Галина Уткина
Углубленная работа по экологии «Первые шаги в мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Углубленная работа по экологии "Первые шаги в мир природы" первая младшая группа
Воспитатель: Уткина Г. Ю.
Пояснительная записка
Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и от-ношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни.
Публикация «Углубленная работа по экологии „Первые шаги в мир природы“» размещена в разделах
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали на-стоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
В результате исследований Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой и других признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных пред-ставлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность ма-лыша к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспери-ментированию над живыми существами.
Причинами неправильного отношения детей к объектам живой приро-ды могут быть недостаточный эмоционально-чувственный опыт общения с объектами живой природы, несформированность навыков ухода за ними, низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как живых существах, плохой пример взрослых. Эти причины обусловили формирование гуманного отношения детей к природе в раннем возрасте, которое проявляется в достаточно осознанных эмоциональных реакций и адекватных способах действий детей в мире природы.
Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тясячелетия.
Тема.
«Первые шаги в мир природы»
Цель.
Формирование первоначальных экологических представлений
Задачи:
• учить замечать красоту в окружающем;
• развивать у детей способность замечать необычное в природе;
• воспитывать у детей эстетические чувства от красоты окружающей природы;
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 младшая группа
Ме-сяц Задачи Совместная деятельность Работа с родите-лями
Сентябрь
1. Адаптация детей к новым для них условиям детского сада.
2. Диагностические наблюдения за детьми (фиксирует любые их проявления, направленные на растения и животных, кото-рые имеются в непосредственном окружении)
Беседа «Какие книги и телепере-дачи использо-вать, как средство приобщение к природе»
Октябрь Формировать представления детей о первых осенних из-менениях в природе; воспи-тывать способность пережи-вания чувства радости, удо-вольствия от рассматрива-ния растений и домашних животных. Наблюдение за солнцем, за до-ждем, за осенними цветами;
Экологические игры : «Найди листок, какой покажу»;
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Кот и мыши»;
ЧХЛ: «Как у нашего кота», «У кота ли у кота», русская народ-ная сказка «Репка»;
Беседа: «Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке);
Труд: помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участ-ке.
Оформление стен-да «Золотая осень»
Ноябрь Формировать представления об изменениях в неживой и живой природе поздней осе-нью; формировать интерес к жизни зверей. Наблюдение за солнцем, вет-ром, за первым снегом, рас-сматривание лужи;
Экологические игры : «Угадай, что в руке», «Найди такой же»;
ЧХЛ: русская народная сказка «Колобок», «Сидит белка на тележке», А. Блок «Зайчик»;
Беседы о животных с рассмат-риванием иллюстраций.
Консультация «Экологическое воспитание в се-мье»
Декабрь Формировать представления детей о зимних изменениях в природе; формировать представление о потребно-сти растений во влаге (по-ливка растений). Наблюдение за снегопадом, за зимующими птицами;
Экологические игры : «Сложи картинку» (изображение кошки, собаки);
Подвижные игры: «Зайка се-ренький сидит», «Как у нашего кота»;
ЧХЛ: русская народная сказка «Теремок», И. Токмакова «Как на горке снег, снег…», «Сел на ветку снегирёк»;
Труд: подкармливание птиц, расчистка дорожек от снега во время прогулки.
Конкурс «Зеленая красавица» (изго-товления с роди-телями и детей новогодней елки из любого мате-риала).
Январь Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе; воспиты-вать интерес к оказанию по-мощи животным и растени-ям. Наблюдение за снегопадом, вы-явить свойства снега, подкарм-ливать птиц, понаблюдать за работой дворника;
Подвижные игры: «Зайка бе-ленький сидит», «Лохматый пес»;
ЧХЛ: песенки-потешки о моро-зе; «Руковичка»;
Труд: посыпать дорожки пес-ком. Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (из-готовления кор-мушек).
Февраль Развивать умение анализи-ровать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц; воспи-тывать интерес и любозна-тельность к объектам при-роды.
Рассматривание снегиря (кар-тинка);
Наблюдение за солнцем, за пер-выми сосульками, за снегом, за птицами;
Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «У медведя во бору»;
ЧХЛ: А. Барто «Птичка»;
Оформление аль-бома «Дикие жи-вотные»
Март Формировать представления о первых весенних измене-ниях в природе; развивать интерес к жизни комнатных растений. Продолжать наблюдение за солнцем; наблюдение за небом, ветром;
Экологические игры : «Найди, что потерялось», «Сложи кар-тинку» (изображение птиц);
ЧХЛ: С. Я. Маршак «Весенняя песенка»; А. Барто «Птичка»;
Труд: продолжать поливку комнатных растений и уход за ними, продолжать подкармли-вать птиц.
Буклет «Будем до-бры»
Апрель Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой при-роде; воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любо-ваться ею. Продолжать наблюдение за не-бом и солнцем, снегом, за ру-чейками, обратить внимание детей на набухшие почки;
Экологические игры : «»К дере-ву беги», «Через ручеек»;
ЧХЛ: З. Александрова «Одуван-чик», песенки-потешки «Сол-нышко», «Дождик»;
Труд: уборка мусора на участке.
Конкурс рисунков по русским народ-ным сказкам
Май Учить детей различать и на-зывать первоцветы; закреп-лять умение правильно на-зывать основные части рас-тений; вызвать радость от красоты растений, воспиты-вать бережное отношение к ним. Наблюдение за солнцем, небом, обратить внимание детей на первые : листочки, траву, цветы; Беседы: «Изменения в жизни растений весной», «Первые ве-сенние цветы»; Игры - этюды: «Цветы и трав-ка», «Солнышко», «Небо»; Рисование подснежника; ЧХЛ: Г. Бойко «Солнышко», А. Богдаринова «Ветер – вете-рок»; Труд: посильная помощь в по-садке рассады цветов. Посиделки (со-вместное развле-чение)
Библиографический список:
1. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
2. Коробова М. В. Малыш в мире природы : метод. пособие для воспитателей и родителей/ 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. -94с.
3. Воронкевич О. А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС»; 2002. – 160с.