Ольга Тутукова
Урок литературного чтения. Л. Пантелеев «Две лягушки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ
«ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА Л. ПАНТЕЛЕЕВА
“ДВЕ ЛЯГУШКИ”»
«Не отступать и не сдаваться»
О. С Тутукова
МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 234.
Для учащихся 2-го класса, программа «УМК начальная школа 21- век»
Цели:
формирование читательской компетентности учащихся способствование осознанию себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
развитие умения аргументировать свою деятельность, выражать отношение к героям, событиям, языку произведения.
Планируемы результаты.
Предметные
Публикация «Урок литературного чтения, Л, Пантелеев „Две лягушки“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
продолжить знакомство с творчеством Л. Пантелеева;
проанализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения;
учащиеся научаться осознанно, читать с целью удовлетворения интереса, приобретение читательского опыта.
Метапредметные.
(познавательные УУД)
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию.
(коммуникативные УУД)
слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;
учувствовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
(регулятивные УУД)
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую информацию из текста;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые кор-рективы в исполнение.
(личностные УУД)
формировать мотивационную основу учебной деятельность, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
развитее этических чувств как регуляторов морального поведения;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: портрет Л. Пантелеева, учебник, раздаточный материал, АРМ.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Учитель приветствует и знакомится с детьми.
Музыка «Улыбка»
Учитель: Здравствуйте уважаемые члены жюри и пока еще незнакомые мне ученики второго класса. Меня зовут …. .Я приехала с Астраханской …. Самое доброе знакомство начинается с улыбки и выражения радости от встречи. Я очень рада встрече с вами. Давайте друг другу улыбнемся.
Мы друг другу повернулись
Мы друг другу улыбнулись
И улыбка без сомненья
Нам поднимет настроенье.
(слайд анимация улыбка)
П. Сообщение темы урока.
Ну- ка ты проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Учитель: Учебник, конверты с заданиями. У каждого из вас лежит маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подтянуться)
2. Работа по теме урока.
А сейчас, если вы справитесь с заданием, то узнаете кто будет главным героем нашего сегодняшнего урока?
Соедини название животного и его сказочное прозвище. (работа с таблицей).
(Проверка со слайда.)
Какое животное осталось без характеристики (Лягушка)
Вспомните, как Лягушку называют в литературных произведениях.
Где живёт лягушка?
-Кто же герой нашего сегодняшнего урока (Оцените)
-Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с новым произведением, где герои не одна, а…
. Давайте его прослушаем.
(Аудиозапись произведения) прослушать
Учитель: Интересно было слушать это произведение? Почему?
Если бы вы были авторами, как бы вы назвали данное произведение?
(ответы детей….)
Учитель: А автор назвал это произведение «Две лягушки»
(Высветить слайд с названием)
А кто ещё нас конкретно интересует в литературном произведении (автор)
Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев
Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг) – детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет.
Учитель: Работаем с маршрутным листом.
Какой жанр у данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный ответ. (проверим) (сказка)
I этап маршрутного листа.
Басня Сказка Рассказ
Обведи правильный ответ
Учитель: докажите что это сказка? Речевые обороты:
( Сдайд: жили были, герои думают, говорят, повторы)
Я хочу вам немного подсказать прежде чем задать следующий вопрос.
Учитель: у этой сказки есть автор. Значит эта сказка -авторская?
Учитель: В тексте нам встретились новые и малоупотребляемые слова. слова.
БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ
БАРАХТАТЬСЯ
БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ
БУЛТЫХАТЬСЯ
ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ
ЗАХЛЕБНУТЬСЯ
II этап маршрутного листа. (словарная работа)
1. Барахтаться неглубокая и неширокая траншея
2. Канава делать беспорядочные движения,
находясь в жидкости
3. Погреб Настойчивый, стойкий, непреклон-ный
4. Бултыхаться кладовая ниже уровня земли,
для хранения овощей и продуктов.
5. Упрямый
барахтаться, плескаться
Соедини слово с его значением
Слайд на доске. Оцените себя.
Тренажёр для глаз
Работа с учебником (страница ….)
- Работаем с учебником. Предлагаю прочитать сказку самостоятельно.
-Повторим правила самостоятельного чтения.
(1. Работать надо так,чтобы не мешать своим товарищам.
2. Тот. кто прочитал,может еще раз перечитать текст или подумать над заданием к тексту
Будьте внимательны, читаем все произведение сразу, у меня приготовлено много вопросов.
Учитель: найдите в тексте.
Что случилось однажды с лягушками (они попали в погреб)
Как они оказались в горшке с сметаной
Почему лягушки не смогли выбраться? (у горшка очень высокие стенки)
Какие они были по характеру? (сильная, веселая, трусиха, лентяйка, соня. Слайд)
Скажите как повлиял их характер на поведение в сложной ситуации? (ответы де-тей)
Ученики: Трусливая и ленивая лягушка не стала бороться за жизнь. А храбрая и упорная решила спасти себя.
Учитель: Прочитайте главную мысль прочитанной сказки?
Подобные ситуации бывают с людьми?
Учитель. Молодцы вы подметили главные черты в характере героев сказки. Да-вайте составим сравнительную характеристику главных героев. Работаем с мар-шрутным листом задание № 3…. (слайд с ответом)
III этап маршрутного листа.
1 лягушка (лесная)
Характеристики
(соедини стрелками) 2 лягушка (городская)
Сильная
Лентяйка
Веселая
Трусливая
Храбрая
Настойчивая
Засоня
Волевая
Унылая
Безвольная
Соедини стрелками
Учитель: Какую характеристику дали лесной лягушке? Городской?
С какой лягушки надо брать пример?
Для кого написал Л. Пантелеев сказку (для детей)
А взрослые могут читать её? Почему (Л. Пантелеев писал и подразумевал людей)
Вывод: И врослые и дети могут научиться из этой сказки чему (Выход из трудной ситуации)
Проверка на слайде (самооценка сигнальные карточки)
Физкультминутка
Учитель: сейчас переходим к творческому заданию. Необходимо выбрать модель обложки для данного произведения. Давайте вспомним систему заместителей жанров и тематике.
Учитель: возьмите конверт № 1 и выберите правильную модель обложки. Посоветуйтесь. Докажите. (Сказка, сказка от животных, авторская сказка).
Учитель: в жизни бывают различные ситуации: веселые, грустные, трудные. Какая ситуация была описана в этой истории? (трудная)
А. С. Пушкин сказал: «Сказка- ложь, да в ней намёк,добрым молодцам урок…;
- Что автор хотел показать этим произведением? (никогда не сдаваться). Подтвердите словами текста.
- В чем мудрость этой сказки. (Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями)
Учитель: Повернитесь к своему соседу по парте, и дайте несколько советов как нужно вести себя в трудной ситуации.
Переход к эпиграфу Вы все молодцы, вы на уроке боролись, искали, находили правильные ответы. И если у вас что-нибудь, когда-нибудь не будет получаться, и почти опустятся руки, вы не сердитесь, не злитесь, не ругайтесь.
Бороться и искать найти, и не сдаваться,
Хороший девиз во все времена.
Не стоит лишь в силах своих сомневаться.
И давайте скажем хором «Не падай духом, борись, ищи,не отступай и не сдавайся»
Рефлексировать это значит анализировать свои поступки или даже мысли. Задумываться о том,почему вы поступили так и не иначе,от чего это зависило, к чему привело в итоге.
Спасибо дети за урок
Сегодня каждый мне помог
Моя визитка в добрый час
Пусть так же выручит и вас. (музыка бороться)
Домашнее задание как напоминание о нашем уроке.
Пословицы (вывесить на доске, и в буклет пословицы народов мира)
Глаза боятся, руки делают.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Храбрость - сестра победы.
Терпение и труд всё перетрут.