МААМ-картинки

Участие в конкурсах и фестивалях как фактор патриотического воспитания

Юрий Щуревич
Участие в конкурсах и фестивалях как фактор патриотического воспитания

Участие в конкурсах и фестивалях как фактор патриотического воспитания

Управление образования

администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества г. Бирюсинска

Районный семинар

по обобщению опыта патриотического воспитания детей

в образовательных учреждениях:

«Патриотическое воспитание -

одно из самых приоритетных направлений в работе».

Из опыта работы:

Публикация «Участие в конкурсах и фестивалях как фактор патриотического воспитания» размещена в разделах

«Участие в конкурсах и фестивалях, как фактор патриотического воспитания».

Педагог МКУ ДО

Дом детского творчества

г. Бирюсинска

Щуревич Юрий

Константинович

г. Бирюсинск

2017 год

Творческое объединение «Удивительное Шоу», руководителем которого я являюсь, существует в Доме детского творчества г. Бирюсинска уже в течение 15 лет. В творческом объединении занимаются дети в возрасте от 6-ти до 18 лет, постигающие основы вокального мастерства. Меня, как педагога, и воспитанников объединяет любовь к песне, которая, по моему убеждению, позволяет решить одну из самых актуальных для сегодняшнего дня задач - создание условий для формирования культуры личности ребенка. С первых дней работы в творческом объединении одной из приоритетных задач я поставил патриотическое воспитание обучающихся. В репертуаре обучающихся - эстрадные, народно - стилизованные, патриотические песни. Для целенаправленного воспитания патриотизма средствами вокального искусства я внедряю в образовательный процесс различные формы организации музыкальной деятельности и творчества обучающихся:

а) работа над репертуаром;

б) конкурсы, фестивали;

в) тематические беседы;

Главным направлением формирования патриотизма в процессе вокальной подготовки является воспитание на лучших образцах музыкального искусства.

Репертуар, в данном случае, является основой, на которой обучаются и воспитываются дети. Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого руководителя. Отбор репертуара - это целая «репертуарная политика». Это сложный процесс. С одной стороны, в нем фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает.

Не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут. Чтобы решить эту задачу, при формировании репертуара я всегда учитываю разнообразие и драматургическую линию музыкального произведения, степень сложности песенного материала. Патриотическая песня - песня, в которой говорится о любви человека к своему Отечеству, преданности своему народу и готовности к любым подвигам во имя интересов своей Родины. При этом основным критерием отбора произведений патриотической направленности для меня является наличие в песнях яркой, выразительной мелодии и текста, способствующих и вокальному, и нравственному воспитанию детей, песен, которые в состоянии глубоко затронуть душевный мир ребенка, вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание, становясь действенным средством в формировании гражданственности и патриотизма.

Самым главным стимулом для ребенка, занимающимися любым видом сценического творчества, является выступление на публику, для зрителей. Это и цель, к которой стоит стремиться, и «экзамен» его, как исполнителя, и стимул для дальнейшего творческого развития для достижения творческих вершин. С самого начала работы в Доме творчества, для того, чтобы предоставить обучающимся возможность для публичных выступлений, мы организовывали различные концертные и конкурсные программы. При этом, мы выступали в школах, детских садах, на открытых площадках, на различных мероприятиях, на праздниках, посвященных разным памятным датам, в том числе и патриотическим, таким, как День Победы, День защитника Отечества, мероприятиям, посвященным юбилейным датам городов, поселков и сел в нашем Тайшетском районе. Обучающиеся творческого объединения участвовали и в мероприятиях, проводимых Министерством молодежной политики Иркутской области на территории Тайшетского района: фестивалях «Молодёжь Прибайкалья», «Поезд Дружбы». Также участвовали и в конкурсах, проводимых на территории Тайшетского района: «Тайшетские жемчужинки», «Звёздный Дождь», «Подари минуту радости». Всегда в конкурсном репертуаре обучающихся творческого объединения были и песни военных лет, и песни патриотической направленности, песни о Родине, о России и родном крае.

Позже возникла необходимость и в организации и проведении конкурсов - фестивалей на территории города Бирюсинска для воспитанников детских садов, учащихся школ города, занимающихся в своих образовательных организациях, а также обучающихся в системе дополнительного образования. Главной целью организации конкурсов - фестивалей было патриотическое воспитание подрастающего поколения, сохранения традиций. Первым опытом проведения конкурсов - фестивалей был организованный и проведенный в г. Бирюсинске городской конкурс - фестиваль «Наша Великая Победа», посвященный 65-ой годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне, проведенный в последних числах апреля 2010 года. В конкурсе приняли участие около 200 участников в возрасте от 4 до 18 лет. В номинациях конкурса - художественное чтение, вокал, хореография, инструментал, литературно - музыкальная композиция. Все номера и исполняемые произведения - патриотической тематики. Практически полное погружение в военную тематику для участников и зрителей. Наверное, впервые в зрительном зале на протяжении нескольких часов, в течение которых длился конкурс, стояла благоговейная тишина, настолько сильно было эмоциональное воздействие на зрителя и самих участников. Возможно, впервые многие из детей почувствовали и весь ужас пережитого нашим народом в той страшной войне, и также впервые многие почувствовали щемящее и мощное чувство гордости за Великую страну, в которой мы все живём.

