МААМ-картинки

Проект «Художественно-творческое развитие детей средствами сказки»

Юлия Живицкая
Проект «Художественно-творческое развитие детей средствами сказки»

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

В. А. Сухомлинский

Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Дж. Родари

Содержание деятельности Сроки (начало – окончание) Форма представления результатов Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы

Публикация «Проект „Художественно-творческое развитие детей средствами сказки“» размещена в разделах

1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Изучение теоретических основ по организации условий эстетического развития дошкольников средствами «сказочного» творчества (список литературы см. Приложение 1). Начало – октябрь 2013 г. ;

окончание – май 2016 г. Сообщение – теоретический анализ Заведующий ДОУ,

заместитель заведующего по ВР.

Согласно «Плану Самообразования педагогов и специалистов ДОУ»

2. Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса

Актуальность:

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.

Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях, непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень — главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.

Эстетический уровень — уровень художественного образа — характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в развитии общества. Только креативность (творчество) может обеспечить возможность появления нового знания и т. д. Поэтому одним из эффективных методов эстетического развития дошкольников является совмещение понятий «сказки» и «творчества», другими словами, это метод «сказочного творчества».

Цель представленного педагогического опыта заключается в создании развивающего цикла занятий для детей средне-старшего дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на художественно – творческое развитие ребенка, и представляющего для него возможность приобретения опыта творческой деятельности средствами сказочного материала :

• на фоне театрализованной деятельности;

• на фоне речевой деятельности;

• на фоне изодеятельности.

Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:

1. Отбор сказочных произведений с учётом применения их «сказочного материала» в различных видах детской деятельности, в которые могут быть включены сказочные образы. Воспитательно – образовательные возможности выбранных произведений должны соответствовать, во – первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, в том числе Модели выпускника ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как:

• Самостоятельность, активность, проявление инициативы в художественной деятельности, обладание яркой индивидуальностью.

• Эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружающего мира и произведений искусства, обладание практическими умениями и навыками для внесения изменений в окружающую среду.

Во – вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта.

2. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми (кружковая работа в рамках самообразования).

3. Через презентацию для родителей.

4. Для освоения нового содержания образования необходимо обновление учебно – методического и материально – технического сопровождения, основанного на материале сказок.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Ведущие ключевые идеи:

• Творческая работа со сказкой ведет к приобщению ребенка к эстетическим ценностями красоты, силы и смелости наряду с нравственной и моральной ориентацией на добро, помощь и справедливость.

• В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка;

• На основании «сказочного» творчества можно создать модель развивающей среды на основе принципов работы в условиях комнаты «сказок» только со специализацией на «сказочном» материале.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Художественно эстетическое развитие при помощи нетрадиционной техники рисования и персонализированной сказкиХудожественно эстетическое развитие при помощи нетрадиционной техники рисования и персонализированной сказки .

Мастер-класс для родителей. «Художественно-творческое развитие детей в семье»Мастер-класс для родителей. «Художественно-творческое развитие детей в семье» Хочу представить свой мастер - класс для родителей по теме: "Художественно-творчестворческое развитие детей в семье". Цель: помочь родителям.

Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии» Актуальность. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования.

Проект по развитию речи детей подготовительной группы средствами театрализованной деятельности «В гостях у сказки» Сказка-ложь, да в ней- намёк, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин. ПАСПОРТ ПРОЕКТА. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» ВИД: -по количеству.

Проект развития художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами необычных методов рисованияПроект развития художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами необычных методов рисования Паспорт проекта. Актуальность. Нестандартные подходы к реализации изобразительной деятельности восхищают детей, тем самым вызывают стремление.

Проект «В гостях у сказки» для детей 3–4 лет в рамках образовательной области «Речевое развитие» Тип проекта: Творческий, групповой, краткосрочный. Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Развитие креативности и творческого потенциала дошкольников средствами продуктивной художественно-творческой деятельности Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей.

Развитие воображения детей средствами сказки развития воображения средствами сказки. Содержание Введение Глава 1: Теоретические подходы к изучению проблемы развития воображения в работе.

Родительское собрание в нетрадиционной форме. Мастер-класс «Художественно-творческое развитие детей в семье» (фотоотчет)Родительское собрание в нетрадиционной форме. Мастер-класс «Художественно-творческое развитие детей в семье» (фотоотчет) В чудесный осенний день родители второй младшей группы «Радуга» собрались полным составом, чтобы поговорить, как развивать художественно-творческие.

Сенсомоторное развитие дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности Цель: «Развитие сенсомоторных навыков детей средствами художественно-продуктивной деятельности». Задачи: • Закреплять умение детей вычленять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Художественно-творческое развитие детей средствами сказки»
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 14:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД