Папки-передвижки

Урок МХК в 10 классе «Венеция XVI века. Позднее Возрождение»

Татьяна Савина
Урок МХК в 10 классе «Венеция XVI века. Позднее Возрождение»

Урок МХК в 10 классе

«Венеция 16 века. Позднее Возрождение»

(урок изучения нового материала)

Савина Татьяна Краснославовна,

учитель МХК МБОУ СОШ №40 г. Шахты

Цель: формирование мировоззрения учащихся.

Задачи.

1. Знакомство с архитектурой, живописью, традициями Венеции 16 века.

2. Воспитание нравственности, духовности учащихся.

Форма урока : урок – путешествие.

Публикация «Урок МХК в 10 классе „Венеция XVI века, Позднее Возрождение“» размещена в разделах

Новые понятия: Позднее Возрождение; дож – правитель Венеции; венецианский карнавал.

Иллюстративные ряды.

1. Зрительный: венецианские купцы 16 века; художественное стеклоделие Венеции; площадь Святого Марка; кафедральный Собор Святого Марка; библиотека Сан-Марко; Дворец дожей; «Юдифь» Джорджоне; «Спящая Венера» Джорджоне; «Автопортрет» Тициан; «Флора» Тициан; «Венера Урбинская» Тициан; венецианский карнавал.

2. Музыкальный: Инструментальная музыка 17 века : Альбинони Адажио; Бах Марчелло; PRESTO; Вивальди «Времена года».

Слайд 1 Венеция – «жемчужина» Адриатики

Экспозиция

Вступительное слово учителя: - На смену средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения.

«Настали сроки: струны вновь запели,

И краски вновь зардели с полотна.

Из дряхлой Византии в жизнь – весна

Вошла, напомнив о любви, о теле;

В своих созданьях Винчи, Рафаэли

Блеск бытия исчерпали до дна». (А. И. Бунин)

О блеске бытия Венеции 16 века сегодня разговор и путешествие на этот «праздник жизни». 16 век в Венеции называют периодом Позднего Возрождения в Италии. Но прежде, чем начать наше путешествие, давайте вспомним все, что мы знаем об итальянском Возрождении.

Вопросы учащимся

1. Почему эту эпоху назвали эпохой Возрождения? Что было возрождено? (Искусство Возрождения отошло от духовной традиции средневековья, славя живого человека, т. е. были возрождены идеалы Античности).

2. Как звучит культурная доминанта эпохи Возрождения?

3. В эпоху Возрождения вошло несколько периодов. Перечислите их.

4. Какой итальянский город стал «колыбелью» итальянского Возрождения?

5. Какой вид искусства главенствовал в период Предвозрождения? Перечислите имена тех, кто представил итальянское Предвозрождение.

5. Под патронажем какого флорентийского семейства расцвело искусство Возрождения? В чьем флорентийском доме собирался весь цвет культуры того времени?

6. «Как молодость прекрасна, однако и она проходит», - сказал однажды Лоренцо Великолепный Медичи. Эта мысль о неизбежности увядания вплетена в живопись художника, которого еще называли «поэтом линии», с которым могут сравниться лишь мастера древнерусской иконописи. Кто он?

7. Назовите самые знаменитые полотна Сандро Боттичелли.

8. Чинквеченто, Золотой век Возрождения, «держится» на трех титанах, трех гениях. Назовите их имена.

10. Какой итальянский город становится центром Золотого века Возрождения после Флоренции?

10. Леонардо совершил переворот в живописи. Какой? Как он его назвал? (Пропадание очертаний; Сфумато – дымчатая светотень).

11. С мечтательной, загадочной улыбкой,

Позирует она… Задумчив и велик,

Воспроизводит он своею кистью гибкой

Ее роскошный стан и несравненный лик…

Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно

Он говорит: «…Века веков тебя не переменят,

Всегда бела, румяна и нежна…

Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят:

В твоей улыбке - вечная весна!» (Долльфюс)

О каком живописном произведении идет речь и кто его автор?

12. Кого из трех гениев Чинквеченто называли «певцом женской красоты»? Почему? Назовите самую знаменитую его картину.

13. Его любимые герои – библейский пророк Моисей, простой пастух Давид, этот флорентийский гигант высотой 5,5 метров, кроткая и смиренная Мария, оплакивающая своего сына Христа. Кто этот блестящий мастер скульптуры?

