Гаянэ Ерибекян
Учение с увлечением
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в школу является для всей семьи знаменательным событием, меняющим привычный ритм жизни и вносящим в нее множество новых забот, проблем и волнительных минут. Это общеизвестно, это подтверждает и практика психологической помощи, за которой обращаются родители с проблемами, связанными с детьми младшего школьного возраста. Какие же вопросы волнуют родителей?
Проявления упрямства, лени, неусидчивости и отсутствия внимания, а также нежелание выполнять требования взрослых приводит к обостренности взаимоотношений с родителями. Нужно разобраться, в чем же причина такой ситуации?
Публикация «Учение с увлечением» размещена в разделах
Родителям необходимо понять и оценить тот объем трудностей, которые приходится испытывать первокласснику. Ведь занятия учебной деятельностью – это новый вид деятельности детей, последовательно контролируемый и оцениваемый взрослыми. Чтобы быть успешным в учебе, ребенку нужно овладеть многочисленными навыками, стать организованнее и собраннее, привести в действие сложные мыслительные процессы памяти, внимания и воображения. Формирование психических качеств и свойств личности с переходом из дошкольного возраста в школьный период не завершается, поэтому детям в новых условиях требуются огромные физические и психические усилия. На этом этапе важнейшее значение для правильной психологической приспособляемости к школе имеет позиция взрослых, которая заключается в эмоциональной поддержке ребенка для того, чтобы впечатления от посещения школы не получили в его сознании мрачную окраску. Позитивный родительский настрой, внушение ребенку веры в успех, умение замечать и оценивать учебный рост ребенка, доброжелательная поддержка в преодолении возникающих в процессе обучения трудностей, - все это способствует безболезненной адаптации малыша к новой для него роли ученика.
Следующей причиной возникновения психологических проблем в младшем школьном возрасте является снижение в процессе обучения познавательного интереса детей, что приводит к парадоксальной ситуации, когда к концу младшего школьного периода психические функции памяти, мышления, внимания становятся совершеннее, а интерес к учебе утрачивает свою актуальность. Этот факт свидетельствует о формировании у ребенка неправильного отношения к учебной деятельности, которое выражается в том, что познавательный интерес заменяется стремлением получать хорошие отметки из страха расстроить родителей. Ориентируясь лишь на внешнюю сторону обучения и интересуясь лишь уровнем оценки знаний, а не их качеством, родители, таким образом, ограничивают познавательный интерес детей к учебной деятельности.
Как же нужно поступать взрослым в общении с детьми, для того, чтобы воспитательные задачи успешно решались на каждом детском возрастном этапе? Дети, как известно, прислушиваются к тем людям, которых они любят. Как правило, это люди, которые общаются с детьми, проявляя уважительное отношение к их личности. Такие отношения строятся на условиях равноправного диалога, при котором ребенок получает возможность для самостоятельного рассуждения и творческой активности, что, в свою очередь, содействует развитию познавательного отношения к окружающей действительности. Бесконечные нотации, требования и нравоучения необходимо заменить новыми интересными сведениями и яркими примерами, отражающими богатство и разнообразие окружающего мира,- все это будет способствовать расширению кругозора детей и возникновению у них живого познавательного интереса к учению.