Надежда Кудрявцева
Урок здоровья для начальных классов «Здоровые зубы»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок здоровья : здоровье зубов.
Цели:
• Познакомить учащихся с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.
• Учить детей основным правилам ухода за зубами навыкам личной гигиены.
• Познакомить с полезными продуктами, которые поддерживают здоровье зубов
• Научить бережно относиться к своему здоровью.
• Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение к докторам.
Публикация «Урок здоровья для начальных классов „Здоровые зубы“» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход урока:
Что такое осанка? (привычное положение тела сидя, стоя, при ходьбе)
Зачем нужна правильная осанка? (красота, правильная работа сердца, хорошее кровообращение, легко дышится)
Чтобы у нас была правильная осанка, сядьте ровно и не забывайте о ней в течение урока.
Загадка: «Полон хлевец белых овец». (Зубы.)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— Что помогает переваривать пищу?
— Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6—7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10—11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если потеряет человек постоянный зуб — новый на его месте уже не вырастет.
- Не зря говорят, что «Зубы – зеркало организма».
- Как вы думаете, почему?
- Сегодня мы с вами поговорим о том, как беречь и охранять свои зубы.
- Ни волчонок, ни зайчонок, ни бобренок не могут жить без зубов. А мы? Подумаешь, один зуб заболел. Вон их сколько у нас! Возьмите зеркальце и посчитайте, сколько у вас зубов. У всех по-разному. Потому что в вашем возрасте молочные меняются постоянными. А у взрослого, который заботится о своих зубах-32. И все они нам нужны. Передние острые. Служат для того, чтобы резать пищу. Это резцы (Показ на макете. Слово прикрепляется на доску). Заостренные зубы – клыки. Они нужны, чтобы разрывать ее. Толстые, тупые зубы – чтобы пережевывать. Они называются коренными.
Демонстрация макета зубов.
- Покажите где резцы, клыки и коренные зубы.
- Каждый из твоих зубов нужно беречь. Это вы уже знаете. А что такое беречь?
(Не грызть орешки, не открывать зубами лимонад, не увлекаться сладостями, больше есть фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу).
Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Стоматологи ежегодно удаляют около четырех тонн детских зубов. Отчего же это происходит?
У каждого человека во рту есть бактерии полезные, а есть бактерии кариеса. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворения зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.
Отчего же образуется кислота?
МИКРОБЫ+САХАР=КИСЛОТА
Вот что происходит с нашими зубами, если мы не ухаживаем за ними и едим много сладкого.
А кто из вас любит сладкое? Сладкое любят все!
Из всего этого сформулируем первое правило:
-Соблюдать правила употребления сладкой пищи!
Какие продукты относят к сладкой пище? И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть?
Можно, но правильно! Нужно контролировать количество «кислотных атак», не нужно есть постоянно в течение дня, а спланировать свое питание так, чтобы не было более 4-5 приемов пищи в день. Зубы нормально переносят «кислотные атаки», происходящие при нормальном питании: завтрак, обед, ужин.
Второе правило: Употреблять продукты, которые полезны для наших зубов.
Каротином он богат и полезен для ребят
Нам с земли тащить не вновь за зеленый хвост (морковь)
Круглое, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Доктора также советуют, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, т. к. в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль.
А вы знаете. Что у наших зубов есть друзья?
Отгадайте кто они! Всех микробов точно плеткой выгонит зубная…. (щетка)
Белая река в пещеру затекла, чистит добела…. (зубная паста)
Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (вода)
-Щетка, паста и вода – мои лучшие друзья!- говорят наши зубы!
Практикум «Чистка зубов».
- Ребята, давайте вспомним, как правильно чистить зубы?
(Ученики показывают, как правильно чистить зубы)
• Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
• Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
• Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
• Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
• Не забудьте почистить язык.
Работа над темой урока С. Михалков «Как у нашей Любы.»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы :
Слабые, непрочные —
Детские, молочные.
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит: —
Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?.
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы?
(Не чистила зубы, зуб поврежден, в нем дырочка.)
— Почему появилось повреждение? (сладости, горячее и холодное, грызть твердые предметы, микробы)
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Чтобы зубы были здоровыми, надо … (если вы со мной согласны, то вы приседайте – зубы крепко сидят, а если не согласны с моей фразой, то прыгайте (зубы шатаются)
Фразы:
– Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо:
• грызть ручки и карандаши (прыгают)
• правильно питаться (сидят)
• часто есть сладкое (прыгают)
• грызть орехи (прыгают)
• чистить зубы (сидят)
• есть очень холодную и очень горячую пищу (прыгают)
• ходить вовремя к врачу (сидят)
• Интересные факты
• - В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.
• - Если вы найдёте в классе спрятанные зубки, то узнаете об этих обычаях.
• (Дети находят зубки в разных уголках класса, читают народные обычаю, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)
• -У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок.
• -Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «превратись зуб в Они» (Они – это японское чудовище, у которого крепкие зубы).
• - У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит «чёрная, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый (Чёрная птица – символ удачи).
• - В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!
• - А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
Практическое занятие
- Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный зубы.
- Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)
- А что, ребята, происходит, когда временный зуб выпадает? (На его месте вырастает постоянный)
- Этот постоянный зуб будет служить человеку всю жизнь.
- Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.
Советы стоматолога
- Итак, у нас возникла зубная боль. К какому врачу мы пойдём за помощью? (К стоматологу)
- Давайте прочтём советы стоматолога.
• Как правильно чистить зубы? (ответы детей)
• Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
• Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
• Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
• Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
• Не забудьте почистить язык.
• Затем хорошенько прополощите рот тёплой водой.
• Тщательно промойте зубную щётку, стряхните и поставьте в стакан ручкой вниз, чтобы щётка просохла.
Рефлексия.
У каждого ученика на парте лежит рисунок с изображением зубика.
- Чего не хватает в зубике? (Улыбки)
- Давайте оживим наш зубик, подарив ему улыбку. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку.
(Дети оживляют зубик.)
- Итак, ваши зубки ожили. Мы их прикрепим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок стало в классе.
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса—
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.
Список используемой литературы.
https://www.medlinks.ru/article.php sid=17770
https://www.ami-tass.ru/article
https://www.cafesoloha.ru/interesting/16-interesting/24-2009-11-05-22-43-15
https://likiviki.ru/tales/poems-about-teeth
Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. - Древо познания., 2002.
Энциклопедия для детей. Обо всём на свете. От А до Я. - М. : Махаон, 2004.
Энциклопедия для малышей. ЧУДО-ВСЮДУ: Мир животных и растений. - Ярославль: Академия Холдинг, 2003.
Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы/ В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2004.