Урок «Механизмы психологических защит»

Анастасия Кутецкая
Урок «Механизмы психологических защит»

Тема: Механизмы психологических защит.

Дата:

Цель: изучить основные механизмы психологических защит.

Задачи:

1. Дать понятие психологической защите.

2. Охарактеризовать механизмы психологических защит.

3. Проанализировать ситуации из жизни, в которых подростки часто используют механизмы психологических защит.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: ребусы на листах, тетради, ручки.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Настрой на урок. Ребусы на доске.

Опрос д/з.

II. Актуализация знаний.

- Какие вы помните основные приёмы манипуляции?

- Сегодня мы поговорим о психологических защитах.

III. Основная часть.

Суть психологической защиты

Психологическая защита основывается на стремлении человека сохранить привычное мнение о себе и окружающем мире, отвергая или искажая поступающую от других людей информацию, не согласующуюся с привычной и по этой причине расценивая её как разрушительную и неверную.

Защитные механизмы срабатывают бессознательно, этим они отличаются от иных механизмов реагирования и поведения. Они являются средством приспособления психики человека к трудностям, неприятностям, опасностям или чрезмерным требованиям со стороны других людей.

В результате срабатывания одного из защитных механизмов искажается или подменяется реальность, в которой живёт человек, что облегчает в некоторых случаях приспособление к той или иной трудной ситуации.

Существует несколько основных механизмов психологической защиты:

1. отрицание (Этого не может быть)

2. проекция (Это не я злой! Это вы злые)

3. идентификация (Я такой же как они)

4. рационализация (Не очень то и хотелось!

5. замещение

6. компенсация (Не успею, так зато высплюсь)

Отрицание

Информация, которая тревожит, беспокоит или нарушает привычный ход жизни, не воспринимается человеком, а отвергается. Допустим, в ответ на фразу от том, что ходить пешком полезнее, чем ездить на транспорте, человек привыкший пользоваться транспортом,скажет: "Этого не может быть!", или в ответ на опасность человек может подобно страусу, ’засунуть голову в песок’, считая что "если я не вижу опасности, значит её нет!".

Проекция

Человек бессознательно приписывает другим свои собственные неудовлетворённые стремления, желания, чувства, влечения, эмоции, в которых не хочет признаться себе. Допустим,агрессивный человек может сказать: "Это не я злой! Это вы злые!", хотя вы на него можете и не нападать. Или, например,человек может сказать: "Это не я такой, это жизнь такая!", бессознательно приписывая собственные желания обстоятельствам.

Идентификация

Бессознательный перенос стремлений, желаний, чувств, влечений или эмоций, присущих другому человеку и недоступных ему самому, на себя, используя для этого какие-то внешние атрибуты. Так,малыш может надеть на голову кастрюлю и сказать: "Теперь я космонавт!". Или в более взрослом возрасте человек, желая во всём походить на своего кумира, может нацепить нас себя какие-нибудь очки, которые носит его кумир, и говорить (либо показывать всем своим видом): "Я - такой же, как он!".

Рационализация

Рационализация - это псевдоразумное объяснение своих желаний, стремлений и поступков, вызванных причинами, разумное признание которых грозит потерей уважения или самоуважения. Допустим, совершив какой-то неблаговидный поступок, человек объясняет сам себе, что "он сам виноват!" или не получив что-то желаемого, успокаивает себя тем, что "не очень-то и хотелось!".

Замещение

Не имея возможности добиться того или иного необходимого решения или не имея возможности совершить необходимое действие ради достижения цели, человек совершает какое-то бессмысленное действие ради разрядки внутреннего напряжения. Например, ребёнок, не имея возможности отомстить наказавшим его родителям, идёт и мучает кошку. Или человек, скрывая своё раздражение и гнев перед начальником, идёт и высказывает своё неудовольствие супруге.

Компенсация

Компенсация - это прикрытие собственных слабостей за счёт подчёркивания своих сильных сторон или стремление восполнить свои неудачи в одной сфере сверхдостижениями в другой сфере. Допустим, женщина, недовольная красотой своего лица или комплексующая по поводу своей причёски может носить обтягивающую или открытую одежду, подчёркивая свою тонкую талию или завидную грудь. А мужчина может компенсировать свой низкий уровень интеллекта большой зарплатой, а свой низкий рост - большим дорогим автомобилем. Или свою небольшую зарплату - повышенным вниманием к жене и детям.

ФИЗМИНУТКА.

Как вывести собеседника из состояния психологической защиты

Дайте собеседнику понять, что вы не намерены манипулировать им или разрушать привычную ему реальность.

Задавайте собеседнику вопросы (как? зачем? почему) и позвольте ему самостоятельно поразмышлять над сложившейся ситуацией.

Убедите собеседника в чистоте и искренности своих намерений.

IV. Рефлексия.

- На чём основывается психологическая защита человека?

- Каковы основные механизмы психологической защиты?

- Чем механизм проекции отличается от механизма идентификации?

- Чем механизм замещения отличается от механизма компенсации?

- Как вывести собеседника из состояния психологической защиты?

V. Домашнее задание.

Выучить механизмы психологической защиты.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы «Я никогда не.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • 23 февраля
Автор публикации:
Урок «Механизмы психологических защит»
Опубликовано: 8 марта 2021 в 13:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Шкатулка добрых дел»
ОО «Социально – коммуникативное развитие» Цель: организация совместной деятельности с детьми в реализации социального проекта. Задачи:...
Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры «Космонавты»
12 апреля – важная дата для России и всего мира. В этот день 60 лет назад наш космонавт Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос. В День космонавтики...
Фотоотчет о детском творчестве ко Дню космонавтики
Доброе время суток, дорогие друзья! Ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. Это значимое событие не только для нашей страны, но...