Южанина София
Упражнения по развитию речевого дыхания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /
Выполнила: учитель-логопед
Южанина София Анатольевна
Упражнения по развитию речевого дыхания.
[/b]
Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Публикация «Упражнения по развитию речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, выработка темпа и ритма физиологического дыхания, дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания. Развивать длительность направленной воздушной струи, а также силу выдоха, автоматизация изолированного звука.
«ЧАСИКИ» Часики вперёд идут, за собою нас ведут.
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.
«ТРУБАЧ» Я трублю, трублю, трублю и очень музыку люблю.
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко
произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.
«ПЕТУХ» Крыльями взмахнул петух. Всех разбудил нас он вдруг.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем
хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре- ку».
Повторить 5—6 раз.
«КАША КИПИТ» Мы на завтраке сидим. Кашу пшённую едим.
Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот вдох,
выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф».
Повторить 3—4 раза.
«ПАРОВОЗИК» Солнышко светит, облака плывут, паровозик едет : «чух-чух-чух-чух-чух».
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая
«чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.
«ТУРНИК» На турнике я подтянусь. И вот теперь собой горжусь.
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф».
Повторить 3—4 раза.
«НАСОС» Накачаем мы воды. Чтобы поливать цветы.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в
сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко
произносить «с-с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.
«РЕГУЛИРОВЩИК» Верный путь он нам покажет. Повороты все укажет.
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая
отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время
удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.
«МЯЧ» Мой веселый звонкий мяч. Ты куда помчался вскачь?
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнося,
выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.
«РАСТУ» Вырасти хочу скорей. Добро делать для людей.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться,
подняться на носки-вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню
выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.
«ЛЫЖНИК» На лыжах я катаюсь. Здоровым быть стараюсь.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить
«м-м-м-м-м».
«МАЯТНИК» Влево - право, влево – вправо. И опять начнём сначала.
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне
нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох,
произносить «т-у-у-у-х-х». Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.
«ГУСИ» Гуси высоко летят. На детей они глядят.
Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох,
руки вниз—выдох, произносить «г-у-у-у-у».
«СЕМАФОР» Семафор – самый главный на дороге. Не бывает с ним тревоги.
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно
опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с».
Повторить 3—4 раза.
«ШАГОМ МАРШ» Я шагаю, я шагаю. И шаги свои считаю.
Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2
шага—вдох, на 6, 8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».
Повторять в течение 1,5 минуты.
«ЗВУКОВАЯ ДОРОЖКА»
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку, а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.
Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (в течение 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (3-6 секунд). В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки у, о, и, э. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку тянуть и некоторые согласные звуки, например с, з, ш, ж, щ, л и р.
Эти дыхательные упражнения выполняются в первой половине дня.
Дыхательную гимнастику лучше проводить на воздухе во время прогулки.
Всем успехов!