Наталья Лыжина
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
I этап работы-подготовительный
Дети с ЗПР затрудняются в определении основных признаков предметов, выполнении заданий, требующих расположения предметов в ряд в направлении слева направо, выделения элементов ряда по определенному признаку (цвет, форма, величина) и т. п.
Подобные затруднения становятся препятствием при обучении детей грамоте общепринятым аналитико-синтетическим методом.
Публикация «Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например выделение звука в начале и конце слова, определение количества звуков. И дети допускают здесь многочисленные ошибки.
В связи с этим необходимо усилить подготовку дошкольников с ЗПР к звуковому анализу. Форма подготовки — разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда. Упражнения по ознакомлению детей с цветом, формой и величиной могут быть включены в занятия в виде игры с использованием программных художественных произведений и дидактического материала.
Тема «Предметный ряд»
Игра «Репка» (по мотивам русской народной сказки).
Цель игры — уточнение представлений детей о составе ряда. Ознакомление со словами: ряд, место, начало, середина, конец ряда; слева, справа, впереди, позади, сбоку, рядом, последний, первый.
Материал и оборудование: фигурки настольного театра по сказке «Репка», решетка в виде прямоугольной пластмассовой пластины с шестью отверстиями — местами для персонажей сказки.
Ход игры. Педагог предлагает детям помочь деду вытянуть большую-пребольшую репку. Слова сказки сопровождаются действиями с фигурками из настольного театра: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку тянуть (логопед выставляет на решетку фигурку деда справа от репки). Позвал дед бабку (ставит фигурку бабки к репке с противоположной стороны от деда). Дедка — за репку. Бабка — за репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут». С участием детей, которые вспоминают слова знакомой сказки, логопед восстанавливает ряд по линии: репка, дедка, бабка. Затем продолжает: «Позвала бабка внучку. Дедка — за репку. Бабка — за дедку. Внучка—за репку». И снова «ошибается» : ставит внучку не по линии в ряд, а с другой стороны репки. «Тянут, потянут, вытянут! не могут». Дети "опять помогают поставить внучку на место в ряд.
— Где ее место? — спрашивает педагог. — Позади бабки?
— Да, позади бабки, за бабкой,
В такой же игровой форме помещаются на свои места на решетке в полном соответствии с содержанием сказки и Жучка, и кошка. «Мышка сразу находит свое место, — говорит педагог. — Она бежит прямо вдоль ряда и встает последняя. Вот здесь (жестом указывает направление движения мышки и ее место в ряду). За мышкой уже никого нет. Здесь конец ряда. Все вместе помогли деду вытащить репку».
Затем педагог убирает фигурки и просит детей вспомнить, в каком порядке они стояли за дедом. Жестом указывая на обозначенное место, спрашивает: «Чье это место? Кто здесь стоял самый первый? Кто был последним? Кто стоял в начале ряда? Где начало ряда? Ближе к правой руке или ближе к левой?» И т. д.
Дети могут реагировать нa задание жестом, взглядом, но одобрения, конечно, заслуживают тe, которые начинают сами использовать слова «ряд», «в ряд», «в начале», «слева», «место», «последняя», «первый».
Упражнения по восстановлению предметного ряда по сказке «Репка» могут быть неоднократно повторены на занятии и вне занятия с целью закрепления представлений детей.
Игра «Кто ушел и пришел?».
Цель игры — наблюдение изменений в составе ряда. Уточнение и закрепление значений слов: место, ряд.
Материал и оборудование: фигурки настольного театра по сказке «Репка»; решетка.
Ход игры. Дети с помощью педагога восстанавливают предметный ряд сказки «Репка». Стараются хорошо запомнить, кто на каком месте стоит. После этого закрывают глаза, а педагог прячет любую фигурку из ряда (кроме деда). Затем предлагает посмотреть на ряд и сказать, кто ушел. Задает вопросы:
— Кто стоял между бабкой и Жучкой?
— Внучка.
— Где внучка?
— Она ушла.
— А что осталось свободное?
— Место.
— Пришла внучка. Встала на свое место. Нет пустого места.
Игра продолжается. Дети наблюдают изменения, происходящие в ряду при исчезновении каждой фигурки и при восстановлении ряда. Повторяют и запоминают слова «ряд», «место».
Закрепление действий по составлению детьми ряда лучше всего проводить на предметном дидактическом материале, рекомендованном для занятий по счету. Составляется ряд из трех различных игрушек — так легче обозначить его начало, середину и конец.
Упражнения по составлению ряда проводятся в игровой форме, также с фигурками из сказки «Репка» : дед дает задание трем персонажам стать в ряд в строгом порядке: Жучка — в начале ряда, внучка — в середине, кошка — в конце.
Логопед предлагает ответить на вопросы: «Где стоит Жучка? кошка? внучка?» После этого дети внимательно слушают задания и выполняют их.
Задания могут быть индивидуальные (составить ряд из любых трех персонажей сказки «Репка», ответить на вопросы о местонахождении в ряду каждого персонажа) и для группы детей (при наличии достаточного количества дидактического материала).
Тема «Ряд по величине»
Игра «День рождения»
(по мотивам сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»).