14. Микеланджело Буонаротти был и художником, и скульптором, и архитектором, и поэтом. Но сам себя он считал, прежде всего?

15. Два из трех гениев Золотого века по заказу папы Римского Юлия Второго расписали Сикстинскую капеллу в Ватикане. Назовите их имена (Микеланджело 4 года расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане, Рафаэль – стены капеллы)

Завязка «Венеция – «жемчужина» Адриатики»

Слайд 2 Проблемный вопрос урока-путешествия

Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие в Позднее Возрождение, в Венецию 16 века. Почему именно Венеция стала столицей, центром Позднего Возрождения? Какие были к тому предпосылки? Ответ на этот проблемный вопрос мы с вами сформулируем в конце нашего путешествия.

Это самый удивительный город в мире, расположенный на 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря. В нем нет улиц, вместо них – каналы. Вдоль большого венецианского канала - главной улицы города – расположились дома, дворцы, церкви, один прекраснее другого.

Пробудившись от долгого сна средневековья и ощутив в себе силу молодости, Венеция увидела, что она красавица и восхитилась своей сияющей красотой. Дивное синее небо и дивное синее море! Фасады архитектурных сооружений опрокидываются на водную гладь, которая искрится всеми цветами радуги от их позолоченной мозаики и мраморных инкрустаций.

Слайд 3 Венеция - город-республика купцов.

Это город-государство, город-республика купцов, торгующих со всем миром. Венеция торгует с греками и турками, с Сирией, Багдадом, с Египтом, Индией, Аравией, Северной Африкой и Северной Европой, сосредоточив в своих руках большую часть товарооборота между Востоком и Западом. Венеция не замыкается в рамках классической латинской культуры. Венецианские купцы не смотрят на другие народы как на «варваров». Их привлекает мусульманский Восток с его шелками, пряностями, сказочной архитектурой. Их привлекает аристократическая культура Византии с ее золоченой роскошью, готика Милана и соседней Германии. В иноземной культуре Венеция черпала то лучшее, что могло служить ее украшению. И отовсюду венецианские купцы везут мастеров в родную Венецию.

Венецианские купцы, банкиры, желая прославить свои имена, заказывали портреты, возводили дворцы, с большой пышностью украшали молельни и семейные усыпальницы.

«Это самый прекрасный город, который я когда-либо видел», - сказал Филипп де Комин, французский историк и дипломат, побывав в Венеции.

Технология изготовления зеркал с 13 века принадлежала Франции. В 1500 году венецианские купцы выторговали у фламандцев право на обладание технологией. И в этом же году на острове Мурано в Венецианской лагуне на свет появилось первое «венецианское зеркало». Монополию на производство зеркал Венеция держала еще около 200 лет и была поставщиком зеркал во многие королевские дворы Европы. Если стоимость венецианского зеркала сравнивать с полотнами Рафаэля, то зеркала были дороже в 2,5 раза.

Слайд 4 Художественное стеклоделие Венеции 16 века.

Из Сирии венецианские купцы привезли технологию изготовления из стекла тончайших бокалов, ваз, выдувных стеклянных женских украшений, и, конечно, мастеров - стеклодувов. Торговля зеркалами, художественным стеклом приносила огромные доходы: в Венецию золото «текло рекой» благодаря предпринимательству все тех же венецианских купцов. Именно они создали праздничное, утопающее в роскоши бытие Венеции 16 века, превратив ее в подлинную «жемчужину» Адриатики.

«Архитектурный облик Венеции»

Венецианская архитектура особая : большая часть зданий построена на сваях. К 16 веку Венеция приобрела празднично-парадный облик. Дворцы, соборы, церкви, отраженные в воде, радуют глаз.

«В объеме чудной панорамы плавучие дворцы и храмы,

Как бы на якоре суда, как будто ждут, чтоб ветр попутный

Расшевелил их паруса!

Глядит задумчиво и смутно дворцов маститая краса!»

(А. Вяземский «Фотография Венеции»)

Слайд 5 Площадь Святого Марка

Самая большая площадь Венеции – площадь Святого Марка.

Слайд 6 Святой Марк

Святой Марк – гражданский и религиозный символ Венеции.

Слайд 7 Крылатый Лев

Крылатый Лев – символ Святого Марка и самой Венеции.

Слайд 8 Собор Святого Марка (вид сверху)

Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, его форма – равноконечный греческий крест. Длительное его строительство, начиная с 12 века, оказало влияние на его архитектурный стиль. Собор Святого Марка – это фантастическое смешение всех стилей и эпох. Это своего рода unicum.

Слайд 9 Архитектурный стиль собора Святого Марка

Его стиль считается византийским. Но готические башенки и стрелы главного фасада, купола как у римской базилики, античные арки и разноцветные колонны, восточная позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов – какой это стиль, если не стиль венецианского Святого Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний. Красота собора никого не оставляет равнодушным. Здесь хранятся мощи апостола Марка и огромная коллекция произведений искусства, вывезенных из Константинополя во время крестовых походов.

Слайд 10 Внутренний интерьер собора Святого Марка

Внутренний интерьер собора – мозаики из смальты, изготовленной на острове Мурано. Стекольная масса выкладывалась на золотой фольге, в соответствие с византийской технологией, создавая естественное сияние. Все сюжеты мозаик – сюжеты из Библии. В интерьере столько золота, что собор часто называют «Золотой базиликой» Венеции.

В 16 веке при участии Якопо Сансовито (1486 – 1570, знаменитого венецианского архитектора, было завершено формирование города.

Слайд 11 Библиотека Сан - Марко

На площади Святого Марка Сансовито выстроил здание библиотеки Сан-Марко. Двухэтажное здание было оформлено античными арками. Собственно библиотека находилась на втором этаже, а на первом – торговые лавочки. Арки, скульптура, рельефы – все придает библиотеке нарядность и праздничность.

Слайд 12 Дворец дожей

Рядом с собором Святого Марка на площади Пьяцетта находится Дворец дожей – резиденция правителей Венеции.

Слайд 13 Балкон Дворца дожей

Балкон на верхнем этаже служил праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Торжественность, нарядность и воздушность Дворцу дожей придают белый мрамор, множество барельефов и скульптур, колонны и ажурные арки. Собор Святого Марка, библиотека Сан – Марко и Дворец дожей образуют главный архитектурный ансамбль города на воде.

Кульминация Венецианская школа живописи

Венеция 16 века стремилась запечатлеть свое великолепие, свою праздничность и роскошь. Только светлую сторону своей жизни желала она запечатлеть. Так родилась венецианская живопись. Венеция явила миру великих художников, которых отличала большая чувственность в трактовке сюжетов. Сочетание роскоши с меценатством давало художникам возможность развить свои таланты в полной мере.

Слайд 14 Венецианская школа живописи. Джорджоне.

Яркий представитель венецианской школы живописи. Прибыл в Венецию в возрасте 20 лет. Его жизнь была окутана тайной, но короткой и яркой (прожил 33 года). Нет, пожалуй, во всем мировом искусстве живописи более поэтичной, чем живопись Джорджоне (ит. «Большой Джорджо»). Это имя он получил, по словам Джорджо Вазари, историка искусства эпохи Возрождения, «за величие духа». Основной период его творчества пришелся на первое десятилетие 16 века. А уже в конце 15 века в Венеции вместо икон появились небольшие станковые картины. И живопись Джорджоне тоже носила откровенно светский характер. В основе творческой манеры Джорджоне - тонкое чувство взаимодействия цвета и света, как отголосок влияния Леонардо, посетившего Венецию в первые годы 16 века. А в мастерстве Джорджоне будет соперничать с самим Леонардо да Винчи. Яркость, праздничность, гармоничность картин Джорджоне превращает их в усладу для глаз зрителей.

С 1507 года Джорджоне – ведущий живописец Венеции. Одна из самых ранних и самых прославленных его работ – «Юдифь» 1502г. (Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Слайд 15 «Юдифь» Джорджоне

Картина признана «ключевой» для оценки творчества художника. Она утверждает идеал Высокого Возрождения, подобно тому, как он был утвержден во Флоренции ранними работами Леонардо да Винчи.

Согласно Библии, красавица Юдифь проникла в шатер вражеского военачальника Олоферна, прельстила его, напоила и, когда он заснул, обезглавила. Войско неприятеля отступило. Голову Олоферна она принесла жителям своего города. Прекрасная и кроткая Юдифь не воинственна, ее поза смиренна. Она воспринимается как олицетворение высшей справедливости.

Александр Бенуа (1870 – 1960, с 1926 года жил в Париже, русский историк искусства, художественный критик и живописец конца 19 начала 20 века, идеолог творческого объединения Санкт – Петербурга «Мир искусства», о «Юдифь» сказал следующее: «Странная картина, такая же «двусмысленная» и «коварная», как картины Леонардо. Юдифь ли это, так спокойно попирающая отрубленную голову? А какими глазами взглянет на нас эта женщина, если поднимет свои веки? Это тайна, которую художник унес с собой. Да, в этом образе загадка – и это роднит его с образами Леонардо да Винчи».

Поэтической же вершиной творчества Джорджоне стала «Спящая Венера»1508-1509г. г.

Слайд 16 «Спящая Венера» Джорджоне

Спящая на лоне природы прекрасная нагая богиня предстает воплощением той любви, которая была вечной связью мироздания. Певучее и идеальное тело Венеры, богини Любви, исполнено царственной простоты. У Джорджоне нагота выглядит естественным состоянием человека : богиня отдыхает, спит и ее тело выражает состояние полного покоя. Образ лишен налета эротики. Мало кому из художников Возрождения удалось создать более возвышенный и целомудренный образ.

«Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей.

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей» (А. С. Пушкин)

Под впечатлением от «Спящей Венеры» Джорджоне художники следующих поколений – Тициан и Дюрер в 16 веке, Пуссен и Веласкес в 17 веке, Рембрандт и Рубенс в 18 веке, Эдуард Мане и Гоген в 20 веке создадут свои произведения на этот сюжет.

Слайд 17 «Автопортрет» Тициан (Tiziano Vecellio)

Тициано Вечеллио (Тициан) - еще одна «звезда» на небосклоне венецианской школы живописи. С детства увлекался живописью. Обучался поочередно у нескольких венецианских мастеров, последним из которых был Джорджоне. После его смерти Тициан стал общепризнанным главой венецианской художественной школы.

Тип «Автопортрета» необычен – в профиль, явно связан с римской нумизматикой и символически ассоциируется с идеей вечной славы. Строгая цветовая гамма подчеркивает духовное величие портретируемого и выявляет четкую связь между золотой цепью кавалера Ордена Золотой шпоры и кистью, которую художник держит в правой руке. Несмотря на свой преклонный возраст – 70 лет – Тициан, как сказал о нем Вазари, «до сих пор готов писать».

«Тициан, - пишет Александр Бенуа, - занимает по отношению к Джорджоне положение, аналогичное с тем, которое занимает Микеланджело по отношению к Леонардо. Он пришел после, он взял те средства и приемы, что были изобретены предшественниками, но он ими воспользовался свободно и самостоятельно».

Его творчество обширно: по количеству созданного он чуть ли не превосходит творчество Леонардо, Рафаэля и Микеланджело, вместе взятых. Это художник, овладевший стихией цвета, преодолевший главенствующую роль очертаний и, тем самым, открывший новую страницу в истории живописи. В колорите он не имеет себе равных. Это колористический талант! В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе.

Слайд 18 Диего Веласкес о Тициане.

Испанский художник 17 века Диего Веласкес, побывав в Венеции, писал: «В Венеции – все совершенство красоты. Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является Тициан».

Тициановские женщины всегда прекрасны, уподоблены цветку. А в мужчинах подчеркнута энергия, сила характера, внутренняя собранность.

Слайд 19 «Флора» Тициан

Раннее произведение художника. Образ богини цветов Флоры был популярен для создания женских портретов. Мы видим удивительное колористическое мастерство. «Тайна его колорита так и осталась вне досягаемости»,- скажет однажды Стендаль, французский писатель 19 века.

Слайд 20 «Венера Урбинская» Тициан

Это подлинный шедевр художника. Богиня любви помещена в интерьер богатого венецианского палаццо. Смотрит прямо на нас, осознавая свою красоту, ничуть не стесняясь. В ее руке розы – символ любви. Свернувшаяся у ее ног собачка – символ супружеской верности. Это тициановский образ безмятежного счастья. Возможно, идея прекрасного эротического образа зародилась у Тициана, когда он дописывал «Спящую Венеру» Джорджоне.

Слайд 21 «Спящая Венера» Джорджоне и «Венера Урбинская» Тициана

Александр Бенуа, сравнивая «Спящую Венеру» Джорджоне с «Венерой Урбинской» Тициана, писал: «Он в своей «Венере Урбинской» раскрыл глаза «Венере» Джорджоне…и мы увидели взор влюбленной женщины, обещающей большое человеческое счастье».

Никто в живописи ни до, ни после Тициана, не воспел с таким вдохновением как он, сияющую красоту женщины. Его картины – красочная симфония, которая искрится и переливается сотнями полутонов. Это художник, давший миру симфонию красок.

Слайд 22 Венецианские карнавалы(1)

Венецию 16 века невозможно представить без знаменитых празднеств и карнавалов. Венецианский карнавал – неотъемлемая часть знаменитого города на воде. С 13 века карнавал – публичный праздник Венеции. Чтобы оставаться инкогнито, люди надевали маски. Маска - главный атрибут венецианского карнавала. Маски изготавливали из кожи, ткани, папье-маше.

Слайд 23 Венецианские карнавалы (2)

Влюбленная в жизнь, нарядная и праздничная Венеция жила красиво и радостно. Венецианцы праздновали не только на площадях и улицах, но и в роскошных палаццо, где устраивали королевские карнавальные балы, на которых графы становились шутами, слуги – королями, короли – бедняками. Венеция выработала свой оригинальный стиль искусства, тяготеющий к парадности и красочности. В 16 веке в ней царил «праздник жизни»!

(Показать венецианскую маску 21 века)

Слайд 24 Проблемный вопрос урока – путешествия :

Так почему же именно Венеция стала центром Позднего Возрождения? Какие были к тому предпосылки?

Выслушиваются ответы учащихся:

- активная морская торговля сделала город богатым;

-в иноземной культуре венецианские купцы перенимали все лучшее, что могло служить украшению Венеции и ее обогащению;

-Венеция стала городом, торгующим роскошью со всем миром;

-приезд в Венецию Леонардо да Винчи в первые годы 16 века, вдохновил местных художников на творческий взлет;

-маскарадные карнавалы превратили Венецию в «город-праздник»;

-здесь зародился свой оригинальный стиль искусства, тяготеющий к парадности и красочности, демонстрирующий блеск бытия Венеции 16 века.

Вывод. Поэтому именно Венеция стала центром Позднего Возрождения в Италии.

Заключение

Учитель: - Наше путешествие предлагаю завершить коротким Гимном Венеции 16 века (5-7восклицательных фраз) и зачитать по желанию.

Слайд 25 Коллаж «Венеция парадная и красочная, 16век»

Всем спасибо. Оценки за урок.

Методическая литература

1. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура» 10 класс Москва Дрофа 2008.

2. Лев Любимов «Искусство Западной Европы» Москва Просвещение 1996.

3. А. И. Чернокозов «История мировой культуры» Ростов – на – Дону ФЕНИКС 1997.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_g50lo.pptx | 24658,65 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока МХК в 10 классе «Античность — колыбель европейской культуры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 Урок по МХК в 10 классе «Античность: колыбель.

Фотоотчет «Открытый урок по математике в 3 классе»Фотоотчет «Открытый урок по математике в 3 классе» Фотоотчет по открытому уроку в 3 классе. Тема урока: Единицы массы. Грамм. Начался урок с закрепления состава многозначных чисел. Затем.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Урок по математике во 2 классе «Периметр многоугольника» Урок по математике во 2 классе Тема: Периметр многоугольника УМК «Школа России» Составила: Яремчук Оксана Александровна. Учитель.

Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые» Тема: «Полезные ископаемые»Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать: - названия полезных ископаемых, добываемых.

Урок ИЗО в 7 классе «Автопортрет» Цели и задачи: развитие творческих способностей учащихся, развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность, глазомер, аналитическое.

Урок музыки во 2 классе «Масленица» Урок музыки 2 класс по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Цель: Знакомство.

Урок ОБЖ в 9 классе УРОК ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ Тема: Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения.

Урок знаний 1 сентября во 2 классе УРОК ЗНАНИЙ (2 класс) Цель: Помочь второклассникам быстрее адаптироваться к школьной жизни после летних каникул, способствовать сплочению.

Урок знаний 1 сентября в 3 классе Цель: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой, создать настрой на учебную деятельность. Оборудование: • презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок МХК в 10 классе «Венеция XVI века. Позднее Возрождение»
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 11:57
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД