Землянко Анна Васильевна
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. (3–4 классы …)
▼ Скачать + Заказать документы
"Нам не нужна война!"
Цели и задачи:
• воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к Родине;
• систематизация знаний детей о войне;
• знакомство с трагедией Хатыни в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование:
• мультимедиа, слайды о трагедии белорусской деревни Хатынь;
• аудиозапись 1-й сюиты к драме Ибсена «Смерть Озе» Э. Грига, аудиозапись песен «Давным – давно была «Война», «Пусть всегда будет мир».»22июня»;
• слайды – иллюстрации на военную тему.
Ход классного часа.
Звучит песня «22июня»
Публикация «Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, (3–4 классы …)» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Уроки, классные часы
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ученик 1:
Как смерч беспощадный, кровавый,
Война на планете гремела.
Шёл бой неравный, смертельный и правый,
Сражались отряды десантников смелых.
Ученик 2:
Война, жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как страна, напряжена,
В опасности она.
Учитель:
И в наше время все помнят об этой страшной Великой Отечественной войне, унёсшей огромное количество жизней за наше светлое будущее. Послушайте стихи о войне, написанные детьми вашего возраста.
Учащиеся читают стихотворения. (Сопровождается слайдами на военную тему)
Ученик 3:
Во имя счастья всей земли.
Идут солдаты с той войны.
Совсем мальчишки – пацаны.
Идут домой, их там ждут.
А за плечами путь нелёгкий,
Их подвиг годы не сотрут.
Идут домой, совсем мальчишки,
Но как суровы взгляды их!
В них всё: огонь, стрельба и вспышки,
Всё это просто не забыть.
Война на их досталась долю –
Теряли дом, друзей, родных,
Но выжили во имя счастья
Во имя счастья всех живых. (Т. Овчаренко)
Ученик 4:
Война окончена давно.
Война окончена давно,
Уж лет прошло не мало.
Войну мы видим лишь в кино
И знаем о ней мало.
Один мой прадед воевал,
Другой в тылу трудился.
Любой за это бился.
И вот весна, победа, мир!
Затихли все сраженья.
Улыбки, слёзы, песни, пир
И вздохи облегченья.
Пусть я не знаю о войне,
Но праздную Победу.
И благодарна я стране,
Что больше взрывов нету.
Пусть буде небо голубым,
Во всём - краса уюта,
И тишина, весна, цветы,
И только залп салютов. (В. Мирошникова)
Посвящается всем медсёстрам
Учащиеся читают стихотворения. (Сопровождается слайдами на военную тему)
1. В этот день ликующего мая
Мы всем хотим поздравить от души
Вас, милые, дорогие
Женщины, пришедшие с войны.
2. Какое счастье, что вы с нами,
Что сегодня здесь, в кругу своих друзей.
Мы преклоняем головы пред вами
И не хотим повтора страшных дней.
3. Нам не пришлось услышать грома пушек
И в наступления ходить.
О войне мы знаем лишь из книжек
И кинофильмов огненных тех лет.
4. Всего не скажут эти фильмы
Об ужасах военных лет.
И о страданиях, что причинили
Фашисты в наш 20век.
5. Стоял июнь. Жара кругом пылала.
Вдруг ранним утром рокового дня
«Внимание! – по радио сказали,-
Сегодня началась война!»
6. Война! Как страшно слышать это слово,
Не говоря о том, чтоб вспоминать,
Какое горе принесла народу
Она десятки лет тому назад.
7. А помните, как вы тогда бесстрашно
Пошли на фронт сражаться, победить?
Не слышали тогда вы всех заклятий
И отговорок – чтоб не уходить.
8. Вы были тверды и решительны, как прежде,
Сказали : «Мы идём. Наш час настал!
Не плачьте и не поминайте лихом
9. Четыре года длилось то сражение,
А сколько страшного пришлось вам пережить:
Лежать в окопах и из- под обстрела,
Раненых тяжёлых выносить.
10. Тогда вы были молоды, красивы…
А сколько жизней раненым спасли!
Тогда в волненье вы не замечали,
Как благодарили вас от всей души.
11. Не думали вы о своих заслугах,
Не ждали поощрений и наград
А выполняли, что считали нужным,-
Выхаживали раненных солдат.
12. Тогда совсем не думали о славе.
Никто вас в этом и не упрекнёт.
Вам ныне воздаёт её по праву
С великой благодарностью народ.
13. Мы поздравляем вас с великим юбилеем,
Мы благодарны вам от всей души
За то, что посчастливилось родиться
И что победу одержали вы.
14Желаем вам мы доброго здоровья,
Не надо огорчений, горьких слёз,
Чтоб юбилей памятной Победы
Ещё не раз вам встретить удалось.
Ученик 5 :
Война
Война – кровавый хаос на земле
И человек, потерянный во мгле.
Дым застилает отчий дом…
Жена, родители и…ад кругом!
Свист паровоза, стук колёс,
И матери глаза не высохли от слёз.
Прощальный взгляд – последний взгляд:
А он вернётся ли назад?
Недавнее письмо, огарочек свечи;
Старушка – мать читает у печи
И шлёт привет издалека
Солдата молодого уставшая рука.
Учитель:
Сегодня мы поговорим о Великой отечественной войне, такой трудной и тяжёлой для нашего народа. Вы узнаете о тех деревнях, которые невозможно найти ни на одной карте мира. Они исчезли с лица земли в те далёкие страшные годы. Их не стало.
- Когда началась Великая Отечественная война?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель :
Да, 22июня 1941 года фашистская Германия неожиданно напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. (Сопровождается показом слайдов)
- Что хотели получить фашисты в этой войне?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель:
Они хотели захватить нашу страну. Немецкие генералы составили план войны. По их плану война должна была продлиться всего 2 месяца, но благодаря стойкости нашей армии, нашего народа продолжалась 4 года. Столько горя, страданий пришлось пережить нашему народу, но он выстоял и победил. С первых дней войны советский народ встал на защиту своей Родины. Тысячи людей добровольно пошли в Красную армию, партизанские отряды. Героически сражались они с врагом, стояли на смерть.
Звучит песня «Давным – давно была война»
Учитель:
Великая Отечественная война…Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоения космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытали голода, холода. О войне мы знаем только из книг, кинофильмов, рассказов ветеранов, которых осталось совсем немного.
(Сопровождается слайдами)
В те горестные годы дети рано взрослели. Никогда не будут забыты ребята – герои : Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Козей, Зина Портнова и многие другие. Перед нами встают великие образы героев – панфиловцев, комсомольцев: Александра Матросова, Зои Космодемьянской. Многие погибли, отдав свои жизни во имя светлого будущего, во имя завтрашнего дня.
Ученик 6:
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской
Люди, победившие войну.
Учитель:
Мы живём на нашей земле счастливо, у нас прекрасные светлые школы, дома, больницы, кинотеатры, стадионы, парки, музеи. И порой мы не задумываемся, какой ценой завоёвано наше счастье. Только одна Белоруссия потеряла во время войны четвёртую часть своего населения. Представьте: каждый четвёртый человек погиб за будущее нашей планеты. Фашисты разрушили города и оставили без крова три миллиона человек. На территории Белоруссии немецкие фашисты создали 260 комбинатов смерти, сотни тюрем.
Они сожгли 209 городов, 9200 деревень. Среди этих деревень – 186 сожжены вместе с жителями.
Сегодня вы узнаете об одной из таких деревень - Хатынь.
Показ
Но сколько было на нашей земле деревень, которых уже никогда не будет существовать на нашей земле!
Ученик читает стихотворение И. Обухова «Хатынь» под бой колоколов.
Много вёсен назад
Вместо траурных плит из гранита
Здесь стояла деревня
Среди благодатных полей.
Но трагедия века
Не может быть нами забыта:
Люди едут сюда
Поклониться священной земли.
Колокольный набат –
Это реквием боли и гнева.
Слушай, слушай земля,
Песню горестной правды войны…
Стало чёрным от дыма пожарищ
Весеннее небо,
Будто вместе с Хатынью
Не стало на свете весны.
Никогда не потянет дымком
Из трубы – обелиска,
В жаркий день из колодца
Не выпить студеной воды,
Но над Вечным огнём
Ветви жизни склоняются низко,
Рядом зреют хлеба
В ожидании новой страды.
Будут годы лететь,
Пронесутся столетья ветрами
Трудных дел и забот,
Покорением новых вершин,
Но не смогут они
Потревожить священную память –
Эту вечную скорбь
По саженной деревни Хатынь.
Учитель или дети рассказывает о Хатыни.
Демонстрация слайдов, соответствующих содержанию.
Деревня Хатынь.
Война подходила к концу. Отступая, фашисты задыхались от своих неудач. Они были ещё более жестокими, беспощадны, вымещали свою злобу на мирном населении. И пылали деревни, сотнями гибли люди – старики, женщины, дети.
22марта 1943 года фашистский батальон «Чёрная смерть» подошёл к деревне Хатынь. Они врывались в каждую хату и со звериной жестокостью выталкивали на мороз стариков, матерей с младенцами на руках, ребятишек. Ни одного человека не оставили. Прикладами автоматов палачи согнали 149 человек, из них 75 детей, в огромный тёмный сарай, сто стоял на краю деревни.
Старательно политый бензином, запылал сарай. Из – под охваченным пламенем стен вырывался стон людей. Стон и крик. А фашисты спокойно делали своё страшное дело – били из автоматов по тем, кто пытался вырваться из огненного плена. Потом запылала вся деревня. Кровавый рассвет того страшного дня был последним для жителей Хатыни.
Каким – то чудом одному жителю Хатыни удалось спастись. Это был Иосиф Каминский. А вся его семья погибла в то страшное утро… Прошли годы. И встал над землёй бронзовый житель Хатыни. Бережно держит он сына, убитого на его глазах.
И сейчас, опустив голову, долго стоят перед ним люди. А потом молча проходят по улицам Хатыни. Но здесь никто не живёт. На месте деревни сооружён величественный мемориал «Хатынь» - в мраморе, граните и бронзе застыло время.
Нет здесь и хатынских домов. Там, где они стояли, сейчас стелы. Это высокие трубы с колоколом наверху. И каждый колокол отбивает столько раз, сколько людей жило в этом доме. Всего здесь 26 стел.
А на том месте, где в 1043 году были колодцы, глубокие с родниковой водой – сейчас тишина. С того мартовского дня ни разу не брякнуло здесь ведро. Никто не придёт утолить свою жажду. Некому были прийти.
Много лет прошло с той поры, но люди не забудут тех кто погиб за наше светлое будущее. Хатынь стала символом трагедии и мужества всех народов.»Хатынь» - это кладбище всех деревень, которые сожгли фашисты вместе с населением.
Ученик 7:
Хатыни мы не забываем.
Отныне снится страшный сон:
Плывёт над белорусским краем
Как дым, её печальный звон.
Мемориалом стало ныне
Хатынь, средь множества утрат.
Не молкнут звонница, печные
Надгробия сожженных хат.
Ученик 8:
Здесь три берёзки видят люди.
Шумит бессмертная листва.
Четвёртой нету и не будет
Хотя она и не мертва.
Ей не дала судьба сломиться
Перед кровавым вороньём.
Она смогла преобразиться
В огонь. И вечным стать огнём.
Льнут к матери тревожно дети,
Печально слыша этот звон.
И неустанно на планете
Людскую душу будет он.
Учитель :
Бьют хатынские колокола, чернеют трубы сожженных хат, зеленеют три нежные берёзки – символы жизни. А на месте четвёртой полыхает пламя – это вечнач память живых, это гимн торжеству и любви к Родине.
Гитлеровцы хотели сломить и уничтожить советский народ. Но никакие пытки, ни голод, ни холод не смогли сломить мужество нашего народа. На священную борьбу против захватчиков поднялся и стар и мал.
Учащиеся читают стихотворение В. Крылова «О погибших вспоминаем стоя»
1. С первых дней начавшейся войны,
Когда Германия на нас напала,
Добровольцами на фронт ребята шли,
И назад они не отступали.
2. Молодые парни рвались в бой,
Защищая мир от всех напастей,
Нас сумели защитить они,
Подарить нам мир, добро и счастье.
3. Было трудно, страшно, тяжело,
Иногда, до слёз обидно:
Ведь со школьной шли они скамьи
Многие прощались с жизнью
4. Помять светлая о них жива,
И всегда мы о погибших будем помнить.
Всем героям честь почёт, хвала.
О погибших вспоминаем стоя.
Учитель:
Не все дожили до Дня Победы. Миллионы людей отдали свои жизни для того, чтобы мы жили счастливо, учились, работали. Давайте почтим память минутой молчания.
Минута молчания. Звучит 1-я сюита к драме Ибсена «СмертьОзе» Э. Грина.
Учитель :
Сейчас мы живём под мирным небом. Мир, созданный для жизни, сегодня как никогда нуждается в заботе. На планете накоплены горы смертоносного оружия. Россия постоянно стремиться укрепить мир на нашей планете. Вест мир – это наше счастье, счастье людей. Без мира нет будущего. Наш народ знает цену мира и мирной жизни.
Ученик 9: Мир – это школьный звонок школа, в оконцах которой – солнце.
Ученик 10: Мир – это голос весенних гроз и молчание пушек.
Ученик 11: Мир – это, когда люди сажают деревья и зеленеют поля.
Ученик 12: Мир – это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков
Все хором: Мир – это жизнь!
Учитель:
- А зачем нам нужен мир?
Ответы учащихся стихами.
Ученик.
Нам нужен мир, тебе и мне
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет.
Который завтра встретим.
Ученик.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир – прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Ученик.
Нам нужен разноцветный луг
И радуга над лугом.
Нам нужно бегать, прыгать, петь
И говорить друг с другом.
Ученик.
О чём угодно говорить:
Об играх и забавах,
О мотоциклах, о кино
И о ковбоях бравых.
Ученик.
Кому мешает этот мир
С цветами на опушке?
Кто в этот мир, чудесный мир,
Прицелился из пушки?
Ученик.
Я буду рад,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
И пушки и снаряды.
Ученик.
Не для того мы рождены,
Чтоб нас война крушила,
«Нет!» - заявляем мы войне,
Всем злым и тёмным силам.
Ученик.
Должна трава зелёной быть,
А небо синим – синим,
Звенят ручьи,
Поют на ветках птицы.
На замечательной земле
Нам удалось родиться.
Ученик.
Так пусть она цветёт всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на неё
Влюблёнными глазами.
Учитель:
Вы все окончите школу. Многие из вас пойдут служить в армию. Перед вами стоит сложная задача – отстоять мир завтрашнего дня.
Звучит песня «Пусть всегда будет мир»
И пусть над нашей планетой сияют мирные звёзды
И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!