Цель игры — уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом- термином «величина».
Материал и оборудование: фигурки из настольного театра по сказке «Три медведя», наборы игрушек или картинки с изображением однородных предметов, разных по величине.
Ход игры. Педагог сообщает детям, что у Машеньки сегодня день рождения (показывает фигурку девочки). К ней в гости пришли медведи: один большой, другой поменьше, третий маленький (педагог поочередно вводит в игру фигурки разных по величине медведей). Затем обращается к детям: «Вы их знаете, ребята? Правильно, большой медведь — это отец Михаил Иванович, поменьше, средняя по величине, — мать-медведица Настасья Петровна. Маленький медвежонок Мишутка — их сынок. Медведи принесли Машеньке подарки: цветы, ягоды и грибы». Педагог выкладывает перед фигуркой девочки три цветка, разных по величине (картинки, и спрашивает: «Угадаешь ли ты, Машенька, кто какой цветок тебе принес? Давайте, ребята, и мы подумаем вместе с Машей, кто какой цветок принес ей в подарок».
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки: «Все цветы красивые, по цвету одинаковые — красные. Только один красный цветок большой. Другой красный цветок поменьше. Он средний. Третий красный цветок еще меньше. Он маленький. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И медведи тоже разные по величине: Михаил Иванович большой, Настасья Петровна средняя, Мишутка маленький. Догадалась Машенька: большой цветок принес медведь-отец. Он самый большой и сильный. А вы, ребята, догадайтесь, кто подарил Маше маленький цветок, а кто — средний? Средний немного поменьше большого цветка и немного побольше маленького».
Сравнение цветков по величине, соотнесение их с фигурками из сказки «Три медведя», тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.
Педагог ставит медведей по линии в ряд, а дети раскладывают около каждой фигурки предметы: большого размера — возле Михаила Ивановича, среднего — около-Настасьи Петровны, маленького — около Мишутки. Таким образом они определяют, кто какие подарки принес для Маши.
Игра «Лесной магазин».
Цель игры — упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине. Закрепление слов, обозначающих величину. Уточнение содержания слова-термина «величина».
Материал и оборудование: предметные картинки к игре «Три медведя».
Ход игры. Открывается лесной магазин, и дети рассматривают выставленные здесь (в виде картинок) стулья, корзины, чашки, ложки, кувшины, миски, сачки, расположенные по три в ряд.
«Что хотите, то берите и медведям подарите,— предлагает педагог, — только не ошибитесь, вручая подарки. Михаилу Ивановичу дайте большой по величине предмет, Настасье Петровне — поменьше, средний, а Мишутке — маленький».
Дети выбирают в магазине подарки (по три картинки с изображением однородных предметов, располагают их в ряд около себя, а затем подкладывают их к фигуркам медведей, соотнося размеры предметов с величиной зверей.
Если ребенок затрудняется, педагог предлагает ему помочь. Называя предмет, он жестом очерчивает его основные контуры: «Вот какой большой сачок! А теперь вместе нарисуем в воздухе сачок поменьше, средний. И еще совсем маленький».
Постепенно ребенок сам начинает понимать суть задания по узнаванию, выбору и соотнесению предметов по величине.
Тема «Ряд по форме»
Игра «Прятки» (по мотивам сказки «Колобок»)
Цель игры — уточнение представлений детей о форме предметов. Ознакомление со словами, обозначающими форму предмета, и словом - термином «форма».
Материал и оборудование: фигурки зверей и колобка; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, изображенные на картоне, фанере или ватмане размером 6X6 см.
Ход игры. Педагог сообщает название игры и начинает ее словами сказки: «Катится колобок по дорожке (показывает). Навстречу ему заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем». — «Не ешь меня, косой. Давай лучше поиграем в прятки. Я буду прятаться, а ты меня искать». Отвернулся заяц и начал считать до пяти. Давайте и мы посчитаем до пяти».
Пока все считают, колобок прячется за любым изображением геометрической фигуры.
«Повернулся заяц, — продолжает педагог, — не видит колобка. Начал его искать: смотрит под столом, под стулом, на шкафу. Нигде не видит колобка. И побежал заяц своей дорогой в лес. А вы, ребята, знаете, где колобок? Кто покажет? Как называется эта фигура? Правильно, Саша. Это круг. И колобок сразу появился перед нами. Он выкатился из-за круга».
Игра продолжается. Колобку встречаются по- очередно волк, медведь и лиса. Со всеми он договаривается играть в прятки и каждый раз прячется за изображением другой геометрической фигуры. Не найдя колобка, звери убегают в лес, а дети показывают, где находится колобок, вспоминают слово, обозначающее название фигуры, отвечают на вопрос: «Как называется эта фигура?»
Если ребенок затрудняется в произношении названия фигуры, можно предложить ему показать картинку с ее изображением. Обследуемая фигура сравнивается с другой, контрастной: круг и квадрат; овал и прямоугольник; треугольник и овал.
Для закрепления знаний детей проводится упражнение «Ряд по форме» (составление рядов из трех разных геометрических фигур). В качестве материала используются мозаика геометрической формы, желательно одноцветная, картинки с изображением геометрических фигур.