Папки-передвижки

Картотека прогулок на лето. Часть 1 (1 фото)

Светлана Гуськова
Картотека прогулок на лето. Часть 1

Предлагаю вашему вниманию картотеку прогулок на лето. Разработана на все возраста. В плане мы пишем только ссылку на картотеку прогулок. Карточку выбираем сами в зависимости от погодных условий в этот день! Извините, карточки не по порядку. У нас они заламинированы и цветные с картинками, сразу видно о чем речь.

Картотека прогулок на лето. Часть 1

Картотека прогулок

Лето

Карточка 12

Наблюдение за грозой

1. ПИД

Публикация «Картотека прогулок на лето, Часть 1» размещена в разделах

Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятия «молния», «гроза».

- В какой день обычно бывает гроза? (Гроза бывает в жаркий день.)

- Какие изменения происходят в природе перед грозой? (Перед грозой ветер затихает, становится душно.) Каким становится солнышко? Что с ним происходит? (Солнце перед грозой всегда мутное, как бы прикрытое пеленой.) Что происходит с облаками? (Облака сливаются вместе в темную массу, и края их расплываются.)

В середине лета часто бывают грозы. Расскажите, что если человека застала гроза, надо добраться до какого-нибудь укрытия, но под деревом стоять нельзя. Объясните почему.

Понаблюдайте, как приближается гроза. Небо закрывают тяжелые темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вдали вспыхивают молнии, раздается рокот грома. И вот первые тяжелые капли дождя стучат по крыше. Обратите внимание детей на то, как все изменилось вокруг: какое небо, как сверкает молния, как грохочет гром.

Природа после грозы еще прекраснее. Ослепительно светит солнце. Умытые деревья и травы усыпаны сверкающими каплями. Тряхните веточку — пусть крупные теплые капли дождя брызнут на детей. А какой чудесный воздух! Иногда после дождя появляется радуга.

2. Коммуникативная деятельность

Цель: способствовать приобщению детей к художественной литературе, создавать условия для развития речи, памяти, для воспитания любви к поэзии.

Млад., сред., стар., подгот. группы:

стихотворение С. Дрожжина «Первый гром»

Первый гром прогремел,

Туча пронеслася,

Чистой влагой дождя

Травка налилася.

Охватила всю даль

Радуга дугою,

Брызнул солнечный луч

Ярко над землею.

3. Индивидуальная деятельность

Млад., сред., стар., подгот. группы: ДИ «Скажите, какое явление природы я описала»

Цель: способствовать развитию умения различать разные явления природы и соотносить их с временами года.

4. Игровая деятельность

Млад. и сред. группа : «Пастух и овцы»

Цель: способствовать развитию умения выбирать водящего по считалочке. Описание игры. Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок. Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погуляй на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Стар. и подгот. группа: «Рыбаки и рыбки» Цель: способствовать развитию умения перепрыгивать через скакалку в кругу, развитию ловкости и быстроты реакции.

Пескотерапия и игры на песке

5. Трудовая деятельность

Млад. и сред. группа: наблюдение за работой воспитателя: полив клумб.

Стар. и подгот. группа: полив клумб детскими лейками.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Картотека прогулок

Лето

Карточка 11

Наблюдение за дождем

1. ПИД

Цель: способствовать закреплению знаний о летних сезонных признаках, переменах, происходящих в неживой природе.

- Что такое дождь? Как он образуется? Какие бывают дожди? Почему нам нужен дождь? Может ли дождь принести вред? Если да, то как? Почему идут дожди?

Дождь — самое обыкновенное явление природы. А что вы о нем знаете? Вы говорите: в тучах все дело. А откуда берутся тучи?

Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.

Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают ее за собой теплые потоки воздуха, потому что теплый воздух легче холодного, он всегда стремится умчаться вверх.

Поднимается все выше легкий водяной пар от нагретой солнцем земли, забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый знойный летний день, очень холодно, как зимой. Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды.

Теплый воздух подбрасывает капельки все выше, холодный тащит их вниз. И так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз. Они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.

Их очень-очень много, и все они образуют облако. В верхней части облака капельки замерзают, там очень холодно. Они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее. Снова становятся капельками воды, сливаются вместе — и на землю идет дождь

2. Коммуникативная деятельность

Цель: способствовать приобщению детей к художественной литературе, создавать условия для развития речи, памяти, для воспитания любви к поэзии.

Млад, и сред. группа:

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, не разрезал,

И устал,

И перестал.

(И. Токмакова) Стар. и подгот. группа:

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы.

(А. Рождественская)

3. Индивидуальная деятельность

Млад, и сред. группа: ДИ «Что полил дождик?»

Цель: способствовать развитию фантазии и связной, грамматически правильной речи.

Стар. и подгот. группа: ДИ «После дождичка – дождя

Вышла радуга вся!»

Цель: способствовать развитию умения называть все цвета радуги, и находить предметы таких цветов.

4. Игровая деятельность

Млад. и сред. группа: ПИ «Солнышко и дождик»

Цель: способствовать развитию у детей умения действовать согласно словам ведущего.

Стар. и подгот. группа: ПИ «Солнечные зайчики».

Цель: создавать условия для уточнения с детьми направления: вверх, вниз, в сторону.

Свободные игры детей

5. Трудовая деятельность

Млад. и сред. группа: наблюдение за работой воспитателя: рыхление земли на клумбе.

Стар. и подгот. группа: уборка территории от крупного сора.

Цель: создавать условия для воспитания положительного отношения к труду, ответственность при выполнении поручений.

Картотека прогулок

Лето

Карточка 10

Наблюдение за облаками.

1. ПИД

Цель: способствовать формированию представлений об «облаках», зависимость погоды от наличия облаков.

- Посмотрите внимательно на небо: что вы там видите? Какие они? Как они плывут по небу? На что они похожи?

Каждый из нас знает, что капли дождя падают из облаков. Но ведь есть и такие облака, которые не приносят дождя. Значит, лучше сказать, что дожди идут из тучи. А туча — такое облако, обычно большое, темное и густое, в котором скопилось очень много водяных паров.

Облака бывают перистые, кучевые и слоистые.

Все мы видели не один раз, как в ясный день плывут в вышине облака. Вот они надвигаются и закрывают солнце. По земле медленно движется тень от облака, вокруг нас становится пасмурно и прохладно.

Тень дают кучевые и слоистые облака, а от перистых облаков тени не бывает. Эти облака располагаются очень высоко, не менее шести километров над землей, и часто кажутся тонкой, почти невидимой пленкой или едва заметной дымкой. Нередко перистые облака напоминают белоснежные волокна хлопка, легкие завитки, кудряшки или разорванные перья птицы. Движутся они почти незаметно, состоят большей частью из мельчайших ледяных кристалликов. Осадков из этих облаков не бывает.

Кучевые облака обычно видны весной, летом и ранней осенью. Ярко-белого цвета, похожие на высокие купола, на клубы дыма из диковинной машины, они движутся довольно быстро.

2. Коммуникативная деятельность

Цель: способствовать приобщению детей к художественной литературе, создавать условия для развития речи, памяти, для воспитания любви к поэзии.

Млад., сред., стар., подгот. группы: «Облака» сл. С. Козлова

Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката,

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то.

Облака, белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки,

Не смотрите вы, пожалуйста, с высока

А по небу прокатите нас, облака! 3. Индивидуальная деятельность

Млад., сред., стар., подгот. группы: ДИ «На что похоже это облачко?»

Цель: способствовать развитию фантазии и связной, грамматически правильной речи.

4. Игровая деятельность

Млад. и сред. группа: белор. нар. игра «Хлоп, хлоп, убегай!»

Цель: способствовать развитию умения подражать животным.

Играющие ходят по площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль, лошадок, которые в стороне щиплют травку. На слова ведущего:

— Хлоп, хлоп, убегай! Тебя кони стопчут.

— А я коней не боюсь, По дороге прокачусь —

несколько игроков начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Стар. и подгот. группа: «Пятнашки с домом»

Цель: способствовать развитию умения играть по правилам, не обижать сверстников.

По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один на играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пят-нашка коснется кого-то из игроков рукой, тот становится пятнашкой.

Пескотерапия и игры на песке

5. Трудовая деятельность

Млад. и сред. группа: наблюдение за работой воспитателя: прополка грядок.

Стар. и подгот. группа: прополка грядок

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Картотека прогулок

Лето

Карточка 9

Наблюдение за воздухом

1. ПИД

Цель: создавать условие для знакомства детей со свойствами воздуха, способствовать формированию интереса к процессу наблюдения и экспериментирования.

- Что такое воздух? Для чего он нужен? Каким бывает воздух? Почему иногда хорошо видно, что вдали, а иногда — плохо? Какое значение имеет воздух для всего живого на Земле? Зачем летчики и космонавты надевают скафандры или маски во время полета?

Все знают, что над землей — воздух. Мы его не видим, потому что воздух прозрачный. Иногда хорошо видно, что вдали, а иногда — плохо, все как будто в дымке. Это воздух мешает смотреть. Чем чище воздух, тем дальше видно. Чем больше в нем пыли, водяных паров, тем он менее прозрачный. И сквозь нее видно хуже. Воздух есть повсюду: в доме, на улице, в лесу, в горах. Он окружает со всех сторон земной шар. Воздух нужен всем: людям, животным, растениям. Все дышат воздухом. Когда долго не проветривают комнату, где живут люди, то говорят: «Дышать нечем». Тогда люди плохо себя чувствуют, у них болит голова — значит, воздуха не хватает.

2. Коммуникативная деятельность

Цель: способствовать приобщению детей к художественной литературе, создавать условия для развития речи, памяти, для воспитания любви к поэзии.

Млад, и сред. группа:

Грелся я на солнышке

И играл в песочнице,

Слушал тети песенки,

Собирал цветочки.

Стар. и подгот. группа:

Радость — если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

(И. Токмакова) 3. Индивидуальная деятельность

Младш. и сред. группа: ДИ «Что сдул ветер?»

Цель: способствовать развитию умения называть в правильной грамматической форме слова.

Старш. и подгот. группа: «Летает - не летает»

Цель: создавать условия для формирования грамматически правильной речи, способствовать закреплению понятия о свойствах летающих объектов.

4. Игровая деятельность

Млад. и сред. группа: «Пчелки и ласточки»

Цель: способствовать развитию умения действовать по сигналу.

Играющие — пчелы летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Стар. и подгот. группа: белорусские нар. игра - «У Мазаля»

Цель: способствовать развитию фантазии, раскрепощению детей.

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

— Здравствуй, дедушка Мазаль, с длинной белой бородой, с карими глазами, с белыми усами!

— Здравствуйте, детки! Где вы были? Что делали?

— Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем!

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их. Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Свободные игры детей.

5. Трудовая деятельность

Млад. и сред. группа: наблюдение за работой воспитателя: подметание веранды.

Стар. и подгот. группа: уборка территории, подметание веранды и площадки.

Цель: способствовать воспитанию положительного отношения к труду, ответственности при выполнении поручений.

Картотека прогулок

Лето

Карточка 8

Наблюдение за одуванчиком

1. ПИД

Цель: создавать условие для знакомства детей с одуванчиком, с его строением, обратить внимание на то какие перемены с ним происходят после окончания цветения.

- Что это за цветок? - На что он похож? Расскажите об изменениях, которые перетерпливает он за свою короткую жизнь?

Одуванчик – это лекарственное растение.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотистыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена.

Поэтому и называется цветок: «одуванчик». Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки.

Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчика. Только с восходом солнца они, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои головки. В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики

2. Коммуникативная деятельность

Цель: способствовать приобщению детей к художественной литературе, создавать условия для развития речи, памяти, для воспитания любви к поэзии.

Млад, и сред. группа:

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок — и нет цветка.

Стар. и подгот. группа:

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел, Вместе с ветром улетел.

(3. Александрова)

4. Индивидуальная деятельность

Млад, и сред. группа: ДИ «Отгадай, что это за цветок»

Цель: способствовать умению отличать цветы друг от друга.

Стар. и подгот. группа: ДИ «Опиши цветок»

Цель: способствовать формированию умения подбирать прилагательные к существительному.

4. Игровая деятельность

Млад. и сред. группа: «Жмурки с колокольчиком» (усложненный вариант)

Цель: способствовать развитию умений уворачиваться от водящего. Описание игры. Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей — жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.

Стар. и подгот. группа: «Садовник и цветы». Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

«Ловишка в кругу»

Цель: способствовать развитию быстроты реакции.

Описание игры. На площадке чертят большой крут. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Диаметр круга от 3 м и более, в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них — ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.

Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.

Пескотерапия и игры на песке

Развитие движений. Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

5. Трудовая деятельность

Млад. и сред. группа: наблюдение за работой воспитателя: прополка грядок, дать попробовать прополоть.

Стар. и подгот. группа: мытье игрушек (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Картотека прогулок

Лето

Карточка 7

Наблюдение за водой

1. ПИД

Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают.

- Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана - холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут. Загадка: Мною можно умываться, Я умею поливаться, В кранах я живу всегда. Ну конечно, я. (вода).

- Где есть вода на Земле? Для чего нужна вода?

- Почему нужно охранять водоемы? Как вода попадает в водопровод?

Вода — краса всей природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер.

Эта краса и в тонкой струе холодной воды, которой мы по утрам умываемся из-под крана.

2. Коммуникативная деятельность

Цель: способствовать приобщению детей к художественной литературе, создавать условия для развития речи, памяти, для воспитания любви к поэзии.

Млад, и сред. группа:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтобы рос зубок.

Стар. и подгот. группа:

- С какой горы ты бежишь сюда,

— Водичка моя прохладная?

— С той высокой горы, — отвечала вода,

— Где снежная шапка громадная. — Ответь мне скорей: побежишь ты куда,

Водичка моя прохладная?

— На луг побегу, — отвечала вода,

— Туда, где цветы нарядные.

3. Индивидуальная деятельность

Млад., сред., стар., подгот. группы: ДИ «Тонут – плавают».

Цель: закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.

«Какая вода?». Цель: научить подбирать относительные прилагательные. «Песенка воды» - дети протяжно произносят звук с, правильно артикулируя. Цель: закрепить произношение звука с.

4. Игровая деятельность

Млад. и сред. группа: «Пройди мишкой, проползи мышкой»

Цель: создавать условия для формирования умения подражать разным сказочным героям. Описание игры. Дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель ставит перед ними одну за другой две дуги разного размера. Надо одну дугу пройти как мишка, др. - как мышка.

Стар. и подгот. группа: «Круговые пятнашки»

Цель: способствовать развитию внимания и умения действовать по правилам.

Описание игры: участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый отмечает свое место кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

Пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку.

Цель: определить разницу ощущений при прикосновении к траве и песку.

5. Трудовая деятельность

Млад. и сред. группа: наблюдение за работой воспитателя: полив клумб.

Стар. и подгот. группа: уборка территории, подметание веранды и площадки.

Цель: создание условий для воспитания трудолюбия и желания помочь другим людям.

Картотека прогулок

Лето

Карточка 6

Наблюдение за елью

1. ПИД

Цель: создавать условия для формирования представлений о вечнозеленом растении.

- Что это за дерево?

- Какое оно?

- Какой у него ствол? Кора?

- Какая крона? Листья?

- Что можете рассказать о пользе ели?

- Какие изменения летом с ним происходят?

Обычно растет на влажных местах. Она любит затемнение, поэтому ее ветки живут долго. Даже у самой земли старые ветви все покрыты хвоей. Кора у ели очень толстая. Если ее поранить, вытекает смола и закупоривает рану, поэтому вредные бактерии не попадают и не разрушают дерево.

Но у ели слабые корни: они развиваются у самой поверхности почвы.

Сильный ветер может вывернуть ель с корнем. Летом на ели можно увидеть красивые шишки. Из древесины делают газетную бумагу, картон.

2. Коммуникативная деятельность

Цель: способствовать приобщению детей к художественной литературе, создавать условия для развития речи, памяти, для воспитания любви к поэзии.

Млад, и сред. группа:

Вот наша елочка

Зеленая стоит,

Вот наша елочка,

Иголками блестит.

Стар. и подгот. группа:

Что за эта девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

3. Индивидуальная деятельность

Млад., сред., стар., подгот. группы:

ДИ «Что это за деревья?»

Цель: способствовать развитию умения различать деревья по разным их частям.

4. Игровая деятельность

Млад. и сред. группа: «Жмурки с колокольчиком» (усложненный вариант)

Цель: способствовать развитию умения уворачиваться от водящего.

Описание игры. Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей — жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.

Стар. и подгот. группа: «Пятнашки с домом»

Цель: создавать условия для формирования умения выбирать водящего и выполнять все правила игры.

По краям площадки рисуют два крута, это дома. Один на играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка коснется кого-то из игроков рукой, тот становится пятнашкой.

Свободные игры детей

5. Трудовая деятельность

Млад. и сред. группа: наблюдение за работой воспитателя: рыхление земли на клумбе.

Стар. и подгот. группа: уборка территории от крупного сора.

Цель: создание условий для воспитания трудолюбия и желания помочь другим людям.

Автор публикации:
Картотека прогулок на лето. Часть 1
Опубликовано: 5 июня 2016 в 22:00
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД