МААМ-картинки

Управленческий проект «Внутренний мониторинг качества образования в условиях доо»

Елена Пятаева
Управленческий проект «Внутренний мониторинг качества образования в условиях доо»
▼ Скачать + Заказать документы

«ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ДОО»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога дошкольной организации, т. е. его профессиональной компетентности.

Публикация «Управленческий проект „Внутренний мониторинг качества образования в условиях доо“» размещена в разделах

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность воспитателя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

• работа в методических объединениях, творческих группах;

• исследовательская деятельность;

• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

• различные формы педагогической поддержки;

• активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

• трансляция собственного педагогического опыта;

• использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Педагог должен самостоятельно осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием ДОО, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование

Процесс формирования профессиональной компетентности также сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В детском саду должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Поведенческие признаки профессиональных компетенций воспитателей

Педагогическая оценка развития ребенка

Собирает информацию о ребенке, наблюдает, беседует с детьми, родителями и специалистами; анализирует продукты детской деятельности, проводит диагностические процедуры в соответствии с рекомендациями реализуемых программ ДОО определенного вида. Регистрирует полученную информацию в дневнике или карте развития ребенка.

Проектирование и планирование педагогического процесса по развитию воспитанников

Разрабатывает планы общей и индивидуальной работы на основе дневника или карты развития ребенка, специфики вида ДОО. Планирует режимные процессы, занятия, игровую, продуктивную деятельность детей; проектирует динамичную развивающую среду. В соответствии с видом ДОО планирует дополнительные виды деятельности и преобразования в развивающей среде. Разрабатывает педагогические проекты, направленные на реализацию специфики вида ДОО.

Организация образовательного процесса ДОО определенного вида

Строит образовательный процесс в соответствии с планом, проектом деятельности. Использует современные технологии физического, познавательно-речевого, социально-личностного развития и художественно-эстетического развития дошкольников. Технологии, обеспечивающие реализацию приоритета вида ДОО, Активно использует игру в образовательном процессе, принимает участие в игре. Преобразует режим дня и развивающую среду в соответствии с интересами детей, видом ДОУ.

Установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов.

В конце года составляет характеристику на ребенка, описывает его достижения и качественные изменения в развитии. Составляет аналитическую записку по результатам деятельности с описанием профессиональных компетенций.

Управление взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.

Эмоционально общается с детьми, поощряет положительный контакт между ними. Привлекает родителей к участию в деятельности группы, организуя активные формы взаимодействия с ними. Сотрудничает с коллегами.

Работа в команде педагогов ДОУ

Принимает участие в деятельности коллектива, делится опытом и информацией с членами пед. коллектива, обобщает и представляет на различных уровнях профессионально-педагогический опыт. Реализует проекты ДОО, направленные на развитие его приоритета.

Самодиагностика уровня профессиональных компетенций в условиях ДОО

Осуществляет самодиагностику, привлекает коллег, экспертов к оценке профессиональных компетенций.

Профессиональное развитие в условиях ДОО.

Разрабатывает и реализует программу профессионального развития с учетом вида ДОО. Использует потенциал коллег, консультантов, экспертов, преподавателей курсов повышения квалификации. Строит систему изменений профессиональных компетенций.

Анализ факторов, влияющих на повышение профессиональной компетентности педагогов

ДОО

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала проведем небольшое исследование. С целью оценки профессиональной компетентности разработаны критерии, которые указаны в таблице 1.

Таблица № 1

Критерии оценки профессиональной компетенции педагогов

№ п/п 8-10 баллов-оптимальный уровень 6-7 баллов -

достаточный уровень 5 баллов и ниже –

критический уровень

1

Предметная компетенция:

знания в области дошкольного образования

Воспитатель отлично знает содержание программного материала, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии дошкольного образования, что находит отражение в организации предметно-развивающей среды и содержании занятий Воспитатель хорошо знает содержание программного материала, ориентируется в нормативных публикациях по методологии дошкольного образования, но использует материалы публикации нерегулярно — для подготовки выступлений, отчетов. В содержание образовательного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически. Воспитатель знает содержание программного материала, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в дошкольном образовании, не пользуется периодикой. В образовательном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики.

2 Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

Воспитатель знает теорию развития личности в дошкольном возрасте (через развитие познавательных процессов и деятельность). При обсуждении коррекционных воздействий, результативности образовательного процесса активно использует эти понятий через развитие процессов и деятельности Воспитатель знает теорию развития личности в дошкольном возрасте (через развитие познавательных процессов и деятельность). При обсуждении коррекционных воздействий, результативности образовательного процесса активно использует эти понятий через развитие процессов и деятельности Воспитатель имеет затруднения в системном подходе к оценке развития личности в дошкольном возрасте. Практически не может самостоятельно проанализировать влияние познавательных процессов на развитие личности

3 Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения

Воспитатель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. Воспитатель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком. Воспитатель не уделяет должного внимания стилю и способам общения

4 Управленческая компетенция : владение управленческими технологиями — педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты

Воспитатель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и анализировать цели и результат образовательного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития воспитанника ДОУ.

Воспитатель испытывает затруднения при целеполагании, может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия процесса. Воспитатель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и на ощущениях. Не умеет формировать цели и педагогические задания.

5 Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.

Воспитатель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы. Воспитатель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве Воспитатель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения.

6 Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу

Воспитатель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад Воспитатель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, стуктурирования, обобщения и выводов требует помощи. Воспитатель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом.

7 Информационно-коммуникативные компетенции

Воспитатель владеет ИКТ-технологией для обслуживания потребностей образовательного процесса Воспитатель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения. Воспитатель практически не знает ИК-технологий и не использует их в образовательном процессе.

С помощью критериев оценки профессиональной компетенции педагогов определим проблемные зоны профессиональных компетенций педагогов ДОО, участвующего в эксперименте. Для выявления проблемы, педагогам ДОО было предложено с помощью самооценки определить свой профессиональный уровень. Для объективности оценки руководителю ДОО были предложены те же самые критерии (экспертная оценка). Результаты анализа зафиксированы в таблице 2.

Таблица 2

Результаты самооценки и экспертной оценки

профессиональной компетенции педагогов

№ п/п Критерий Результат самооценки педагогов Результат экспертной оценки

Уровень Чел. - % Уровень Чел. - %

1 Предметная компетенция: знания в области дошкольного образования

Оптимальный

уровень 2 - 13% Оптимальный

уровень 1 - 7%

Достаточный уровень 12 - 80% Достаточный уровень 12 - 80%

Критический уровень 1 - 7% Критический уровень 2 - 13%

2 Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области

индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности. Оптимальный

уровень 6 - 40% Оптимальный

уровень 5 - 34%

Достаточный уровень 8 - 53% Достаточный уровень 8 - 53%

Критический уровень 1 - 7% Критический уровень 2 - 13%

3 Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами

эффективного общения Оптимальный

уровень 14 - 93% Оптимальный

уровень 12 - 80%

Достаточный уровень 1 - 7% Достаточный уровень 2 - 13%

Критический уровень 0 - 0% Критический уровень 1 - 7%

4 Управленческая компетенция : владение управленческими технологиями —

пед. Анализ ресурсов, умение

проектировать цели,

планировать, организовывать, корректировать и

анализировать результаты Оптимальный

уровень 12 - 80% Оптимальный

уровень 10 - 67%

Достаточный уровень 3 - 20% Достаточный уровень 3 - 20%

Критический уровень 0 - 0% Критический уровень 2 - 13%

5 Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент. Оптимальный

уровень 6 - 40% Оптимальный

уровень 4 - 27%

Достаточный уровень 8 - 53% Достаточный уровень 10 - 66%

Критический уровень 1 - 7% Критический уровень 1 - 7%

6 Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу Оптимальный

уровень 3 - 20% Оптимальный

уровень 3 - 20%

Достаточный уровень 8 - 53% Достаточный уровень 7 - 46%

Критический уровень 4 - 27% Критический уровень 5 - 34%

7 Информационно-коммуникативные компетенции Оптимальный

уровень 3 - 20% Оптимальный

уровень 3 - 20%

Достаточный уровень 3 - 20% Достаточный уровень 3 - 20%

Критический уровень 9 - 60% Критический уровень 9 - 60%

Исходя из обработанных данных можно сделать вывод, что педагогами ДОО достаточно объективно были определены уровни профессиональной компетенции (сопоставление результатов самооценки и экспертной оценки). Можно сделать вывод, что в основном превалирует достаточный уровень профессиональных компетенций. Таким образом, выделены проблемные аспекты:

• педагогическим кадрам ДОО требуется повышение всех видов профессиональной педагогической компетенции

Решение данной проблемы составляет цель нашего проекта.

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО»

Обоснование темы проекта (актуальность проблемы).

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.

Диагностический этап является важным в работе над исследовательским проектом, от организации контрольно-аналитической деятельности зависит и качество реализации проекта и своевременная правильная коррекция.

Анализ исходной ситуации.

На сегодняшний день, в данном ДОО работают педагоги с различным профессиональным, квалификационным, образовательным уровнями.

Укомплектованность педагогическими кадрами на 88%. Среди сотрудников есть молодые педагоги, которые не обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности, есть и педагоги, которые давно работают в системе образования, но тем не менее у которых есть затруднения в формировании определенной компетентности.

Решение данной проблемы определяет актуальность цели нашего проекта.

Таблица 4

Сроки реализации проекта 2014-2016 гг.

Основания для реализации проекта Конвенция о правах ребенка

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г.

№ 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

Научно-методический основы проекта Системный, компетентностный, дифференцированный, мотивационный подход к управлению развития профессиональной компетентности педагогов ДОО, рефлексивный подход к моделированию профессиональной компетентности педагога, личностный подход в формировании профессиональной компетенции

Цель проекта Определение содержания и средств развития рефлексивной компетенции и в сфере информационно-коммуникативной компетенции

Продолжение таблицы 4

Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности : управленческий.

По содержанию: психолого-педагогический.

Участники проекта : педагогический коллектив ДОО.

По времени проведения: продолжительный (учебный год).

По характеру контактов: в рамках ДОО.

Ожидаемые результаты проекта Наличие значимой положительной динамики уровня профессиональной компетентности педагога

Высокий уровень продуктивности профессионально-педагогической деятельности педагога

Этапы реализации проекта 1 этап — подготовительный 2014 г.

2 этап — формирующий 2015 г.

3 этап — результативно-оценивающий 2016 г.

Порядок мониторинга хода и реализации результатов проекта

Входной, текущий, итоговый мониторинг

Рефлексия Заключительная оценка профессиональной компетентности педагога.

Этапы реализации проекта :

1 этап – Подготовительный (2014 г.)

Задачи:

1. Разработка модели управления профессиональным развитием педагогического коллектива.

2. Анализ профессиональной среды и уровня педагогической деятельности.

3. Разработка системы мониторинга профессионально-личностного развития педагога и педагогического коллектива.

2 этап – Формирующий (2015 г.)

Задачи:

1. Организация обучающих семинаров для педагогов ДОО.

2. Организация работы координационного совета для оказания методической помощи педагогам.

3. Организация презентации проектов.

4. Мониторинг профессионально-личностного развития педагога и педагогического коллектива.

5. Мониторинг качества педагогической деятельности.

3 этап – Результативно-оценочный (2016 г.)

Задачи:

1. Анализ уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов и педагогического коллектива в целом.

2. Анализ мотивационно-ценностной среды педагогического коллектива.

3. Планирование дальнейшей работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Направления деятельности подготовительного этапа:

1. Разработка модели управления профессиональным развитием педагогического коллектива

2. Создание нормативно-правовой базы координационного совета ДОО по реализации данного проекта.

3. Разработка оценочных критериев профессиональной среды и уровня развития педагогической деятельности.

4. Разработка оценочных критериев профессионально-личностногоо развития педагогического коллектива ДОО.

5. Распределение педагогов поп группам, организованных в соответствии с целью развития профессиональной компетентности.

6. Разработка перспективных планов методического сопровождения для каждой группы роста профессиональной компетентности.

Направления деятельности формирующего этапа:

1. Внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта.

2. Повышение квалификации педагогов.

3. 100% охват педагогов курсами повышения квалификации.

4. Формирование творческих микро-групп.

5. Создание условий для участия педагогов в управлении инновационным процессом в системе воспитательно-образовательного процесса.

6. Организация проблемных семинаров

7. Проведение мастер-классов.

8. Использование педагогических мастерских, наставничества, организация работы в паре.

9. Презентации проектов с использованием ИКТ по проблемным аспектам повышения профессиональной компетентности.

10. Создание мультимедийных презентаций.

11. Увеличение количества педагогов в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.

12. Индивидуальные опросы педагогов в определении трудностей.

13. Индивидуальные консультации, собеседования.

14. Организация целенаправленного самообразования.

15. Оснащение ДОО Оргтехническими средствами (приобретение компьютеров, мультимедийного проектора, экрана, копировальной техники)

Направление деятельности результативно-оценочного этапа

1. Контрольный мониторинг по проблеме сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОО.

2. Контрольный мониторинг по проблеме мотивационно-ценностной среды педагогического коллектива ДОО.

3. Обработка данных мониторинга.

4. Анализ результатов реализации данного проекта.

5. Определение и целей и задач, а также планирование по дальнейшему повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО.

В ходе реализации проекта возможны корректировки в кадровом составе, в плане реализации проекта.

Критерии эффективности проекта :

• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в области дошкольного образования.

• Знание психологических и психофизиологических познавательных процессов дошкольников.

• Овладение приемами эффективного общения.

• Овладение управленческими технологиями.

• Повышение компетентности в инновационных процессах ДОО.

• Практическое овладение умением обобщения своего педагогического опыта.

• Овладение ИК-технологиями.

• Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

• Сотрудничество педагогов и воспитанников на партнерских условиях.

• Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка. Поддержка образовательных инициатив семьи.

• Появление командного стиля в работе.

• Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение профессиональной компетентности педагога – это наличие качественных изменений (позитивных, прогрессивных и негативных) в психическом развитии педагога.

Предложенный проект повышения профессиональной компетентности педагога ДОО отличается цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога.

Сказать, что, реализуя проект по повышению профессиональной компетентности педагогов, мы решим все вопросы, конечно, нельзя. Проблем много.

И в заключении еще одна истина: "В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по разному" (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени". Задача руководителя и методической службы ДОО - создать условия для успешного решения этой задачи.

Публикации по теме:

Анкета для родителей логопедической группы (оценка качества образования) Анкета для родителей «Изучения удовлетворенности родителей работой педагогов логопедической группы» Уважаемые родители, ваши дети посещают.

Информационные технологии в системе мониторинга качества образования в ДОУ Тема: Информационные технологии в системе мониторинга качества образования в ДОУ МДОУ д\с №5 «Тополёк» Учитель-логопед Злобина А. А..

Интеграция — один из путей достижения качества дошкольного образования Организация образовательного процесса в детском саду опирается на умения воспитателя осуществлять последовательно все режимные моменты и.

Мониторинг качества знаний по литературе 6 классе (декабрь) Тестовое задание. . 2 вариант Часть 1.(7б) выбери правильный ответ 1б. 1. Назовите годы жизни Ф. И. Тютчева. А) 1803-1873 Б)1766-1824 В)1768-1825 2. Что такое.

Мониторинг оценки качества освоения детьми образовательной программы Мониторинг оценки качества освоения детьми образовательной программы На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным.

Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Слайд В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Отчет музыкального руководителя «Мониторинг качества образовательного процесса» Отчет музыкального руководителя: «Мониторинг качества образовательного процесса». В 2014-2015 учебном году музыкальное воспитание в МАДОУ.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального.

Социальное партнёрство — интегративный показатель качества дошкольного образования в ДОУ В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения является одной из важных. Родители и педагоги как никогда раньше.

Взаимодействие инструктора по физкультуре с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУВзаимодействие инструктора по физкультуре с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУ Одним из направлений работы МКДОУ "Детский сад № 18 "Ромашка" г. Шадринска по формированию навыков здорового образа жизни является воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управленческий проект «Внутренний мониторинг качества образования в условиях доо»
Опубликовано: 8 июня 2016 в 11:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Управленческий проект «Внутренний мониторинг качества образования в условиях доо»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пятаева (УИ 36420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД