Елена Петровна Черемных
Урок чтения в 3 классе. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).
Цели урока :
1) Образовательные:
Ознакомить детей с творчеством М. М. Пришвина, прививать любовь к природе, к животным;
Формирование представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих понятиях;
2) Воспитательные :
Публикация «Урок чтения в 3 классе, М, Пришвин „Моя Родина“ (из воспоминаний)» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Пришвин М. М.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Показать Землю как общий дом всех людей и всех животных существ, живущих рядом с человеком; вызывать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома;
3) Развивающие:
Создать условия для развития познавательного интереса к окружающему миру путём привлечения занимательного материала;
Развивать умение оценки и самооценки;
Создать условия для развития творческих способностей обучающихся;
Создать условия для развития логического мышления, воображения, восприятия, речи.
Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи.
Учебные материалы:
• Учебник чтения 3 кл. Л. Ф, Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, рабочая тетрадь по чтению М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская, компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветные карандаши, краски, фломастеры, листы формата А2.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня урок чтения мы начнем с проверки домашнего задания, но не совсем обычным образом.
Ответив на вопросы по пройденному материалу, в центре вы увидите фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся сегодня на уроке. Итак, приступим (слайд 1).
К
У С
Ч М П Л
Е Б А Р О
П Р И Ш В И Н
А Е С А О Н
Ш М Е Р
К У Р О
А Х Н
А А
1) Как звали воробья из рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей»? (ПАШКА)
2) Из какого стихотворения эти строки С. А. Есенина:
«С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила»
(ЧЕРЕМУХА)
3) На что были похожи глазки воробья из стихотворения С. Черного «Воробей»? (БИСЕР)
4) Как звали девочку, которая принесла растрепанного воробья домой из рассказа К. Паустовского? (МАША)
5) О какой птице А. А. Блок написал: «На крыше покатой,
Так, с зимы и осталась лохматой»? (ВОРОНА)
6) Кто автор произведения «Слон»? (КУПРИН)
7) С помощью кого вылечилась маленькая девочка Надя из рассказа А. Куприна?
III. Сообщение темы, цели урока.
Назовите фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся сегодня на уроке. (Пришвин) (слайд 2).
Вспомните, какие произведения этого автора мы читали с вами на уроках? («Журка», «Луговка», «Изобретатель», «Ребята и утята», «Предательская колбаса», «Сват», «Филин», «Пиковая Дама», «Лимон», «Кот», «Ёж», «Золотой луч», «Разговор деревьев»).
рассказ о писателе М. М. Пришвине (Пришвин М. М. 1873-1954 гг.) .
(Михаил Михайлович Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. О своем детстве он рассказывает в романе Кащеева цепь. Жилось семье трудно мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в золотую страну Азию - его вернули обратно. Но затем из гимназии все-таки исключили. За революционную работу он отсидел год в тюрьме. Потом вынужден был уехать за границу.
В Лейпциге (Германия) Пришвин окончил Университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем.
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной : чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.
«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался. Перепелку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные». СЛАЙД 3
Очень часто в произведениях Пришвина (он называл их очерками) читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям.
Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их нюхательному аппарату:
«Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи!».
Особенно нравилась Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы,- в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода,- стал давно музеем. А книги его с удовольствием читают и сегодня.).
IV. Знакомство с новым материалом.
1) Чтение текста М. М. Пришвина «Моя Родина» (из воспоминаний) - читают хорошо читающие ученики.
2) Работа над текстом
О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Он вспоминает о том, как мама вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным.).
Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. (После чаю он уходил на охоту. Моя охота была и тогда и теперь в находках. Нужно было найти в природе такое, что я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.).
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, безродный). (Слайд 4).
Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? (ответы детей).
Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (ответы детей).
Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. А для нас Родиной является наш город Алдан. (слайд 5 КЛИП).
Казалось бы, очень красивый город. А почему его надо беречь и от кого его надо охранять? (Загрязнение атмосферного воздуха котельными и автотранспортом, горят леса, бытовые отходы, формируются стихийные свалки, мало контейнеров, стройки захламлены, выкидывают мусор). (Слайд 6 - 15).
V. Физкультминутка.
А сейчас мы с вами ненадолго отвлекёмся и немного отдохнем, сходим на прогулку в лес. (Слайд 16)
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно глубоко (ходьба с подниманием рук).
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем. (Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх).
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим (бег на носочках).
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим. (Слайд 17)
И брусника так душиста,
Что не лень нам наклониться (наклоны вперед).
Как много мы увидели
И речку и цветы,
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
VI. Первичное осмысление и закрепление материала.
Прочитайте обращение писателя к вам. Как он вас называет? («Мои молодые друзья!» дети читают два последних абзаца). Выразительное чтение «цепочкой».
(Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая лесная – место, где сосредоточены какие – нибудь природные ценности (места произрастания грибов, орехов, ягод). Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова).
Почему автор призывает нас охранять природу? (ответы детей).
Какая наука занимается отношениями растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде? (Экология)
Из каких частей состоит термин «экология» (эйкос-дом, логос–наука). Экология – сумма знаний, относящихся к природе. (Слайд 18)
Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Марс, Юпитер и т. д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды. Земля это общий чудесный дом для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений.
Почему М. М. Пришвин называет нас с вами хозяевами нашей природы?
(Только мы, люди, можем сами сохранять и призывать других охранять нашу природу). (Слайд 19)
Прочитайте последний абзац рассказа.
(Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину).
VII. Выполнение и защита информационных мини- проектов.
2013 год объявлен годом Охраны окружающей среды. И мы с вами сейчас создадим манифест в защиту природы (памяти Пришвина).
(Манифест – письменное обращение, воззвание, изложение каких – либо положений программного характера).
Последний абзац рассказа я разбила на несколько частей.
Будем работать по группам:
1) Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы (рисуют плакат в защиту водоемов).
2) В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы (плакат в защиту животных).
3) Рыбе - вода,
4) Птице - воздух,
5) Зверю – лес, степь, горы.
6) А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Время на выполнение работы ограничено. Поэтому рекомендую:
А) Распределить функции координатора, оформителей и выступающих с защитой проекта.
Б) По обоюдному согласию можно переходить из одной группы в другую.
(Учащиеся выполняют задания).
- Переходим к защите проектов. (Слайд 20)
Группы поочередно выступают с защитой своих мини – проектов.
-Все вы большие умницы!
Вы замечательно потрудились и раскрыли свои таланты и способности. Думаю, что все присутствующие согласятся со мной.
VIII. Домашнее задание.
-К сожалению, наш урок подошел к концу. Продолжая начатую работу, дома вы можете:
•Продумать свои предложения о том какой вклад мы с вами можем внести (или уже внесли) в дело охраны окружающей среды нашего города. Свои предложения вы занесете в свою рабочую тетрадь по чтению. А мы поделимся этими предложениями с другими учениками на следующем уроке.
IX. Подведение итогов.
Подводя итог нашего урока, я прошу каждого из вас продолжить фразу:
«Сегодня на уроке я узнал.»
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель выдает каждой группе жетоны с надписями (за внимательность, за правильный ответ.).
Большое спасибо за работу!