Лариса Глаголева
Учет индивидуальных образовательных потребностей «особого» ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа - это учет индивидуальных образовательных потребностей «особого» ребенка. Где важным условием успешности построения занятий является создание «вариативной образовательной среды» - широкого спектра форм и технологий, модернизация методов работы учителя-логопеда.
В группу ОНР (старше-подготовительную, логопункт) из общеобразовательного сада приходит неговорящий ребенок 5-7 лет- моторная алалия? Псевдобульбарная дизартрия или анартрия?
Публикация «Учет индивидуальных образовательных потребностей „особого“ ребенка» размещена в разделах
Тяжелая форма: чаще всего возникает, как дополнение к детскому церебральному параличу. Более чем у 90% таких у детей наблюдается полная невозможность речи из-за тяжелых нарушений речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Речь не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.
Так как в основе данной классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов, то она не может быть проведена учителем-логопедом, а требует обязательного заключения невропатолога о характере двигательного расстройства.
Работа учителя-логопеда направлена на выделение и фиксацию звуков и слогов -это достигается с помощью трё х средств: паузы после каждого слога, звукоподражания, отстукивания слогов и зрительного восприятия артикуляции гласных звуков.
Фонетическая ритмика- тут основной метод работы над произношением.
Например, при корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно – перемещение кончика языка вверх. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное – стимуляция переднеязычных звуков.
Наиболее приемлемым речевым материалом, который можно было использовать на данном этапе работы с детьми, находящимися на наиболее низких уровнях речевого развития, были различного рода звукоподражания, включаемые в несложные сюжетные игры.
Тексты этих игр широко представлены в литературе. В процессе проведения этих игр отрабатывается:
- выделение гласных звуков из звукоподражательных комплексов с опорой на зрительной восприятие их орального образа; слоговое восприятие; узнавание и непроизвольное воспроизведение гласных звуков;- восприятие и воспроизведение ритмов;- элементарный словарь;
В соответствии с поставленными задачами разрабатывается методика и приемы проведения игр.
Весь текст игры проговаривается педагогом, дети же только выполняют соответствующие действия и непроизвольно подключаются к воспроизведению звукоподражаний.
При проведении игр педагог постоянно фиксирует внимание детей на положении органов артикуляции, особенно при произнесении гласных звуков:
-Они интонируются голосом и произносятся более длительно.
-Каждое звукоподражание произносится педагогом на одном выдохе, далее следует небольшая пауза.
-Произношение каждого звукоподражательного комплекса сопровождается соответствующим количеством ударов -движений.
Работа над согласными звуками проводится на фоне слога, т. е. слог не разделяется на составные части.).
После двух месяцев работы вводится произношение слогов в составе специально подобранных предложений :
1. Губные звуки: слоги произносятся перед зеркалом.
Пи-пи-пи яблоки ку-пи Ту-ту-ту улицу ме-ту
Внимание детей обращается на то, что при произношении звуков п, б губы плотно сжаты.
2. В таком же плане прорабатываются язычные звуки:
та - та - та Горячая плита
Внимание детей фиксируется на положении кончика языка.
3. Затем произносятся слоги и слова со звуками к, г. Работа направлена на выработку сознательных дифференцированных движений языка:
ка - ка - ка белая му-ка Положение языка (язык лежит во рту горбиком) фиксируется с помощью зрения
На втором этапе продолжается работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи.
Некоторые исследователи предлагают сразу же, по мере появления слов, учить ребенка объединять их в простейшие цепочки словосочетания и элементарные предложения. Однако воспроизведение соответствующего им сложного двигательного ряда на этом этапе является непосильной задачей для детей с сложной структурой дефекта.
Повышение же мотивации к занятиям у маленьких детей возможно лишь путем активного использования наглядного и игрового материала. Поэтому задача педагога — сделать занятия наиболее интересными и продуктивными, оборудовав их красочным, функциональным и доступным для восприятия материалом.
Для того чтобы преодолеть сложности дизартрии (алалии, анартрии) и улучшить произношение, необходимо в первую очередь работать над восстановлением и активизацией моторики. В качестве упражнений можно используются:
-различные шнуровки, движения в такт, танцы, соотнесение собственных движений с мелодикой и ритмом, например прыжки на одной ноге – требующие достаточно высокого уровня координации движений – также стимулируют и речевую активность. Значение логоритмики – в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является основополагающим.