Опыт проведения фестиваля удался, фестиваль нес большую информационную и эмоциональную нагрузку и сыграл большую и неоценимую роль в патриотическом становлении молодого поколения. Конкурс - фестиваль «Наша Великая Победа» стал традиционным и проводился три года с 2010 по 2013 год, а также в 2015 году, посвященный 70 – летию Победы, ежегодно собирая около 200 участников. В 2012 году Домом детского творчества был организован и проведён районный фестиваль «Наша Великая Победа» в г. Тайшете, собрав более 250 участников со всех уголков Тайшетского района. К 45-летнему юбилею города Бирюсинска нами был организован и проведен городской конкурс – фестиваль «Мой Бирюсинск - России уголок». Звучали стихи и песни о родном крае, о малой и большой Родине. Фестиваль проходил 2 года подряд, в 2015 году фестиваль был переведен в статус районного и получил название «Тайшетская земля - России малый уголок». И вновь в Бирюсинск съехались участники со всех уголков Тайшетского района. Конкурс собрал более 200 участников. В 2016 году нами был разработан и проведён районный конкурс - фестиваль «Детство. Творчество. Современность.» Несмотря на то, что тематика конкурса свободная, из – за того, что конкурс проводится в конце апреля, в преддверии Дня Победы, большинство конкурсных номеров носит патриотическую тематику : произведения о войне и военных лет, о Родине и родном крае. Конкурс проведён уже 2 раза, в 2016 и 2017 году. Мы, как организаторы, надеемся, что он станет ежегодным и традиционным, собирая на нашей сцене юных артистов со всех уголков Тайшетского района.

Обучающиеся творческого объединения «Удивительное шоу» являются активными участниками всех организованных нами конкурсов, а также других конкурсов, проводимых в Тайшете и Тайшетском районе. Подтверждением тому являются дипломы победителей конкурсов.

Основной целью проведения конкурсов - фестивалей детского и юношеского творчества являются: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Все фестивали преследуют следующие задачи:

- способствовать воспитанию любви к своему Отечеству;

- формировать социально-активную личность гражданина и патриота;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся при изучении истории и традиций своей страны;

- пропагандировать музыкальные произведения патриотической направленности.

В последние годы обучающиеся «Удивительного Шоу» принимают участие и в фестивалях регионального и международного уровня. Среди них Международные конкурсы – фестивали «Жемчужина России» (г. Иркутск, «Енисейские Просторы» (г. Красноярск, «КИТ» (Культура. Искусство. Творчество.) (г. Омск). Приятно осознавать, выходя на сцену в другом городе, что представляешь свою малую Родину, город Бирюсинск, Тайшетский район, Иркутскую область. В конкурсных номерах поддерживается патриотическая тематика. Результаты участия в международных конкурсах радуют и уровень наших выступлений растёт от конкурса к конкурсу. Если на первых конкурсах мы получили дипломы участников и дипломантов, то сейчас мы привозим дипломы лауреатов.

Для обучающихся - участников конкурсов, участие в них является стимулом для творческого роста, овладения искусством вокала, несет воспитательную функцию и возлагает большую ответственность в донесении до зрителя и слушателя идей патриотизма и гордости за ту страну, в которой мы все живём и воспевании великого народа, частью которого мы все являемся.

Жизненное самоопределение подрастающего поколения, которое всегда было непростым, в современной ситуации стало невероятно сложным. Этот процесс затруднен тем, что относительная свобода, полученная нашим обществом, сопровождается, к сожалению, девальвацией многих нравственных ценностей, без которых человеку невозможно состояться как личность.

Сложившаяся ситуация вызывает у молодежи пассивность, нигилизм, агрессию, депрессию, нравственное равнодушие и создает трудности в освоении ими духовно – нравственных и гражданско – патриотических ценностей.

Таким образом, вопросы патриотического воспитания особенно актуальны для нашего времени. Патриотическое воспитание – часть воспитания в целом, одно из основных его направлений. Его сущность и содержание сформулированы в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 – 2020 г. г.».

Патриотизм – это важнейший духовно – нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к большой и малой родине, социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность.

Социальный заказ государства на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа имеет место и в проект Концепции «Гражданин и патриот».

В этой связи значительно вырастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в которых происходит духовно – нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Если обратиться к практике духовно – нравственного и патриотического воспитания, сложившейся в нашей стране в последние годы, то следует подчеркнуть особое значение дополнительного образования детей. Именно эта сфера образования становится сферой наибольшего благоприятствования в развитии важных нравственных качеств личности, её ценностных ориентаций, духовных потребностей, так как своим содержанием она закладывает основы базовой культуры личности в контексте развития ценностно – смысловой сферы ребенка.

В ходе созидательного творчества, в ходе активной концертной и конкурсной деятельности, рождается и утверждается активная жизненная позиция обучающегося, хранителя и пропагандиста культуры своего народа.

Публикации по теме:

Региональный компонент как один из видов нравственно-патриотического воспитания у дошкольников ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Региональный компонент, как один из видов нравственно – патриотического воспитания у дошкольников» Выполнила:.

Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников «Туризм, как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников». Время не стоит на месте, и чтобы двигаться в ногу со временем,.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Формирование у дошкольников патриотических чувств, как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Современное общество нуждается в активной,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания. - Что мы называем Родиной? (место, где родились, живём, ходим в.

Партнерские взаимодействие с родителями логопедической группы как фактор воспитания успешного ребенка За всю историю человечества и государства сложились два основных направления воспитания детей: семейное и общественное. Каждое из них имеет.

Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания .

Семинар-практикум «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности.

Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Участие в конкурсах и фестивалях как фактор патриотического воспитания
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 14:27
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД