Папки-передвижки

Формирование представлений о ценности здорового образа жизни у старших дошкольников. Сценарий игры «Как беречь глаза»

Aлёна Вячеславна Чичканова
Формирование представлений о ценности здорового образа жизни у старших дошкольников. Сценарий игры «Как беречь глаза»

Учимся быть здоровыми

Чичканова А. В. ,

воспитатель МБДОУ ЦРР — d/с «Солнышко», г. Котовск Тамбовской обл.

Аннотация. Статья посвящена формированию представлений о ценности здорового образа жизни у старших дошкольников. Представлены основные компоненты деятельности детского сада и опыт организации познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Формирование представлений о ценности здорового образа жизни у старших дошкольников, Сценарий игры „Как беречь глаза“» размещена в разделах

Ключевые слова. Здоровый образ жизни, старшие дошкольники, познавательно-исследовательская деятельность, сохранение и укрепление здоровья.

Здоровье — это главное жизненное благо.

Я. Корчак

Основные задачи деятельности ДОО — сохранение и укрепление здоровья детей, закаливание, полноценное физическое развитие дошкольников. Проблема здоровья — проблема вечная. Человечество постоянно борется с возбудителями болезней (вирусами, бактериями, но и они не пребывают в бездействии. В последнее время значительно выросла сопротивляемость, например, стрептококка к антибиотикам, а для подавления активности туберкулезной па-лочки сегодня уже требуется 3—4 препарата, а не один, как раньше. Кроме того, появляются такие штаммы бактерий, которые не поддаются воздействию никаких известных на данный момент лекарств.

Здоровье — главная ценность в жизни. Народная мудрость гласит: «Здоровье всего дороже».

И великие люди признавали это, в то же время отмечая, как мало человек делает для его сохранения. Древнеримский писатель Плиний Старший говорил : «Стыдно признаться, но ведь из всех живых существ, лишь человек не знает, что для него полезно». Однако самыми убедительными, на наш взгляд, являются современные статистические данные. В комментариях к Государственному докладу «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» отмечается:

— снижается доля здоровых детей среди новорожденных;

— увеличивается общая заболеваемость дошкольников; сокращается число детских больниц и поликлиник, количество врачей-педиатров; растет число поддельных лекарств;

негативные изменения состояния здоровья детей все чаще связывают с неудовлетворительной работой по формированию принципов здорового образа жизни (ЗОЖ).

В такой ситуации творческая группа педагогов детского сада разработала программно-методические материалы. С их помощью мы начинаем обучать детей

с раннего возраста заботиться о своем здоровье. Ведь способность детей впитывать знания общеизвестна. Наш опыт работы позволяет с уверенностью сказать, что формирование у детей активной позиции в сохранении собственного здоровья вполне возможно.

Мы разработали программно методический комплекс «Учимся быть здоровыми», направленный на формирование у старших дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни. Его содержательный компо-нент составляет первая подсистема ЗОЖ — «формула индивидуального здоровья». Мы считаем, что в дошкольном возрасте она основная, хотя и не исключаем работу со второй и третьей подсистемами: «охрана здоровья коллектива» и «охрана природной среды».

В целом программно-методический комплекс направлен на формирование у детей умений быть внимательным к себе и оказывать самопомощь. Особое значение, на наш взгляд, имеет подборка информационного материала для валеологического сопровождения всех видов работы с детьми (занятий, бытовых процессов, дней здоровья, праздников и развлечений). Мы убеждены, что валеологическое сопровождение жизни ребенка в объемах и формах, диктуемых здравым смыслом,—достаточно эффективное средство для решения здоровьесберегающих задач, поскольку учитывает особенности развития детской психики, определяющей необходимость работать «здесь и сейчас».

Программно-методический комплекс содержит много дидактических игр валеологической тематики, сюжетно-ролевых игр с валеологическим содержани-ем, игровых проблемных ситуаций.

Ниже представлен пример познавательной игры.

Как беречь глаза

Познавательная игра в форме научной конференции

Цель: формирование привычки к ЗОЖ.

Задачи:

— способствовать усвоению основ ЗОЖ;

формировать патриотизм как общечеловеческую ценность, уважение к людям, прославившим свою страну великими достижениями в области медицины;

— интерес к социальному миру;

— поддерживать зарождение в ходе диалогического общения новой формы речи — монолога (короткого рассказа);

— развивать способность к практическому и умственному экс-периментированию;

— способствовать «переоткры- тию» уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики;

— обогащать содержание и диапазон сюжетов и ролей на основе расширения жизненного опыта детей;

— расширять кругозор, знания о социуме;

— поддерживать стремление следовать логике разыгрываемой роли.

Предварительная работа : определение вида и направления деятельности в процессе группового сбора; планирование деятельности, выбор темы «Здоровье глаз»; информирование родителей о предстоящей работе группы, согласование плана; реализация плана подготовки к игре; мотивация детей к деятельности.

Оборудование: презентация «Как устроены глаза, портреты С. Н. Федорова и В. П. Филатова, зеркала, повязки для глаз, карточки для определения способности различать цвета, стереокартинки (по количеству участников, пира-мидка и 2—3 любых предмета, по 2 ленточки, по 2 секундомера, лист ватмана, иллюстрации по теме «Как беречь глаза, клей-карандаш, проектор, экран, ноутбук.

* * *

Педагог. Ребята, наступило время заняться делами. Сегодня мы проведем научную конференцию, как у взрослых, и сделаем ветрячки для детей ясельной группы. Кто каким делом будет тниматься? Выбирайте!

Дети выполняют задание.

Сегодня у нас по плану два дела. Значит, нужны две группы или команды.

Дети делятся на две подгруппы, одна уходит в изостудию, где с ними занимается педагог по дополнительному образованию.

Мы играем в ученых. Что, коллеги, будем обсуждать сегодня на нашей научной конференции?

Дети вспоминают, какую тему они выбрали в ходе предварительной работы.

Правильно, мы собирались I юговорить о здоровье глаз. А что мы хотели узнать про глаза?

Дети отвечают.

Проходим в конференц-зал и начинаем работать. Можно, я буду председателем на нашем заседании?

Дети отвечают.

Спасибо! Первый вопрос, который мы хотели подробно обсудить: «Зачем человеку нужны

глаза?» Кто у нас занимался изучением этого вопроса? Кто будет делать сообщение?

Дети отвечают.

Ребенок представляет сообщение по теме «Зачем человеку нужны глаза, составленное в ходе подготовительной работы.

Уважаемые участники конференции, вам все понятно? Кто хочет что-то спросить?

Дети задают вопросы и обсуждают ответы.

Давайте все сами проверим и убедимся, может человек обходиться без глаз или нет.

Педагог кладет на пол две двухметровые ленточки.

Видите две прямые линии? Сейчас двум участникам завяжут глаза. Им нужно пройти от начала до конца ленточки. Остальные будут внимательно наблюдать: кто пройдет дистанцию более точно и быстро.

Дети выполняют задания.

Кто шел уверенно? Кто нет? Кто двигался быстрее? Кто медленнее? Какой вывод можно сделать?

Дети отвечают.

Ученые всегда несколько раз проверяют свои выводы. Давайте и мы так поступим. Для следующего эксперимента нужен один человек. Кто желает принять в нем участие?

Дети отвечают, выбирают участника.

. (имя ребенка, ты дол- жен (на) дойти с закрытыми глазами до стола и взять с него пирамидку, не ощупывая предметы на столе. Мы внимательно наблюдаем.

Ребенок выполняет задание, педагог страхует его.

Что скажете? Какой вывод можно сделать? Как вы думаете?

Дети отвечают.

Да, с закрытыми глазами выполнить это задание очень трудно. Теперь мы точно знаем, что глаза необходимы человеку.

Педагог и дети садятся за стол.

Уважаемые участники конференции, следующее сообщение посвящено обсуждению, как устроены глаза. Сообщение и презентацию на эту тему подго-товили. (имя ребенка) и ее мама (или папа).

Педагог демонстрирует презентацию. Ребенок рассказывает про устройство глаза.

Ребята, вам понравилось сообщение? Все понятно? Да, ты,. (имя ребенка, молодец, твое сообщение, как у настоящего ученого, четкое и ясное. Что мы

еще хотели узнать? Всегда ли глаза могут видеть? Как вы думаете?

Дети высказывают предположения.

Давайте выясним. Вчера мы проводили опыт с. (имена детей). Ребята, расскажите, что мы в результате выяснили.

Дети рассказывают, что они по одному включали фонарики в темной комнате, и предметы было хорошо видно, только когда горели все фонари.

Какой вывод мы сделали?

Дети отвечают.

Правильно, чтобы глаза могли видеть, нужен свет.

Мне еще очень хочется узнать, как глаз пропускает свет. Давайте возьмем зеркало и внимательно рассмотрим свой глаз. Увидели в зеркале свой зрачок? Какой он по величине?

Дети отвечают.

Да, небольшой, маленький. А теперь закрываем глаза темной повязкой на одну-две минуты, я скажу, когда ее снять. Вот теперь снимаем и опять рассматриваем в зеркале зрачок. Каким он стал? Меньше или больше?

Дети отвечают.

Да, он стал больше. Какой делаем вывод?

Дети отвечают.

11равильно, в темноте зрачок расширяется. Если света очень много, он сужается. Как вы счи-

— ac re, все ли люди хорошо видит? У кого-нибудь из вас были проблемы с глазами? Что вы де- лали в этом случае? Что помогает людям лучше видеть?

Дети отвечают.

Я знаю людей, которые помог- ли лучше видеть многим людям.

’)то знаменитые на весь мир русский врач Святослав Николаевич Федоров, который проводил операции, возвращавшие людям зрение, и Владимир Петрович Филатов, создавший много лекарств для лечения глаз. Последний говорил: «Каждый человек должен видеть солнце».

Педагог показывает портреты (II. Федорова и В. П. Филатова.

Эти люди и их открытия—гордость нашей страны. Мы должны чпать их и помнить об их достижениях. Ребята, взрослые проводя!’ научные конференции не только для обсуждения каких-то вопросов, но и чтобы поделиться знаниями, открытиями. Для этого они пишут статьи, книги, выступают в разных телевизи-онных программах. Давайте и мы составим правила для всех детей «Как беречь глаза». У нас оси. картинки, давайте выберем

нужные и наклеим на лист бумаги. Получится полезный плакат. Поместим его на видное место. Он будет помогать нам заботиться о глазах.

Педагог и дети выбирают и наклеивают картинки с изображением правил ухода за глазами : не касаться глаз грязными руками, не смотреть на яркое солнце без защитных очков, не работать долго на компьютере и др.

Дети, какое правило мы всегда выполняем?

Дети отвечают.

Да, делаем упражнения для глаз. Какие? Когда мы их делаем? Как?

Дети отвечают.

А я еще одно упражнение знаю. Давайте попробуем сделать его. Но сначала нужно выяснить, различают ли наши глаза цвет.

Педагог кладет на стол две стопки карточек для определения способности различать цвета и стереокартинки.

Возьмите по одной карточке. Посмотрите на нее и скажите, что вы видите.

Дети называют цвет изображения.

А теперь возьмите по одной картинке вот из этой стопки.

Дети выполняют задание.

Это стереокартинки. Их рассматривание очень полезно для глаз. Такие картинки — своеобразный тренажер для глазных мышц. Подносим их к лицу, смотрите как бы сквозь картинку на далекие звезды, главное — расслабить глаза. Теперь медленно отодвинем картинку от лица и внимательно смотрим в ее центр. Там обязательно появится объемное изображение какого-то предмета.

Дети выполняют задания.

Кто-нибудь что-то увидел? Что? Кто не увидел?

Дети отвечают.

Это не всегда получается сразу. Как и в спорте, здесь нужна тренировка. Ребята, наша научная конференция подошла к кон

цу. Как вы считаете, мы хорошо поработали? Почему вы так счи-таете?

Дети отвечают.

Да, вроде бы, со всеми вопросами разобрались. Хотя, я так и не поняла, почему у человека два глаза. Вдруг и одного хватило бы. Поможете мне потом об этом узнать? Подготовьте материал к следующему занятию.

Литература

Афонина Н. Для чего нужны глаза и уши? Экспериментирование с детьми 5—8 лет // Дошкольное воспитание. 2016. № 5.

Детям про глаза. Учимся быть здоровыми / Авт. -сост. Л. А. Теплякова, С. В. Шишова. Тамбов, 1995.

Зайцев Г. К. Чтобы глаза видели // Уроки Мойдодыра. СПб., 1997.

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста.

«Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?».

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

Задачи:

• познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

• способствовать воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи (воспитание разумного финансового поведения);

• дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест.

Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но, кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на вашем примере.

Основная форма обучения – игра.

Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации : операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Дидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группахДидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группах Дидактическая игра "Чтобы зубы были здоровыми и красивыми"Задача: Рассказать детям, что полезно, а что вредно для зубов. Оборудование:.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о ценности здорового образа жизни у старших дошкольников. Сценарий игры «Как беречь глаза»
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 14:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД