Гурова Наталья Николаевна
Универсальные игровые макеты
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой макет (педагогическая консультация)
Дошкольное детство – это период становления и развития личности. Формирование личности дошкольника – процесс достаточно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.
Публикация «Универсальные игровые макеты» размещена в разделах
Одним из главных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является повышение качества дошкольного образования, использование особого подхода в работе с детьми, использование метода проектирования, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности [1].
Согласно требованиям ФГОС ДО предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач.
Одним из перспективных способов развития ребёнка является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.
Макет – это уменьшенная модель объекта (лес, горы, город, космос, море и т. д.). Он довольно многофункционален и его применение в игре носит разноплановый характер, что даё т возможность ставить различные цели:
формирование устойчивого интереса к объектам и явлениям
окружающего мира;
выявление творческих возможностей, самовыражения, самостоятельного
познавательного действия;
развитие детской фантазии, впечатлительности, инициативности и
коллективного творчества;
привлечение семьи к взаимодействию с ДОО в вопросах организации игр
с макетами.
Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог решает важные задачи, связанные с развитием у детей способностей придумывать сюжет и воплощать его в игре. Для того, чтобы игра с макетами получила своё развитие в образовательном процессе, необходимо совершенствование методики её реализации. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Создавая своими руками атрибуты для игры, ребёнок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлечённость, иногда призвание, мечта.
В настоящее время возникает противоречие между требованиями современного общества, государства к организации самостоятельной игры у детей недостаточной разработанностью данного вопроса ввиду увлечённостью педагогов процессом обучения, поэтому данная проблема является актуальной. Творческая инициатива в игре поощряется, но времени для самостоятельных творческих игр почти не остаётся, ребята затрудняются организовать и обыграть игровую обстановку.
Макеты – это модели, которые представляют собой уменьшенные объекты. Макетирование – это творческая конструктивная деятельность дошкольников, создание специального игрового пространства [6, с. 86].
Макеты могут использоваться в соответствии с замыслом дошкольника, сюжетом самой игры, что способствует развитию воображения и творчества. Макеты в образовательном пространстве способствуют развитию творчества, поисковой деятельности, познавательного мышления и бескорыстной познавательной активности каждого воспитанника.
При изготовлении и использовании макета дети описывают, сравнивают, повествуют, рассуждают о различных явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
эмоциональная отзывчивость,
любознательность,
активность,
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
При создании макета выделяют несколько этапов:
предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета;
сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей);
основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным
материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, солёного теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом;
активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство
дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты.
Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребёнка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).
Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображения.
Игровые макеты можно разделить на :
- Универсальные – в которые могут играть и девочки, и мальчики
- Специфические: либо для девочек - кукольный домик, либо для мальчиков – гараж и др.
- Универсальные, которые делятся на 2 типа:
1. Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие ребенка в основном на события, происходящие «внутри» объектов: кукольный домик, крепость/замок, квартира, зоопарк.
2. Макеты-картины – большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами-маркерами пространства. Так на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, дополняются несколькими объектами (дома, гаражи) .Универсальные макеты в основном используются для настольного театра.
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя РППС с использованием макетов, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.
В жизни старшего дошкольного возраста большое место занимает игровая форма манипуляций с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, выполняя одну или несколько ролей. Для того чтобы игра получила свое развитие в детском саду нужен универсальный макет. Макет словно оживает, наполняется и дополняется предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей. В процессе игр с макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные.
При планировании игр с макетами педагог использует такие приемы:
1 Создание развивающей предметно-пространственной среды макетов.
2. Придумывание новых сюжетов, объединение нескольких макетов.
3. Беседа после игр – выделение сюжетного, ролевого поведения детей.
4. Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию детей.
5. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов, путем чтения, рассказывания, бесед, просмотра диафильмов.
Игры с макетами способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого участия. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок на занятиях, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечается старание, желание достичь хорошего результата. Игры с макетами содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы. В игре дети договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируют начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию. У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. Наблюдается интерес к познавательной литературе. Дети включают свои игровые представления в сюжет игры, в темы рисунков. Следует отметить, сто макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками.
При создании макетов я руководствовалась необходимостью создания мини-игрового пространства, так как дети с удовольствием пользуются настольным театром. Наш макет универсальный, может использоваться в обыгрывании различных сказок. Также, его можно трансформировать для использования в обыгрывании других сказок. Макет, созданный совместно с детьми долго служит хорошим наглядным материалом.