проблема

Ирина Ляховицкая
Творческое развитие дошкольников: духовно-нравственная проблема

В последнее десятилетие 20 века в Российской системе дошкольного образования произошли позитивные перемены: обновление содержания и технологии учебно-воспитательной работы с детьми на основе личностно- ориентированного подхода к развитию ребенка. Ощутимо стали меняться взгляды на многие проблемы дошкольного образования, понимание роли ДОУ в процессе обучения и образования подрастающего поколения.

Публикация «Творческое развитие дошкольников: духовно-нравственная проблема» размещена в разделах

Педагогикой доказано необходимость и важность раннего творческого развития дошкольника. Новый опыт, новые знания позволяют современному педагогу ориентироваться при решении данной задачи на более высокий духовно-нравственный смысл исходя из понимания самоценности периода дошкольного детства, процесса и результатов детского творчества. Многие педагоги-исследователи пришли к обоснованному выводу, что авторитарная система обучения, основанная на подчинении детей воле взрослого особенно вредна тем, что подавляет в ребенке индивидуальность, творческое начало, лишая права само утверждения в условиях свободного выбора и радости самореализации.

При возрастающем понимании значимости детского творчества в процессе личностного развития человека сегодня актуализировались две основные педагогические проблемы : 1) роль взрослого в процессе творческого развития ребенка. 2) творческая деятельность детей, основанная на выполнении творческих работ по заказу.

Каждая образовательная программа- это лишь определенная схема, на которой концентрируется внимание педагога. Оживить любую программу может совместное творчество ребенка и педагога, которое и становиться основой для укрепления связи учебного процесса с жизнью. Важно выявить влияние жизни на детское творчество, которое не всегда сегодня бывает плодотворным. Обе эти проблемы требуют исследования, прежде всего с духовно-нравственных позиций, так как неумение найти нужные формы руководства творческой деятельностью ведет к угасанию в детях потребности творить уже к 7-8 годам, в ущерб их личностного становления. В тоже время, - поощряя право ребенка творить, в культурной и творческой жизни часто из меркантильных побуждений втягивая в заказное творчество, привлекая к созданию проектов, участию в тематических конкурсах, выставках детского творчества. Разные фирмы, ассоциации, фонды предоставляют для этих проектов помещения, призы, подарки, но взамен формулируют темы и условия конкурсов, обеспечивают широкую информацию о проводимой акции.

Детские коллективы превращаются в малые предприятия по быстрому и эффективному изготовлению рекламы с использованием фирменных знаков, логотипов, тематики фирменной продукции. Такие проекты бывают очень заманчивы для педагогов, руководителей, так как дают возможность завоевать известность. Однако работа по заказу часто убивает в детях инициативу и так же в последствии приводит к снижению духовным наполнением творческой деятельности детей. Особенно это ощущается в традиционной системе музыкального воспитания, где до сих пор главенствует регламентация детского поведения по предлагаемой взрослым программе: слушание музыки, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Необходима роль использования детского творчества для укрепления душевных сил ребёнка.

Результаты экспериментальной деятельности показали, что вовлечение в творчество заставило детей забывать об обидах, личных проблемах, снимало стресс, усталость. Программа творческого развития реализовалась от спонтанных детских экспериментов со звуками к поискам звуковых образов, сопоставленным сочинениям, образно-звуковым импровизациям.

В выборе творческих задач и заданий большую помощь оказали педагогические идеи К. Орфа, К. Тарасовой, Н. Ветлугиной, В. Шульгиной, О. Юдиной, Н. Терентьевой.

Приоритетным в нашей работе было создание условий для возникновения у детей интереса творить по мере своих сил, природных способностей, развития у дошкольников понимания роли творчества в жизни людей. Как показал проведенный эксперимент, наиболее эффективным для вовлечения детей в творчество является следующие виды деятельности: самостоятельное озвучивание сказок, игра в оркестре на самодельных инструментах, сюжетно-ролевые игры с использованием детских сочинений (стихов, песен, дидактические игры, свободные пляски, танцы, особенно интересны детям творческие домашние задания.

Творческое развитие осуществляется на культурологической основе, открывая возможность более глубокого познания народной культуры и традиции - композиторского, исполнительского творчества.

Изучая особенности дошкольного возраста, П. Блонский отметил, «ребенок по природе своей - творец всяких, в том числе и эстетических ценностей».

Это замечательное качество детства педагог должен учитывать и всемерно развивать. Постоянный педагогический поиск в этом направлении придает занятиям с детьми высокий духовно-нравственный смысл, так как способствует воспитанию человека-творца.

47

Публикации по теме:

Творческое развитие дошкольников с помощью театра тенейТворческое развитие дошкольников с помощью театра теней «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений. Интерес к.

Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре ВАЖНОЙ ЦЕЛЬЮ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО,.

Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности В настоящее время проблема духовно–нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Поэтому необходимо создание образовательной.

Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ)Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ) Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным.

Мастер-класс для родителей. «Художественно-творческое развитие детей в семье»Мастер-класс для родителей. «Художественно-творческое развитие детей в семье» Хочу представить свой мастер - класс для родителей по теме: "Художественно-творчестворческое развитие детей в семье". Цель: помочь родителям.

Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников Астанакулова П. В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Проект «Художественно-творческое развитие детей средствами сказки» «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Творческое развитие детей средствами нетрадиционной техники рисования.Творческое развитие детей средствами нетрадиционной техники рисования. Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческое развитие дошкольников: духовно-нравственная проблема
Опубликовано: 4 сентября 2016 в 07:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД