Получи документы

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан»

Ковалева Виктория Владимировна
Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Е. И. Чарушин «Кабан». Цели:

Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица и от лица автора.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе, Е, Чарушин „Кабан“» размещена в разделах

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация к произведению Е. И. Чарушина, выставка его книг, проект «В мире природы»

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята! Прозвенел звонок. Начинается урок.

Сегодня в школе день открытых дверей. У нас в классе много гостей. Повернитесь, поприветствуйте их.

Давайте настроимся на работу. Встаньте ровно, повторяйте за мной.

На фоне музыки Шопена

Я в любимой школе. У нас урок литературного чтения. Я учусь и радуюсь этому. Внимание моё растёт, голова мыслит ясно. Я, как разведчик всё замечу. Я готов к уроку.

Спасибо. Садитесь.

Положите перед собой лист самооценки. Оцените готовность к уроку : как вы выполнили домашнее задание, какое вы приняли участие в учебном проекте.

Я хочу начать урок со слов одного французского писателя Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Согласны вы с высказыванием? Люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.

Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока? Новые знания, получить хорошую оценку.

Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? Внимание, сообразительность, активность, огромный интерес к новому произведению.

А сейчас я: «Вызываю вас … на мысль»

2. Актуализация изученного материала.

Ребята, с произведениями какого раздела мы знакомимся на уроках? «Природа и мы»

У нас с вами есть всё для путешествия по этой замечательной стране. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять.

Стадия вызова. Приём ассоциаций

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово природа?

(Красота, животные, растения, отдых, вода, солнце, воздух)

Что такое природа? Это то, что нас окружает

Видео «Сохраним природу»

Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.

3. Проверка домашнего задания

Учитель. Давайте вспомним, какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Выскочка» М. Пришвин). Теперь проверим, как вы внимательно прочитали рассказ.

О ком этот рассказ? О животных: о собаке и сороках

Внимание, вопросы.

1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка

2. Откуда приехала Вьюшка?

А) с р. Енисея Б) с р. Бии В) с оз. Байкал

3. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина

4. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»

5. Как выглядела Вьюшка?

А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок

Б) ушки, как рожки, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок

В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок

6. Какая трава росла во дворе?

А) майник Б) мурава В) медуница

7. В какое время года происходят действия А) ранняя весна Б) зимний денёк В) поздняя осень

8. Сколько сорок было в сорочьей семье?

А) семь Б) шесть В) пять

9. Нет в сорочьем быту большего сраму…как А) как лишиться семьи Б) как остаться одной В) как лишиться хвоста.

Учитель: Молодцы. Оцените свою активность на уроке. (Лист самооценки)

Учитель. Внимание на экран. Речевая разминка. Для чего мы её проводим?

4. Речевая разминка.

-Прочитайте про себя.

Прочитайте скороговорки медленно, затем убыстряя темп.

Прочитайте с интонацией восхищения

Прочитайте с вопросительной интонацией

-Прочитайте очень быстро в темпе скороговорки

5. Самоопределение к деятельности.

Давайте вместе прочитаем высказывание «Входи в мир природы. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя Родиной» Кому посвящены эти строки? (Эти строки посвящены нам – взрослым и детям) Кто автор этих строк вы поймёте, когда выполните задание. Фамилию автора, чьи это строки, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия?

YNЧQWАRРSУUШYVИZН (Чарушин)

Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.

Учитель. Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого прочитайте слова из заглавных букв, написанных на доске. ( На доске написаны слова:(Слайд 8).

Клетка,

Акварель,

Быстро,

Акулька,

Ноздри.)

Учитель. Как называется это произведение?

Дети. Произведение Чарушина Е. И. называется «Кабан».

Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?

6. Тема нашего урока : «Евгений Иванович Чарушини "Кабан.

Учитель. Работая в парах, определите цель урока. У вас на партах лежат листочки. Прочитайте и выберите главное.

Итак, сегодня на уроке будем знакомиться с автором литературного произведения, с новым произведением, читать и понимать прочитанное, высказывать и доказывать собственное мнение, развивать внимание, память, мышление.

Работа по теме урока :

1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя

У нас будет работать группа экспертов. Они подготовили к уроку проект. Слово руководителю проекта - Рыбаковой Милане

Мы с ребятами назвали свою команду «Зверята» и решили представить проект «В мире природы» (говорит о содержании)

Руководитель проекта: Ребята, давайте расскажем интересные факты из жизни и творчества писателя

Сообщения учащихся о Чарушине

1. Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей.

2. Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

3. Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости» - каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Волгу, держась за коровий хвост.

4. Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

5. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котёнка» рыси и других малышей. И в каждом уже «угадывается взрослый зверь».

6. Евгений Иванович очень одарё нный человек: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

7. Куранова

- Какое сообщение вызвало улыбку?

Учитель: Встретилось незнакомое слово - анималист. Что означает это слово? Художник, рисующих животных

- Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы?

(На улице, в лесу, в цирке, в зоопарке, в зоосаде)

2) Словарная работа

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Чарушина «Кабан». Можем мы с вами по названию рассказа определить, о ком пойдёт речь?

Чтобы его содержание вам было понятно, поработаем над словами.

Вспомните, что такое синонимы. Подберите синонимы к словам

Студень - холодец, желе

баловство - озорство

запер - закрыл

загородка - забор, изгородь

стегает-хлещет, ударяет

Вспомните, что такое антоним. Подберите антоним к слову

Начальник – подчинённый

Объясните значение слова зоосад, подберите синоним зоопарк, зверинец

Физкультминутка

В зоосаде жили звери

Делали зарядку Обратить внимание на доску «Зоосад»

И поэтому здоровье

У зверей в порядке.

Приглашаю всех ребят

Поддержать этих зверят.

Звучит музыка «Ёлочка»

Продолжение работы по теме. Знакомство с рассказом «Кабан»

Откройте учебник стр. 96

Начинаем читать.

Вопросы по содержанию:

1) Что мы прочитали? Рассказ.

О чём повествуется в рассказе? Повествуется об определённых событиях из жизни героя. Писателю важно показать, как герой относится к событиям, какие поступки совершает. Так постепенно вместе с развитием событий раскрывается характер героя, его мысли, чувства.

2) Можем ли мы назвать этот рассказ весёлым? Да. Автор с юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё происходящее с ним.

3) Каких животных описывает автор в своём рассказе? Прочитайте про оленя.

Кто живёт в общей загородке? Журавли

4) Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

А вы знаете, кто такой кабан?

Руководитель проекта: Да. Мы с ребятами провели мини - исследование «Кабан – свирепый ли зверь?

Выступление ребят

Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора.

С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте Интересно! Ничего не вижу!

Как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей?

Его эмоциональное состояние?

Всё из рук попадало!

Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

Прощай, моя акварель!

Какие чувства он испытывает?

Делать что-то надо!

Что он решает? Зачитайте его действия.

Как себя чувствует в это время автор?

Вспотел со страху!

Что происходит в самый кульминационный момент?

Состояние автора?

Чуть не слетел!

Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент? Маленький парнишка

Как повели себя кабаны? “Простыми свиньями побежали в свой хлев”

Чем заканчивается история? Зачитайте.

Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например, марал Серёжка?

Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.

Почему автор так их испугался?

(Видимо Чарушин знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.)

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, рисунок на доске. Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

Как вы думаете, с каким чувством автор вспоминает эту историю?

(с добродушно - насмешливым, с юмором)

- О какой черте характера говорит этот поступок? (О трусости).

- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал).

- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Автор смог умело уйти от опасности, сохранив при этом свою безопасность и безопасность окружающих.

Работа с пословицами. Работа в парах

Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит

-Какой порок высмеивают пословицы? Страх, трусость

Подведение итогов.

-Над каким произведением мы работали на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Чему учит этот рассказ?

- Понравился ли вам урок?

Что полезного вы вынесли из этой истории?

(В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности.)

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

Выполним тест по рассказу Чарушина «Кабан» (работа на нетбуках в парах) и на доске. Проверка.

- Протяните правую руку, в ней знания, которые были у вас. Протяните левую руку, в ней знания, которые получили на уроке. Соедините руки - закрепите знания.

- Как интереснее было работать - в паре или самостоятельно.

Рефлексия (анкета) Выставление оценок

Домашнее задание

- Подготовить пересказ произведения.

- Подобрать загадки про животных.

- Подготовить сообщения о животных

Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан»
Опубликовано: 12 июля 2016 в 18:44
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан»» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Виктория Владимировна (УИ 292282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД