МААМ-картинки

Конспект урока математики с элементами финансовой грамотности «Решение жизненных задач»

Иванова Ольга Юрьевна
Конспект урока математики с элементами финансовой грамотности «Решение жизненных задач»

Цель урока Развитие финансовой грамотности у обучающихся.

Задачи урока Способствовать формированию экономического образа мышления; воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту; формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Публикация «Конспект урока математики с элементами финансовой грамотности „Решение жизненных задач“» размещена в разделах

Планируемые результаты Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.

Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач, умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание;

Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.

Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.

Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений

Форма (вид) урока Метапредметный урок математики+ финансовая грамотность

Перечень методик Работа в парах, работа с понятиями, проблемно-диалогический метод, метод мини – исследования, словесно-иллюстративный метод, дидактическая игра, рефлексия

Оборудование Компьютер, проектор, карточки для индивидуальной и парной работы, рабочий лист для индивидуальной работы.

I. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Ребята, закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:

Я буду внимательным.

Буду думать, думать, думать.

Буду сосредоточенно размышлять.

Буду догадлив, старателен.

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

-Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках? (Слайд 1).

-Как взаимосвязаны данные изображения? (Математика, магазин, калькулятор, продукты). Без математики невозможно в жизни (слайд 2).

Без математики, друзья,

Прожить на свете нам нельзя

Без нее ты пропадешь.

И хлеба не купишь,

Рубля не сочтешь,

Что сколько стоит - не узнаешь,

А, узнав, не разберешь!

II. Актуализация знаний и умений (Устный счет) Постановка цели и задач урока.

-Решить примеры и расположить в порядке возрастания. Детям раздаются карточки для устного счета.

ПРИМЕРЫ ДЛЯ 1 ВАРИАНТА

А Найти сумму чисел 36 и 38 - 74

И Найти разность чисел 480 и 150 - 330

Н Увеличь 17 в 4 раза - 68

Уменьшить 210 в 70 раз - 3

В Уменьшить 64 в 4 раза -16

Ф На сколько 920 больше 108? - На 812

Я Во сколько раз 420 больше 70? - В 6 раз

А Найти часть от 60 - 15

Н Уменьшите 360 в 4 раза - 90

С Увеличьте 32 в 2 раза - 64

О 600 разделите на 15 - 40

812 330 90 74 68 64 40 16 15 6

Ф И Н А Н С О В А Я

ПРИМЕРЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА

Расположить результаты в порядке их увеличения.

Т Найти сумму чисел 35 и 37 – 72

С Найти разность чисел 580 и 260 - 320

Н Увеличь 15 в 5 раз - 75

Р Уменьшить 68 в 4 раза -17

Т На сколько 820 больше 107? - На 613

Г Во сколько раз 490 больше 70? - В 7 раз

М Найти часть от 90 - 45

О Уменьшите 250 в 5 раз - 50

О Увеличьте 33 в 3 раза - 99

А 600 разделите на 15 - 40

Ь 534 увеличьте на 345 - 879

7 17 40 45 50 72 75 99 320 613 879

Г Р А М О Т Н О С Т Ь

- Какое слово получилось у первого варианта? Назовите ваше слово 2 вариант. Соедините. Какое словосочетание?

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. (На доске появляется словосочетание)

-Чем же мы с вами сегодня будем на уроке заниматься? (ответы детей)

- Чему мы должны научиться на этом занятии?

(учиться правильно тратить деньги)

- Сегодня мы с вами будем управлять своими доходами, научимся принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам). А чтобы разобраться во всем этом, мы с вами постараемся разобраться в трудностях, которые возникают в семье Петровых.

- Желаю вам удачи!

Ш. Закрепление знаний в знакомых ситуациях. Поиск решения.

-Вместе с нами выполнять задания будут ученик 4 класса Паша, его сестра Маша, мама, папа.

-От бабушки с дедушкой поступила телеграмма (Учитель зачитывает).

«Встречайте, завтра в 11.00 выезжаю». Семья засуетились. Ведь надо встретить бабушку, а время не известно. Приготовить праздничный новогодний ужин. Сходить за продуктами.

-Смогут ли члены семьи справиться со всеми задачами? (Ответы детей)

-Каким образом? (Распределить обязанности)

-Кому, что доверите? (Ответы детей). Мама - будет готовить ужин, папа поможет маме и они вместе поедут на вокзал на машине встречать бабушку с дедушкой, Маша и Паша – сходят за продуктами. К какому времени они должны все успеть? (Дети не могут дать правильного ответа). Решаем задачу.

Встреча бабушки. Задача №1.

-Прочитайте задачу. Известно, что расстояние до их города 540 км, а автобус примерно едет 60 км/ч. За какое время бабушка доедет до вокзала, если она выехала в 11:00? (Слайд). (Один решает у доски, остальные записывают в тетрадь)

Дети вспоминают все правила: как найти скорость, время, расстояние.

Расстояние до города – 540 км. Скорость автобуса – 60 км/ч

Определите время в пути ( 540:60= 9ч).

Определите время прибытия 11ч+9ч=20ч

-Ребята, если сейчас у нас 9 часов утра. То сколько времени у нас есть для подготовки? (11 часов)

-Сейчас нам надо будет отправиться вместе с Машей в магазин, чтобы купить продукты для мамы на праздничный ужин.

Каждый день люди приходят в магазин и совершают покупки. Они покупают еду, средства для ухода за телом и за домом, одежду, книги и журналы, технику, мебель, да и просто приятные мелочи.

- Прочитайте три определения (Слайд)

Покупает как можно дешевле.

Покупает относительно цены/качества.

Покупает, несмотря на высокую цену.

– Как вы думаете, о ком можно так сказать? (О покупателе)

- Верно, это три основные категории покупателей.

-Ребята, а какие продукты мы купим для праздничного ужина? (Дешевые, дорогие, со скидкой, по акции).

- Экономия семейного бюджета не должна доходить до крайности.

- Как вы думаете, на чем нежелательно экономить? (Ответы детей)

- Из предложенного списка потребностей человека, выберите те, на которых не желательно экономить. Обоснуйте свой выбор.

Косметика, качество отдыха, новые гаджеты, здоровье, развлечения, качество еды, транспорт, образование и развитие, путешествия (подчеркните) (Слайд)

- Вы верно определили, что экономить нежелательно на следующих потребностях:

• Здоровье. Важно помнить, что экономия на здоровье обойдется в разы дороже в будущем. Кроме того, ресурс здоровья не всегда восполняем.

• Качество еды. Необходимо покупать простую, натуральную и свежую пищу.

• Образование и развитие. Вложения в себя обязательно окупятся.

• Качество отдыха. Особенно важно отдыхать, если человек много работает. Если финансы совсем ограничены, можно рассмотреть доступные виды отдыха.

- Действительно, очень важно контролировать свои расходы и соотносить их с доходами, деньги любят счёт и уважение. Именно так поступает вдумчивый покупатель, он старается получить всё необходимое по доступной цене. Перед приобретением чего-либо вдумчивый покупатель тратит много времени и сил, чтобы найти вариант, который его не разочарует. Важную роль в выборе играет соотношение цены и качества продукции. Ошибочно мнение, что вдумчивый покупатель не любит ходить по магазинам. Просто перед покупкой он изучает характеристики товара в интернет-магазинах, сравнивая цены. Вдумчивый покупатель всегда выигрывает в цене.

- Как можно назвать покупку, совершенную по минимальной цене?

- Верно, выгодная покупка, еще одна тема сегодняшнего занятия. Чтобы совершить такую покупку, нужно всегда быть в курсе того, какую стоимость имеют те или иные товары.

- Сейчас вам предстоит совершить предполагаемую выгодную покупку, а значит быть вдумчивыми покупателями. Товары хорошего качества за умеренную плату – вот что ищут покупатели.

Отправляемся в магазин. Задача №2

-Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить.

( Мама просит купить: буханку черного хлеба, батон, пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара).

-Какой возникает вопрос? (Хватит ли денег? Сколько средств потратят на покупку) Изучить прейскурант цен по таблице. Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку? Выполните данную работу в парах.

Прейскурант цен на продукты в магазинах города.

№ Продукты «Пятерочка» «Магнит» «Лента»

1 Хлеб 30 32 33

2 батон 35 40 34

3 Молоко (1 пакет) 55 60 58

4 Печенье (1 упаковка) 75 70 70

5 Чай (1 пачка) 46 43 45

6 Сосиски (1 упаковка) 210 230 220

7 Сахар (1 пакет) 55 58 56

8 Кефир (1 пакет) 45 48 45

Итого?? ?

«Пятерочка» 551 руб

«Магнит»-581 руб

«Лента» - 561 руб

Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод

ФИЗМИНУТКА

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели, И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Приготовление праздничного угощения. Задача 3. Приготовление салата «Оливье».

Приступаем к приготовлению праздничного угощения.

Миша и Таня решили сами приготовить салат для гостей. Это будет салат

Для салата «Оливье» очень важны пропорции. Рассчитайте стоимость 6 порций салата по таблице (Слайды).

Пропорции для салата «Оливье»

Продукты Количество на 3 порции Количество на

6 порций Цена Стоимость

Курица отварная 100 г 200 г 18р. 100 г 36

Морковь 1 штука 2 штуки 6р. 1шт. 12

Лук репчатый 1 штука 2 штуки 6р. 1шт. 12

Огурцы маринованные 1 штука 2 штуки 14 р. 1шт. 28

Яйца 2 штуки 4 штуки 7 р. 1шт. 28

Зелёный горошек 50 г 100 грамм 60 р. 100 г 60

Всего: 176

Стоимость пропорций высчитывают по рядам.

1 ряд

Продукты Количество на 3 порции Количество на

6 порций Цена Стоимость

Курица отварная 100 г 200 г 18р. 100 г 36

Морковь 1 штука 2 штуки 6р. 1шт. 12

Итого 48 руб

2 ряд

Продукты Количество на 3 порции Количество на

6 порций Цена Стоимость

Лук репчатый 1 штука 2 штуки 6р. 1шт. 12

Огурцы маринованные 1 штука 2 штуки 14 р. 1шт. 28

Итого 40 руб

3 ряд

Продукты Количество на 3 порции Количество на

6 порций Цена Стоимость

Яйца 2 штуки 4 штуки 7 р. 1шт. 28

Зелёный горошек 50 г 100 грамм 60 р. 100 г 60

ИТого 88 руб

1ряд+2ряд+3ряд=48+40+88=176 руб

Готовим горячее блюдо. Это будет картофельное пюре. Задача №4.

Картофель поставили на плиту в 12.45. Во сколько надо будет выключить плиту, если картофель готовиться 25 минут. (Устное решение задачи. Ответы детей.)

-Молодцы! Надо будет выключить в 13ч10мин.

Готовим десерт. Задача №5.

Самостоятельная работа (Слайд).

Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим. Пирожное в магазине «Смак» стоит 60рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 400 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?

Решите задачу самостоятельно. Оцените себя.

1. 400:10=40 (р.) – стоит 1 домашнее пирожное.

2. 60-40= 20 (р.) – дешевле 1 домашнее пирожное.

Ответ: выгоднее испечь пирожные дома.

Готовим витаминный напиток из ягод и фруктов. Задача №6. (Слайд).

Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.

+ + =2

+ + =35

- = 2

+ + =?

Решение :

Яблоко-27:3=9 руб, бананы (35-9) :2=13руб, вишни-13-2=11руб, итого 9+13+11=33 (руб.)

Задача №6. Сейчас осталось заехать на заправку и заправить машину, чтобы поехать на вокзал за бабушкой и дедушкой.

На бензоколонке один литр бензина стоит 32 руб. 60 коп. Папа залил в бак 30 литров бензина и купил бутылку воды за 48 рублей. Сколько рублей сдачи он получит с 1500 рублей? Хватит ли денег, чтобы купить букет цветов за 400 рублей? (Дети решают с комментированием)

Решение :

1500 – (32,6 х 30 +48) = 474 (руб)

Да, хватит. Останется 74 рубля.

Ответ: 474

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Молодцы, ребята. Я думаю, что мы справились со всеми задачами и помогли семье Петровых подготовиться к встрече с бабушкой и дедушкой. Но мы не успели приготовить праздничную открытку. Ваша задача перерисовать елку в тетрадь и определить координаты этих точек. (Раздаточный материал)

V. Итог урока. Рефлексия

- Подведем итоги нашей работы. Получилось ли занятие интересным, познавательным, развивающим и плодотворным? Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни?

- Оцените свою работу на занятии, подчеркните предложение, которое вам больше всего подходит:

• Знания полезны, все понятно.

• Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

• Еще придется потрудиться.

• Да, трудно все-таки учиться!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП «Пять лучиков здоровья. Составление и решение задач. Время, часы» в подготовительной группеКонспект НОД по ФЭМП «Пять лучиков здоровья. Составление и решение задач. Время, часы» в подготовительной группе Задачи: - формировать осознанное отношение воспитанников к своему здоровью и закреплять основные правила сохранения и укрепления здоровья;.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей коррекционной группе «Решение задач, знакомство с названием месяца  «апрель»Конспект НОД по ФЭМП в старшей коррекционной группе «Решение задач, знакомство с названием месяца  «апрель» Цель: умение составлять и решать задачи, расширение математических представлений. Задачи: • продолжать учить составлять задачи, записывать.

Конспект НОД по ФЭМП «Занимательная математика. Легкий — тяжелый. Больше, меньше, поровну. Решение задач» в старшей группе Программное содержание: -закрепить умение сравнивать понятия «легкий», «тяжелый»; -закрепить умение классифицировать предметы; -закрепить.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач. Вычисление начала, продолжительности и конца события» Тема: «Решение задач. Вычисление начала, продолжительности и конца события» Класс: 4 Тип урока: урок комплексного применения знаний и.

Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач. Закрепление пройденного» Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач. Закрепление пройденного Цели: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока математики с элементами финансовой грамотности «Решение жизненных задач»
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 15:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД