Ирина Куропаткина
Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Участие в конкурсе «Воспитатель года 2013»
МБДОУ «Детский сад №1 Общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением по художественно-эстетическому
Методический семинар
«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у детей дошкольного возраста».
Публикация «Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работала Куропаткина Ирина Алексеевна
В своей профессии я делаю уже уверенные и сознательные шаги человека, который знает, в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане. Моя педагогическая тема «Формирование экологическойкультуры дошкольников и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности».
Как сказал В. А. Сухомлинский -
«у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувствбезграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир»
Актуальность
Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Я должна дать своим детям экологические знания, пробудить в них экологическое сознание. Выбор, какой должна быть наша земля, будут делать наши дети.
Главной целью экологического воспитания я считаю - формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы, а так же бережного к ней отношения.
Для достижения этой цели, мною определены следующие задачи:
1. Развивать познавательную активность через экспериментирование;
2. Формировать умение наблюдать окружающий мир природы и вещей;
3. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
4. Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы;
5. Учить выражать свои эмоции в рисунках, развивать воображение;
Основным условием моей работы является создание благоприятной творческой атмосферы. Для этого создаю в группе безопасную развивающую среду, которая способствует гармоничному развитию ребёнка, создаёт у него чувство уверенности в себе, а так же даёт возможность самостоятельно распоряжаться её составляющими.
На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.
В своей работе я использую различные традиционные и нетрадиционные формы методы и приёмы работы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей:
-Наблюдения Наблюдение – является одним из важнейших источников знаний о природе. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает доброе, бережное отношение к объектам природы. У нас в группе всегда присутствует огород на окне. На участке всегда полно цветов. Ухаживая за «братьями нашими меньшими» и растениями ребёнок чувствует, что есть кто-то и что-то более не защищённое, чем он сам, требующий ласки, внимания и заботы. Как результат – повышается собственная самооценка ребёнка.
- Целевые прогулки в парк. Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. Устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. Я устраиваю не только прогулки по парку, но и акции каждый месяц «Сделаем парк чище своими руками». «Здравствуй деревце» «Зелёная аптека».
-Игровые, проблемные и обучающие ситуации Игры использую прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Они помогаю ребятам самостоятельно принимать решения, делать выбор, пополняют, расширяют и накапливают сенсорный опыт детей.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать связи между ними и средой.
- Экспериментирование. Дети прирождённые исследователи. Мною в детском саду организован уголок детского экспериментирования «Юные исследователи». Огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
-Изо деятельность. Занятия по ИЗО деятельности развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления. На таких занятиях я учу детей использовать разнообразные материалом, различные способы изображения, позволяющие передавать в рисунке круг явлений и предметов. Таким образом, мы закрепляем новый материал, фантазируем, рисуем плакаты «Береги природу» для размещения в парке. Так же создаём с помощью родителей свои книжки, рисуем к ним иллюстрации, придумываем истории и сказки о природе. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личного роста.
-Использую на занятиях ИКТ. Презентации обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей. В них так же есть возможность одновременно использовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя показать на занятии, (например, воспроизведение звуков животных; природы.). Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
-Чтение. Книга дает возможность ребёнку домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Чтобы помочь ребёнку в занимательной форме выявить особенности природных явлений, повадки животных, использую загадки, пословицы поговорки и потешки.
Как сказал И. Лепман
Давая детям книгу, мы даем им крылья.
-Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираю материал для информационных стендов. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.
В течение 4 лет являюсь активным участником программы школьная экологическая инициатива, председателем которой является Мирошкина Стелла Марковна, работая на тему «экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.
А так же мои дети активно учувствуют в конкурсах разного уровня – (всероссийские, региональные, на базе ДОУ).
Изучая большое количество методической литературы, пришла к выводу, что правильно организованное, систематическое экологическое воспитание оказывает благоприятное влияние на ум, чувства и волю дошкольника. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Я разработала свой перспективный план. В процессе работы проводила опросы, мониторинг. Диагностика по экологическому воспитанию свидетельствует о том, что проводимая работа дает положительный результат.
Исходя из выше сказанного в целом, можно сделать следующий вывод:
Такая работа помогает мне развивать и закреплять у дошкольников полученные знания об окружающем их мире, развивать творческий потенциал, внимание, гуманное отношение к природе, учиться действовать не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с другими сверстниками и взрослыми.
Главным результатом моей работы я считаю:
• У детей расширились знания в области природы и экологии;
• Значительно пополнился словарный запас, появилось умение объяснять и доказывать.
• Окрепла связь педагога с родителями.
• Повысился уровень самоконтроля и самооценки, за счёт приобретённых знаний.
• Появилось бережное отношение к природе.
Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.