Папки-передвижки

Урок в детской школе искусств «Рождение музыки»

Юлия Фисенко
Урок в детской школе искусств «Рождение музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Кысыл-Сырский филиал МБУ ДО

«Вилюйская детская школа искусств им. М. Н. Жиркова»

Вилюйский улус (район,Республика Саха (Якутия)

Урок-презентация

Музыка - искусство муз.

Рождение Музыки.

Подготовила:

преподаватель теории музыки

высшей категории

Фисенко Юлия Вячеславовна.

2024 г

Рожденье музыки, я слышу наяву,

Среди травы, цветов, ветвей в лесу,

В сиянии радуги над матушкой – землей,

Публикация «Урок в детской школе искусств „Рождение музыки“» размещена в разделах

Рожденье музыки сливается с душой.

(Олег Филатов)

Музыка родилась вместе с человеком. В начале человек различал гармонию природных звуков, помогающих ему в жизни, потом он начал сам воспроизводить и обрабатывать звуки. Свои музыкальные творения он использовал для общения с другими людьми, для изгнания страха и злых духов и восхваления богов. Считается, что Пифагор со своими учениками заложил основы теории музыки и музыкальной акустики.

Язык души

Понятие "музыка" происходит от греческого слова "муза" (от 9 муз, богинь искусства) Платон писал: "То, что для тела гимнастика, для души - музыка". Термин "музыка" в нынешнем понимании используется с 4 в. до н. э. Музыка выражает характер людей и поэтому ее часто называют языком души.

Искусство-это удивительный мир интонаций и звуков- к ним относятся музыка, театр; слов и предложений (поэзия, литература, красок и линий (живопись, жестов и пластики (танцы, ещё к искусству относятся архитектура, скульптура, кино. Все искусства объединяет одна цель –рассказать о жизни человека, природе, животных…То, что все искусства близки, родственны между собой, люди заметили давно.

В древние времена деятельность человека не подразделялась на виды искусства – музыка была неразрывно слита со стихом, песня – с танцем, пантомимой и даже с рисунком. Да, именно, с рисунком, потому что, до того как научились писать, люди изображали предметы, себя, животных, явления природы через рисунок.

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы. Например, Мадонна муза Леонардо да Винчи, а бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная. Каждого поэта так же посещает своя муза. Подтвердим это стихотворением Василия Андреевича Жуковского:

Я музу юную, бывало,

Встречал в подлунной стороне,

И Вдохновение летало

С небес, незваное, ко мне;

На всё земное наводило

Животворящий луч оно —

И для меня в то время было

Жизнь и Поэзия одно.

Кто же такие музы?

Отвечу на этот вопрос с помощью стихотворения Игоря Галимовича Гусманова

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных,

Мнемозины и Зевса живые черты,

Девять юных богинь, девять муз просвещенных,

Девять символов разума и красоты.

---

От подножья Парнаса до рощ Геликона

Ты услышишь их песен пленительный звук,

Ты увидишь их танец в лучах Аполлона

С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом

Пишет стилос ее на доске восковой,

Клия, муза истории, в пеплосе строгом

Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный,

Муза Талия — маску с улыбкой смешной,

Терпсихора танцует свой танец прелестный,

И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает,

Мельпомена с трагической маской в руках,

Полигимния лик покрывалом скрывает,

Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,

И сегодня слетают они с высоты,

Девять юных богинь, девять муз просвещенных,

Девять символов разума и красоты.

В древности родился миф об Аполлоне и его постоянных спутницах- девяти музах, которых называли богинями пения. Каждая муза покровительница одному или нескольким искусствам. Три из них посвятили себя музыке : Эвтерпа-муза лирической поэзии и музыки, Эрато-муза песен и мимики, Полигимния-муза красноречия и гимнов. Эвтерпа всегда изображалась с флейтой в руках, Эрато с лирой, а Полигимния-операющейся на скалу и задумчиво смотрящей на сестёр. Все 9 сестёр были дочерями Бога громовержца-Зевса. Древние люди верили, что музы родились у подножия Олимпа и своими дивными голосами пели на пиршестве богов, услаждая их слух, музы водили хороводы под звуки золотой кифары, на которой играл бог Аполлон.

Что такое кифара?

Кифара — Это древнегреческий струнный щипковый инструмент. Один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжёлый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI–V вв. до н. э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн. Кифара у греков олицетворяет вселенную, повторяя своей формой Небо и Землю. Струны символизируют различные уровни вселенной. Атрибут Аполлона и Терпсихоры. Певцы-кифареды аккомпанировали себе на кифаре во время пения.

Музы были спутницами бога Аполлона и обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ. Глоток воды из этого источника дарил вдохновение, ведь музы покровительствовали всем, кто стремился к прекрасному.

Девять богинь-сестер почитали по всей Греции и строили им храмы, называемые музейонами. Именно от музейонов произошло название современных музеев – хранилищ произведений искусства, на создание которых вдохновляли музы.

Там же на горе Парнас находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Вывод

Прошли столетия, но родство муз сохранилось и в наши дни.

Что такое вокальная музыка? Это родство музыки и поэзии. Что такое театр? Это родство литературы, музыки, живописи и танца. Можно ли представить себе кино без музыки? Историю нельзя представить без былин и гимнов. Почему музыка занимает почётное место в дружной семье муз? Музыка может ярче других искусств передать характер, настроение, переживания человека, музыка –это язык чувств.

В этом может нас убедить творчество Сергея Сергеевича Рахманинова. Одно из знаменитых его произведений - «Вокализ», который композитор написал в 1915 году и посвятил его великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой. Однажды певица спросила композитора, почему у такой прекрасной музыки нет слов, и тот ответил: «Зачем слова, когда вы своим прекрасным голосом и исполнением сможете выразить всё лучше, чем кто-нибудь словами».

Одно из известных произведений для голоса и фортепиано – «Сюита-вокализ», написанная в 1923 году Николаем Карловичем Метнер. Сюите был предпослан эпиграф-стихотворение В. Гёте «Священное место», чтобы глубже понять смысл мелодии, которую можно теперь представить как песню без слов какой либо музы.

Священное место.

В. Гёте

Ночью, когда хороводы

При месяце нимфы водят,

Тайно грации лёгкой толпой

К ним с олимпа слетают.

Вместе дивно поют и танцуют,

А поэт восхищенный внемлет песням

И зрит движенья, полные тайны.

Всё, что чудного есть в небесах,

Всю прелесть, землёю рожденную,

Созерцает юный поэт.

Всё он поведает музам.

И дабы боги не гневались,

Музы научат его

О тайнах рассказывать скромно.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс «Путешествие в волшебный мир звуков» Урок Музыки 1 класс. Тема урока: «Путешествие в волшебный мир звуков» Обобщающий урок по разделу «Музыка.

Дипломная работа по теме «Искусство иллюстрации» в Детской школе искусствДипломная работа по теме «Искусство иллюстрации» в Детской школе искусств Хочу представить следующую дипломную работу Суховой Анастасии учащейся Детской школы искусств им. А. И. Плотнова по теме «Искусство иллюстрации.

Фотоотчет о проведении пленэра в Детской школе искусств А. И. ПлотноваФотоотчет о проведении пленэра в Детской школе искусств А. И. Плотнова Пленэр является очень важной и полезной частью обучающего процесса, так как способствует не только развитию навыков рисунка, живописи, композиции.

Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.

Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка»Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка» Урок музыки 1 класс. Тема урока: «Дом, в котором звучит музыка» Раздел: «Музыка и ты» Учитель музыки: Иванищева Наталья Николаевна.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Урок музыки в 5 классе «Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов» Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов Цель урока: сформировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок в детской школе искусств «Рождение музыки»
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 18:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок в детской школе искусств «Рождение музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Фисенко (УИ 1415267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД