Галина Храпова
Консультация «Учимся наблюдать»
▼ Скачать + Заказать документы
УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬ
I МЛАДШАЯ ГРУППА.
Необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей нормам и правилам поведения в окружающей обстановке; в процессе совместных игр формировать у них доброжелательное отношение к сверстникам.
Ознакомление с природой начинаем с ближайшего окружения. С помощью игрушек и картинок знакомим детей с животными и птицами.
Часто использую в работе с детьми фольклорные произведения: рассказы, стихотворения, связанные с тем или иным природным явлением.
Публикация «Консультация „Учимся наблюдать“» размещена в разделах
В групповой комнате учу детей наблюдать за живыми объектами - это рыбки, живущие в аквариуме. Изучаем строение рыбы. Закрепляем знания детей о том, что живая рыбка плавает, дышит, видит и кушает. Учимся ухаживать за аквариумом и его обитателями.
Во время рассматривания комнатных растений обращаю внимание на красоту листьев и распустившихся цветов. Цветущие растения рассматриваем на протяжении нескольких дней. Учимся правильно ухаживать за ними. Наблюдаем за растениями, отмечаем изменения, происходящие с ними на протяжении определенного времени - появились новые листочки, растение зацвело.
Во время прогулок продолжаю знакомить детей с разнообразной палитрой цветов, звуков, запахов; формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Подводить детей к пониманию того, что нельзя без необходимости рвать растения, топтать траву и цветы, ломать ветки деревьев.
ОСОБЕННОСТИ СЕЗОННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ.
ОСЕНЬ. Формируем элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях разноцветные листья, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, летят листья с деревьев.
Для закрепления знаний провожу дидактические игры. С помощью вертушки показываю детям как дует осенний ветер; во время дождя слушаем, как стучат капли по крыше и стеклам окон.
На прогулке обращаю внимание на то, как одеты люди на улице осенью. В уголок природы размещаем овощи и фрукты, рассматриваем, пробуем на вкус.
ЗИМА. Обратить внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома; как он падает, трогаем снег для ознакомления с его свойствами.
ВЕСНА. Предлагаю детям рассмотреть зеленую травку и распустившиеся цветы, обратить внимание детей, как изменился участок детского сада с приходом весны. По возможности провести наблюдения за птицами, прилетающими на участок: как они летают, клюют корм, пьют воду из лужицы, как передвигаются по земле.
ЛЕТО. Организую игры с песком и водой, в процессе которых, дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету; пользоваться формочками, строить первые холмики-домики. Особую радость приносит детям сбор природного материала для изготовления поделок.
ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В этом возрасте дети проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. При ознакомлении с неживой природой обращаю внимание на свойства природных материалов. Например: сухой песок рассыпается, а если его полить водой - становится влажным. В играх с водой показываем, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой; если холодная вода постоит на солнце, то станет теплой; вода может быть чистой и грязной. В зимний период времени изучаем свойства снега. Снег холодный, а от теплой руки - тает. Заносим снег на тарелке в группу и наблюдаем, что с ним произойдет. Летом для опытов используем все природные факты.
II МЛАДШАЯ ГРУППА
Детям 4-5 лет следует показать многообразие окружающего мира природы; доступно объяснить почему нужно любить и беречь природу. Помогаю детям устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире; формировать элементарные нравственные представления о правилах поведения.
В процессе наблюдения подвожу детей к пониманию того, что в природе от сезона к сезону происходят различные изменения.
Продолжаю знакомить с животными и птицами. Учимся называть домашних животных и их детенышей.
Закреплению знаний о диких животных способствуют различные игры, а так же инсценирование сказок.
На прогулке предлагаю детям по возможности понаблюдать за птицами.
Продолжаем знакомиться с обитателями аквариума. Закрепляем знания об особенности жизни рыб в воде.
Учимся узнавать и называть некоторых насекомых.
Дети четвертого года жизни продолжают знакомиться с некоторыми характерными особенностями времен года.
Продолжаю знакомить с растениями, растущими в нашей местности. Приучаю детей не рвать растения без надобности.
Процесс приобщения детей к миру природы осуществляю в интересной игровой форме.
СЕЗОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ.
ОСЕНЬ. Продолжаю знакомить детей с характерными особенностями осеннего периода - желтеют листья на деревьях, опадают листья, становиться холоднее. Проводим наблюдение за ветром с ленточками. Рассматриваем отличительные особенности разных листьев. Почему листики медленно падают? Легкие. Проверяем, дуем на них. Знакомлю детей с
съедобными грибами и несъедобными - мухомором. Рассматриваем строение гриба.
ЗИМА. Учу детей называть время года - зима. Продолжаю знакомить с ее характерными особенностями.
Провожу беседу о том, как люди одеваются зимой. На прогулке наблюдаем за птицами, которые прилетают на участок.
Рассматриваем с детьми льдинки, сравниваем снег и лед, изучаем свойства снега. Рассказываю детям о природном материале: снеге, льдинках разной формы. С помощью разнообразных игр - забав, активных действий детей способствуют закреплению их первых представлений о свойствах снега, льда. Знакомлю с таким явлением, как снегопад. Объясняю, что зима белого цвета.
Продолжаю работу, начатую осенью. Закрепляю в памяти детей понятия дерево, куст. Объясняю, чем отличается дерево от кустарника. Знакомлю с березой.
ВЕСНА. Обратить внимание детей на изменения, происходящие на участке детского сада. Показать характерные особенности весеннего периода. Обращаю внимание на появление ручейков, сравниваем лужу с ручейком. Рассматриваем сосульки, внести сосульку в помещение и понаблюдать, что с ней будет происходить. Подвожу детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Продолжаю формировать желание любоваться первыми цветами.
Проводим наблюдения за птицами, как они летают, клюют корм, пьют воду из лужицы. Обогащаю словарный запас детей словами: чирикают, воркуют, каркают.
ЛЕТО. Учимся называть время года - лето. Обращаю внимание детей на характерные особенности летнего периода. Учимся наблюдать за насекомыми, объясняю, что не следует ловить насекомых: своим
присутствием они украшают нашу жизнь. Рассказываю детям о муравьях - тружениках, которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, прослеживаем с детьми путь муравья.
Проводим наблюдение за летним дождем. Рассказываю, что иногда дождь сопровождается громом и молнией. На прогулке постоянно обращаю внимание детей на красоту окружающей природы. При описании красоты окружающей природы использую художественные произведения и фольклор.
ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Детей этого возраста продолжаю учить наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы об окружающем мире. Провожу опыты со снегом, с песком, с веточками деревьев, с водой, со льдом.
Учу детей находить отличительные особенности живых и неживых объектов, сходство и различие между ними.
В процессе игр с песком и водой закрепляю знания детей об их свойствах; рассказываю о значении воды для человека и животных.