Папки-передвижки

Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза

Наталья Лыжина
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы

Игры на базе речевых звуков

Выдели слово

Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.

Публикация «Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза» размещена в разделах

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки,

а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

«Закончи строчку».

Логопед предлагает ребенку (детям) дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его из слов, близких по звуковому составу. (В качестве опоры используются картинки).

Я тебе задачу дам –

Все расставить по местам:

Что скатали мы зимой? (ком)

Что построили с тобой? (дом)

На крючок в реке попал? (сом)

Может всё, хоть ростом мал? (гном)

Я еще задачу дам

Все расставить по местам:

Вот печать на простыне -. (метка).

Зеленеет на окне -. (ветка).

Воллейбольная висит - … (сетка).

Канарейка в ней сидит -. (клетка).

Я опять задачу дам

Все расставить по местам:

Что стащил игривый кот? (моток)

Детям мамочка плетет? (венок)

С гор спускается, течет? (поток)

Что за скользкий, ровный лед? (каток)

Значение слов метка, сетка, моток, поток уточняется в начале предложения.

«Рифмовки».

Логопед предлагает послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу подходящим по смыслу словом.

Отругала мама зайку:

-Не надел под свитер гайку (майку).

Хоть бела, но маловата

Небольшая наша вата (хата).

Много снега во дворе –

Едут танки по горе (санки).

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей дудке (будке).

Пес Барбос совсем не глуп,

Но не хочет рыбный дуб (суп).

Посмотрите в воду сами -

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный дом (сом).

Не случайно у сестрички

С фантиками две косички (бантиками).

«Какой звук лишний

в слове?»

Говорит Володя Коле,

Стройку получил я в школе

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие крошки.

Вадик спит и видит слон

Что летит в ракете он.

«Узнай слово».

В названии каждого предмета есть свои звуки, если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово: зайка, дайка, зуйка; туколка, куколка, муколка; тапочки, дапочки; веник, беник; диван, дыван, дибаи; утюг, мутюг, витюг.

«Четвертый лишний»

Из четырех слов, четко, произносимых взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

Ком - ком - кот- ком,

Канава- канава – какао – канава,

Утенок - утенок- утенок- котенок,

Будка - буква- будка – будка,

Винт - винт - винт – бинт,

Минутка - монета - минутка - минута.

Мой письменный стол

Цель: развитие фонематического восприятия

Оборудование: макет письменного стола с выдвинутыми ящиками –кармашками, в которые можно класть картинки размером 5х5 см.

Ход игры:

Логопед сообщает, что собирается навести порядок в ящиках письменного стола, поместив туда только те предметы, в названиях которых есть звук Р: тетрадь, карандаши, краски и т. д. Можно усложнить задание, предложив ребенку положить в верхний ящик стола предметы, в названиях которых есть звук Р, а в нижний –звук Л.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по определению места звука в слове «Вагончики, домики»Дидактическая игра по определению места звука в слове «Вагончики, домики» Цель: Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Понадобятся силуэты домиков или вагончиков с тремя окошечками, лист.

Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха Назови и отгадай Цель: закрепить правильное произношение звука [ З] в словах, определять его наличие в слове Материал: картинки с изображениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 12:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лыжина (УИ 126764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД