Родительское собрание в старшей группе «Особенности работы с детьми с нарушением зрения»

Лариса Бойко
Родительское собрание в старшей группе «Особенности работы с детьми с нарушением зрения»

Родительское собрание в старшей группе

«Особенности работы с детьми с нарушением зрения»

Собрание проводится с участием врача - офтальмолога и медсестры - ортоптистки.

Цель собрания:

1. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушением зрения.

2. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей с нарушением зрения;

3. Обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребёнка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка).

Ход собрания:

Уважаемые родители! Мы очень рады встрече с вами и надеемся, что всех нас объединяет интерес к нашим детям. Сегодня мы хотели бы поговорить с вами об особенностях работы с детьми с нарушениями зрения.

Зрение являются практически главным органом чувств, переоценить его значение для человека невозможно. Именно благодаря здоровым глазам мы видим мир таким, каким он является — ярким и полным красок. Но различные нарушения зрения могут помешать полноценной жизни.

1. Косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете.

Косоглазие – это не только косметический дефект, а тяжелый функциональный недостаток. Чаще начинается в 2-3 года. Причиной нарушения взаимодействия глаз могут быть заболевания и травмы центральной нервной системы и органа зрения. При косоглазии косящий глаз практически бездействует, в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза, амблиопии.

2. Амблиопия (затуманенное зрение) – это ослабление зрения, которое не может быть скорректировано только очками.

Дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии.

У детей страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удалённость, выделение объёмных признаков предметов, дифференциация направлений.

Можно сделать вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер.

Как показали исследования Л. И. Плаксиной (тифлопедагог) у детей отмечается общая обеднённость предметных представлений и снижения уровня чувственного опыта за счёт неточности фрагментарности, замедленности зрительно – пространственной ориентировки.

У детей с нарушением зрения отсутствуют чёткие представления о своём теле и связи между пространственным расположением парно- противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями.

Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребёнка, приводят к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями. При этом овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазаньем) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счёт снижения остроты зрения и монокулярном его характере затрудняются в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперёд руку при движении в пространстве. Качество прыжков детей характеризуется несогласованностью рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствие отталкивания, слабой силой толчка за счёт сложности видения глубины, удалённости объектов при монокулярном зрении.

При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действия бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

3. Дальтонизм (неспособность различать цвета) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;

4. Разновидность поражения сетчатки глаза (синдром Терри, возникает вскоре после рождения у некоторых недоношенных детей, испытывающих изменения в кровеносных сосудах чувствительной оболочки глазного яблока, что может навсегда испортить зрение ребенка;

5. Миопия (близорукость) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;

6. Гиперметропия (дальнозоркость) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

7. Астигматизм (дефокусировка) - как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;

8. Воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;

9. Слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;

Организация коррекционной работы.

1. Система профилактических, медицинских и педагогических мероприятий, осуществляется комплексно и взаимосвязано.

2. Постепенность введения ребёнка с нарушением зрения в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и другое и дозирование содержания сообразно познавательным возможностям каждого ребёнка.

3. Формирование компенсаторных и социально-адаптированных возможностей в процессе специальной коррекционной помощи.

Соблюдая рекомендации врача – офтальмолога, тифлопедагог и воспитатели направляют свою работу на развитие зрительного восприятия ребенка, имеющего нарушения зрения, восприятие формы, цвета, ориентировки в пространстве, психических процессов, моторики.

В коррекционной работе сочетаются разные формы организации: фронтальные (во время занятий и прогулок) с дифференцированными и индивидуальными (во время специальных занятий и бытовой деятельности).

Заключение:

Зрение является мощным источником знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг. Нарушение зрения влечет за собой изменения, в развитии зрительного восприятия, и в развитии других психических функций: мышления, памяти, внимания, речи. Дети с нарушением зрения чаще всего испытывают неуверенность в себе, для них характерна малая двигательная активность, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, отмечаются затруднения в словесных обозначениях предметов, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Чтобы помочь нашим детям, в саду работает много специалистов. Каждый день ваши дети получают внимание медсестры глазного кабинета, тифлопедагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, муз. руководителя, физ. руководителя.

Дорогие родители, наша работа не будет успешной без вашей помощи. Мы хотели бы еще раз напомнить вам простые правила, которые помогут вашим детям добиться успехов при лечении.

1. Правильное ношение очков. Система отмены очков сложная, поэтому родители и педагоги не имеют права отменять, решать, носить очки или нет. Предоставьте это специалисту. Если ребенок чувствует дискомфорт, обращайтесь к офтальмологу.

2. Окклюзия. Важный момент в лечении глаз. Она необходима при лечении амблиопии, при разной остроте зрения глаз ребенка и других нарушениях. Режим окклюзии должен строго соблюдаться не только в детском саду, но и за его пределами.

3. Рабочее место в домашних условиях для ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением, находиться недалеко от окна и уж ни в коем случае нельзя разрешать ребенку рисовать или просматривать картинки в книгах в плохо освещенном месте.

4. Для снятия зрительного напряжения рекомендуется смена видов деятельности, например: просмотр телевидения чередовать с рассматриванием природы за окном. А также выполнять несложные зрительные гимнастики, например, проследить глазами за каким-либо предметом, который держит ребенок в руке, либо этот предмет держите вы.

А сейчас вы услышите офтальмологические рекомендации врача- офтальмолога и медсестры - ортоптистки для каждого ребенка. (Заслушивается выступления врача - офтальмолога и медсестры).

Уважаемые родители, учите детей видеть и говорить об увиденном, знакомьте их с предметами окружающего мира, с его красками, обращайте внимание на красоту природы. В Ваших руках – помочь вашим детям. Успехов Вам!

Спасибо за внимание!

Автор публикации:
Родительское собрание в старшей группе «Особенности работы с детьми с нарушением зрения»
Опубликовано: 5 июня 2016 в 20:56
+80Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по аппликации из ватных дисков «Снегири на снежном дереве»
Как-то раз в одну из зимних прогулок воспитанники заметили необычных птиц на ветке и стали внимательно их рассматривать. К нам на участок прилетели...
Конспект по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» «Волшебная сила магнита» Цель: Расширить и уточнить знания...
Лэпбук по теме «Здравствуй зимушка — зима»
Актуальность В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Лэпбук...
Музыкальное занятие-развлечение «День рождения Снеговика»
Цель: развивать интерес у детей к зимним играм. Задачи:  -закреплять умение активно участвовать в играх;  -развивать игровые...
Детский мастер-класс «Подарок для папы» Часть 2
Сокол в облаках летает, над полями он парит. Птица гордая, большая, в высь и в высь она летит. В небо соколы взлетели, выше, выше в небосвод. Это папа...