Ирина Гурова
Игры и упражнения для развития речевого дыхания осенью. Пособия из ниток (пряжи) и картона
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию несколько осенних игр для формирования речевого дыхания у детей.
Всем известно, что развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на ребёнка с ОВЗ, независимо от вида имеющихся у них нарушений.
Целью формирования речевого дыхания является выработка длинного выдоха, развитие умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Хорошо поставленное речевое дыхание является основой для формирования звукопроизношения.
Публикация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания осенью, Пособия из ниток (пряжи) и картона» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Осень. Игры, дидактические пособия
- Осень. Материалы для воспитателей
- Поделки из картона и пряжи
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2021
Перед каждым упражнением важно напоминать детям, что воздух нужно набирать носом, не поднимая плеч. Для контроля можно положить ладошку на диафрагму. Выдох должен быть длительным и плавным. Щёки не надуваются.
Не нужно повторять одно и тоже дыхательное движение более 4-5 раз, так как это может привести к головокружению.
Материал игр и упражнений изготовлен из ниток (пряжи) и картона. Также использовался цветной скотч. Из картона нужно вырезать силуэтное изображение, обклеить скотчем и обмотать нитками соответствующего цвета. Листочки деревьев связаны крючком.
«Дождевая тучка и ветерок»
Ребёнку предлагается взять тучку в руку и подуть на капельки, чтобы показать, как они летают в воздухе. Можно поиграть и по-другому: поместить все три капельки на саму тучку и показать, как ветерок сдувает их с неё. Тучку в этом случае нужно держать плоскостью вверх (как тарелочку).
Кружит тучка.
Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат.
Г. Новицкая
«Листопад»
Для этой игры понадобятся разноцветные деревья из картона и пряжи и связанные крючком красные, жёлтые, оранжевые и зелёные листья.
Количество деревьев можно варьировать, но если возможности ребёнка позволяют, то лучше использовать сразу все четыре. Игра также способствует закреплению знаний цвета, развитию пальчиковой моторики.
Вначале ребёнку предлагается разложить листочки на каждом дереве по цвету, назвать цвет листьев и деревьев.
После этого переходим к дыхательным упражнениям – предлагаем ребёнку сдуть листочки с каждого дерева. Игра проходит очень весело, так как получается настоящий листопад!
Осенний клад
Падают с ветки жёлтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
И. Пивоварова
А ещё можно предложить сдуть листочек с «пенёчка».
«Листья в луже»
В игре используются вязаные листочки и лужа из картона и ниток. Взрослый размещает на поверхности лужи несколько листочков, а ребёнок «ветерок» затем сдувает их.
Также мы использовали вариант, когда листочки падали с дерева (с осеннего топиария) в лужу, а затем, уже ветерок сдувал их с лужи.
***
Лужа мокрая скучала.
Было грустно ей сначала.
Хоть лежала на пути,
Все старались обойти!
А одной-то, если честно,
Мокрой быть неинтересно!
(отрывок из стихотворения И. Гуриной)
«Осенние листья»
Эти листья-моталочки позволяют закрепить названия деревьев (клён, липа, осина, дуб, тополь, берёза, ива, а также поупражняться в образовании относительных прилагательных (кленовый, осиновый, липовый, дубовый, ивовый, берёзовый, тополиный).
Дети берут листок за черешок и выполняют дыхательное упражнение, в результате чего «листочек колышится на ветру».
***
Яркими красками листья сверкают-
Ветер подует – они облетают…
Будто бы бабочки, листья порхают,
Кружатся в небе, летают, летают
Пестрым ковром на землю ложатся
Они под ногами у нас шелестят –
Об осени скорой всем говорят
Д. Герасимова
Правильное дыхание имеет очень важное значение не только для формирования речевых умений, но и для оздоровления организма ребёнка.