Наталия Васильева
Учебно-методический материал учителя-логопеда. НОД с детьми подготовительной группы «Поможем бабушке Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт - Петербурга
Непосредственно – образовательная деятельность
в подготовительной группе у детей с общим недоразвитием речи.
Использованы современные образовательные технологии:
игровые, здоровьесберегающие.
Тема: «Поможем бабушке Федоре».
Составитель: учитель – логопед Васильева Н. С.
Публикация «Учебно-методический материал учителя-логопеда, НОД с детьми подготовительной группы „Поможем бабушке Федоре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Направление: Познавательно – речевое развитие, коррекция.
Реализация НОД через образовательные области:
1. Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
2. Речевое развитие (развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству).
3. Социально – личностное развитие (участие в дидактических играх, представление об опасных ситуациях в мире природы и способах поведения в них).
4. Художественно – эстетическое развитие (развитие у детей процессов мышления, воображения, памяти, внимания, умение анализировать ситуацию и находить решение в проблемных ситуациях путём коллективного поиска решений изобретательных задач (ТРИЗ).
5. Физическое развитие (развитие координации речи с движением, тонкой и общей моторики, ориентировка в пространстве).
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Формирование грамматического строя речи:
1.1. употребление относительных прилагательных;
1.2. употребление существительных с суффиксом – иц –;
1.3. согласование существительных в винительном падеже;
1.4. совершенствование слоговой структуры слов;
1.5. согласование существительных в роде, числе и падеже;
1.6. обогащение экспрессивной речи словами – антонимами,
2. Составление сложносочиненных предложений с союзом а.
3. Развитие связной речи.
Коррекционно - развивающие задачи:
1. Развитие общих речевых навыков.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Совершенствование фонематического восприятия.
4. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа, синтеза, представлений.
5. Совершенствование навыка анализа и синтеза предложений, составление схем предложений.
6. Совершенствование навыка буквенного анализа и синтеза.
7. Формирование навыка плавного чтения буквосочетаний.
8. Совершенствование зрительного, слухового восприятия.
9. Развитие мышления, памяти.
Коррекционно - воспитательные задачи:
1. Активизация внимания.
2. Совершенствование навыков коллективной и индивидуальной работы.
3. Воспитание личностных качеств ребенка: активности, самостоятельности, доброжелательности.
Оборудование:
Кукла би-ба-бо, предметные картинке по теме, звуковые символы, буквы, схемы, слова, мяч, кубик.
Предварительная работа:
Рассматривание посуды и беседа о её назначении, материалах из которых она сделана, частях из которых она состоит, разучивание стихотворения Е. Еголаевой, разучивание стихотворение Н. В. Нищевой, проведение сюжетно – ролевой игры «Чаепитие», чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
I. Организационный момент.
Развитие общих речевых навыков. Психогимнастика «Чудесные превращения».
Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня с вами говорить, прочитайте стихотворение, которое вы выучили и изобразите, что вы рассказываете.
Воду в чайник наливаем
И заварку засыпаем.
Сахар ложечкой берем
И вареньице кладем.
Будем пить чаек горячий
У себя в саду на даче. (Е. Еголаева)
Логопед: Молодцы! Вы все поняли, что сегодня мы будем говорить ….(о посуде).
Ой! Кто это, стучится к нам в дверь? (Логопед открывает дверь. На пороге стоит бабушка Федора и очень грустно говорит.)
ФЕДОРА: Здравствуйте дети! Я слышала, что вы знаете все о посуде. Помогите мне, пожалуйста! От меня ушла посуда.
Логопед: Поможем бабушке Федоре» (Да! Поможем). Вы знаете, что Федора из сказки Корнея Ивановича Чуковского была плохой хозяйкой. Не зря однажды посуда сбежала от нее, но потом посуда вернулась. Ну, что в путь по сказке? А вот и дом, в котором живет Федора.
II. Основная часть.
1. Развитие связной речи. Составление предложений. «Что перепутал художник?». Предложно-падежное управление.
Выставляется картинка «Что перепутал художник?». Логопед: Посмотрите на картинку, даже на картинке все перепуталось. Составьте правильные предложения. Дети рассказывают. Логопед: Молодцы!
2. Пазлы «Сотавь слова». Совершенствование навыка составления и чтения слов.
(Логопед предлагает детям подойти к столу, на котором разложены пазлы со слогами: чаш, ка, суп, ни, ца, чай, ник, та, рел, ка, са, лат, ник, кружка, гор, шо, чек) Федора решила помыть и почистить посуду. Но перебила и переломала всю посуду, пока мыла ее. Прочитайте слоги и попробуйте составить из них названия посуды. Старайтесь работать дружно, все вместе. Логопед: Молодцы! Раз картинки сложились, то вы правильно выполнили задание.
3. Словообразование.
Образование родственных слов к слову ВОДА. Игра с кубиком «Семейка слов».
Логопед: Вы помогли Федоре помыть и склеить посуду. Составьте семейку слов для слова ВОДА. Дети: Водный, водяной, подводный, водянка, водица, водичка, водопад, водоросли, водопровод, водопроводчик, надводный…
4. Игра с мячом «Подбери к слову пару: Какой? Какая? Какое? Какие?». Совершенствование грамматического строя речи: образование и использование относительных прилагательных.
Логопед: Сейчас вы будите ловить мяч и говорить, какая посуда получается из разных материалов.
1. Миска из пластмассы, пластмассовая миска. 2. Салатник из стекла, …. стеклянный салатник. 3. Горшок из керамики, …. керамический горшок. 4. Сухарница из соломы, … соломенная сухарница. 5. Нож из металла, …металлический нож. 6. Ложка из серебра, …серебряная ложка. 7. Стакан из бумаги, ….бумажный стакан.
5. Совершенствование навыка плавного чтения буквосочетаний. Языковой анализ и синтез.
Логопед раздает детям карточки для составления и чтения слов (ножик, кувшин, миска, ковшик).
М А
И С К
6. Совершенствование грамматического строя речи: обогащение экспрессивной речи словами – антонимами, согласование существительных в роде, числе и падеже.
Дети садятся на стульчики. Рассмотрите и сравните предметы на картинке, подумайте, чем они отличаются друг от друга, составьте предложение, вторая часть которого начинается со слова а.
1. Нож длинный, а чайная ложка короткая.
2. Сковорода тяжелая, а вилка легкая.
3. Кувшин высокий, а стакан низкий.
4. Кастрюля широкая, бутылка узкая.
5. Миска глубокая, а блюдце мелкое.
6. Самовар высокий, а хлебница низкая.
7. Координация речи с движением.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, МЫ ПОСУДУ ПЕРЕМЫЛИ:
ЧАЙНИК, ЧАШКУ, КОВШИК, ЛОЖКУ И БОЛЬШУЮ ПОВАРЁШКУ.
МЫ ПОСУДУ ПЕРЕМЫЛИ, ТОЛЬКО ЧАШКУ МЫ РАЗБИЛИ,
КОВШИК ТОЖЕ РАЗВАЛИЛСЯ, НОС У ЧАЙНИКА ОТБИЛСЯ.
ЛОЖКУ МЫ ЧУТЬ-ЧУТЬ СЛОМАЛИ – ТАК МЫ МАМЕ ПОМОГАЛИ.
Н. Нищева Дети идут по кругу и хлопают в ладоши. Останавливаются, приседая, загибают пальчики. Скачут по кругу, приседают. Приседают на каждое название посуды. Встают, разводят руки, пожимают плечами.
8. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа, синтеза и представлений.
Логопед: В чулане у нашей знакомой Федоры стоит на полках посуда, заплетенная паутиной. Вам нужно выбрать посуду и составить звуковую схему слов – картинок.
1. Дети делают звуковой анализ слов.
2. Охарактеризуйте каждый звук в слове и постройте для этого слова звуковую схему. Дети выполняют задание. Логопед задает по одному вопросу каждому ребенку.
3. Сколько звуков в слове?
4. Сколько гласных? Значит сколько слогов? Подбирают слоговую схему.
5. Сколько согласных?
6. Назови первый звук, третий и т. д.
7. Помочь Федоре расставить посуду по полкам. На первой полке будет стоять посуда, в которой один слог. На второй полке – посуда с двумя слогами. На третьей полке будет стоять посуда, в которой три слога.
9. Совершенствование навыка анализа предложений. «Составь предложение».
Все вместе составляют предложение со словом ПОСУДА.
Составить схему предложения. (Поговорить правило предложения. Сколько слов в предложении? С какой буквы начинается предложение? Из чего состоит предложение? Как пишутся слова в предложении? Что ставится в конце предложения? Какое 3-е слово в предложении? (меленькое слово.) и т. д.)
Чистая посуда стоит в буфете.
1 2 3 4 5
___ ___ ___ __ ___ .
10. Упражнение «Во что кладут?» Совершенствование грамматического строя речи: формирование умения образовывать и употреблять существительные с суффиксом – иц –, образовывать существительные в в. п. Составление предложений.
Логопед: Помогите Федоре разложить продукты в посуду. (Дети берут картинки произвольно: хлеб, сахар, сухари, салфетки, рыбу, конфеты, масло)
Дети составляют предложения.
1. Хлеб кладут в хлебницу.
2. Сахар кладут в сахарницу и т. д.
11. Развитие связной речи. Составление рассказа по картинкам.
Логопед: Вы помогли Федоре понять, как надо обращаться с посудой. А теперь помогите Федоре накрыть стол для чаепития. (Дети составляют рассказ по картинке)
1. Стол накрыт белоснежной, ажурной, накрахмаленной скатертью.
2. На столе стоит великолепный, фарфоровый чайный сервиз.
3. Посередине стола стоит белый фарфоровый заварочный чайник.
4. Рядом с чайником стоит сахарница и сливочник со сливками.
5. На блюдцах стоят фарфоровые, розовые чашки с ароматным чаем.
6. В белом блюде красуются очень вкусные фруктовые пирожные.
7. В хрустальных вазах, на краю стола, стоят великолепные розы. Всё готово для приятного чаепития.
Молодцы!
III. Заключительная часть.
Бабушка Федора очень довольна и все поняла. Пора ей спешить домой. До свидания!
Подведение итогов занятия.