Марина Деревянко
Учите с детьми стихи. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Учите с детьми стихи.
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.
Публикация «Учите с детьми стихи, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо, отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
Работая с детьми младшего возраста, я заметила, что дети с большим интересом слушают маленькие стишки, потешки, и при неоднократном чтении быстро запоминают и с удовольствием повторяют.
При обучении детей идти в четком ритме, я использовала знакомое детям стихотворение «Аты-быты».
Аты - баты -
Шли солдаты,
Аты - баты -
На базар.
Аты - баты -
Что купили?
Аты — баты -
Самовар.
Детям такое сопровождение доставляло радость и они не навязчиво учились ходить ритмично.
Для обучения детей двигаться в разном темпе использовала стихотворение о зайчишке :
Зайчишка -трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Сидит, грызет.
Ай, кто-то идет!
Неоднократное повторение этого стихотворения в игре, способствовало быстрому запоминанию.
Я продолжила знакомство детей с произведениями художественной литературы используя небольшие стихотворения для заучивания вне занятий.
Использовала для этого время перед завтраком, перед обедом, после полдника.
Начинали знакомство с новым стихотворением в понедельник. Сначала проводила предварительную беседу, заинтересовывала детей иллюстрациями, игрушками, потом выразительно читала выбранное мной стихотворение несколько раз. Заинтересовавшись, дети повторяли за мной. Кто-то запоминал сразу, кто-то из детей вначале только договаривал. Во вторник или в среду повторение возобновлялось. Еще часть детей смогли запомнить текст.
Завершение работы со стихотворением я проводила в пятницу. Я предлагала детям индивидуально встать на сцену (гимнастический степ) и рассказать выученное стихотворение всем детям. После чтения мы дружно апплодировали чтецам.
При заучивании стихотворений с детьми я ставила перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Еще, хочется отметить, дети:
– учились преодолевать робость, выступая перед всеми детьми.
– учились слушать других детей внимательно.
– развивали свою память, дикцию, интонационную выразительность. В течение месяца мы с детьми заучивали два - три стихотворения.
Выученные стихотворения я в пятницу размещала в уголке для родителей, чтобы родители вмести с детьми могли закрепить выученное.
Результатом проводимой работы явилось более легкое запоминание и хорошее чтение стихотворений на новогоднем празднике, на утреннике посвященном празднику мам.
Детям очень нравится знакомиться с новыми произведениями художественной литературы.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Вот некоторые стихотворения, выученные с детьми :
Е. Благинина
Паровоз.
Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Я привез цветные книжки
Пусть читают ребятишки!
– Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши!
***
Если красный помидор,
То созрел он, ясно.
Если красный светофор,
То идти опасно.
Ну, а если красный нос,
Значит, на дворе мороз!
***
А. Ошнуров
В нашей армии.
В нашей армии страну
Папа защищает.
На границе он войну
В дом наш не пускает.
Скоро вырасту большим,
Сам, как папа, стану.
Вот тогда я вместе с ним
На границе встану.
***
А. Барто
Синица.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудь
И с дорожки — на плетень,
Тири — тири, тень — тень.
***
Е. Благинина
Я умею обуваться.
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они сапожки:
Этот — с правой ножки,
Этот — с левой ножки.