Папки-передвижки

Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Гульнара Гараева
Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Во всех примерных программах дошкольного образования вопросам развития культуры речевого общения уделяется немало внимания.

Так в программе «Детство» определены следующие задачи по формированию у детей навыков речевого общения :

Во II младшей группе: умение употреблять речевые формы вежливого общения; использование дружелюбного, спокойного тона общения.

Публикация «Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В средней группе: говорить по очереди, не перебивая говорящего; знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам, уметь обратиться с просьбой, жалобой, выразить благодарность, обиду.

В старшей группе: использовать принятые нормы вежливого речевого общения; знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном).

Можно выделить следующие условия, способствующие воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста :

- обеспечение детей знаниями в области коммуникативной компетенции, ориентация педагога на демократический стиль общения с детьми, соблюдение им требований речевого этикета.

- обеспечение постоянного диалогического взаимодействия в повседневной жизни, на разных уровнях (воспитатель - ребенок; ребенок - сверстник; ребенок - старший по возрасту);

- целенаправленное использование специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков, обеспечивающих культуру общения;

- обеспечение содержательной жизни ребенка в детском саду, которая будет находить отражение в его общении;

- воспитание эмпатии, доброжелательной ориентации на собеседника, уважения к его личности;

- единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры речевого общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей, наличие культуры общения у взрослых между собой и в отношениях с ребенком.

Важнейшим условием в формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста является речь воспитателя. Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование, являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.

Е. И. Тихеева детально рассмотрела "культурные и методические требования" к речи воспитателя:

1. Речь педагога должна быть абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.

4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.

5. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

6. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.

7. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Кроме того, речь воспитателя должна быть обусловлена демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, что является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.

Педагогу необходимо организовать наблюдение за детьми в ходе совместной деятельности, а также целесообразно проведение индивидуальных диагностических бесед, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:

- охотно или нет вступает ребенок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;

- может или нет поддержать ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему;

- как говорит ребенок с детьми: много, мало, молчалив.

Воспитанием культуры речевого общения педагоги детского сада должны заниматься во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их.

Универсальным методом формирования культуры речевого общения является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным.

Н. А. Курочкина рекомендует использовать самые разнообразные виды игр: подвижные, музыкальные, игры со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-инсценировки.

С. В. Дурандина классифицирует игры направленные на: формирование умений, обеспечивающих культуру речевого общения; формирование внимательного отношения к человеку – эмпатии; формирование умения прогнозировать реакцию собеседника на свои действия; дидактические игры, связанные с ситуацией общения одного ребенка с другим.

Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Так для младшего дошкольного возраста помогают в обучении кукольные персонажи. С помощью кукол можно разыгрывать сценки, в которых они демонстрируют, как надо пригласить взрослого или сверстника для совместной игры или деятельности, как следует правильно попросить, поблагодарить. Куклы очень вежливы и знают много "волшебных слов". Обучающее воздействие оказывают и общеизвестные ролевые игры, например "Магазин", «Парикмахерская», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить, поблагодарить и, уходя попрощаться.

Для среднего дошкольного возраста используют как старые, так и новые игры, сценки из жизни кукольных персонажей, беседы с использованием дидактических картин.

Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они предпочитают в конфликтных ситуациях находить выход самостоятельно, не обращаясь к взрослому, знают достаточное количество правил речевого этикета и нередко используют эти правила. В этом возрасте, обучая речевому этикету, необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации. Играя с детьми в "магазин" педагог может отказаться от товара, возмутиться его качеством или ценой. В данном случае стоит говорить с детьми о неожиданных ситуациях вообще в жизни и о правилах поведения в таких ситуациях.

В этом возрасте дети по-прежнему любят театрализованные игры, в том числе и пальчиковый театр. В таком театре можно разыгрывать вполне серьезные стихи и прозаические тексты. Но самую большую радость доставляет детям настоящее исполнение ролей в "живом спектакле".

Сопереживание и содействие героям литературных произведений в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственного участия не принимал. Следовательно, важным условием нравственного воспитания, и формирования культуры речевого общения дошкольников является чтение художественных произведений. Их подбор должен быть рассчитан на то, чтобы раскрыть для детей переживания, которые испытывают персонажи в той или иной ситуации, объяснить последствия их поступков для других и связанные с ними чувства. Используя литературные приемы, писатели побуждают ребенка, сравнивать свои поступки с поступками главных героев, делать моральный выбор.

Первую школу общения ребенок проходит в семье. Соприкасаясь с близкими людьми, он постигает азы общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, строит собственное поведение.

Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.

Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение родителей к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим.

В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями : посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - колыбель духовного роста ребенка, основной фундамент воспитания культуры общения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что для формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста эффективными педагогическими условиями являются : речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.

Список литературы

Даренская Л. С. Воспитание культуры общения // Ребенок в детском саду—2002 №1

Смирнова Е. О., Витюк М. Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание —1994,№3

Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - Москва: 1972

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - Москва 2001

Шипицына Л. М., Защиринская У. В., Воронова А. Н., Нилова Т. А. Азбука общения-С-Пб :2003

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2014 в 17:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД